Создание проблемной ситуации при определении цели урока.
Формулировка цели урока.
IV. Физкультминутка (1 мин.)
Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой.
Организует физкультпаузу.
Выполняют упражнения.
Фронтальная работа.
Снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой.
V. Закрепление и систематизация
знаний (12 мин)
Выявить понимание и осмысление темы.
Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий. Проводит дидактические игры «Исправь ошибки», «Перепутанные слова».
Выполняют задания на постановку падежного вопроса, изменение существительного по падежам.
Проблемно-поисковый, наглядный, словесный.
Создание проблемной ситуации для творческого поиска. Самостоятельная работа, работа в парах. Самопроверка.
Игровая мотивация заданий.
Умение изменять слово по падежам, задавать падежный вопрос.
VI. Домашнее задание (2 мин)
Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.
Создание проблемной ситуации при определении цели урока.
Формулировка цели урока.
IV. Физкультминутка (1 мин.)
Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой.
Организует физкультпаузу.
Выполняют упражнения.
Фронтальная работа.
Снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой.
V. Закрепление и систематизация
знаний (12 мин)
Выявить понимание и осмысление темы.
Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий. Проводит дидактические игры «Исправь ошибки», «Перепутанные слова».
Выполняют задания на постановку падежного вопроса, изменение существительного по падежам.
Проблемно-поисковый, наглядный, словесный.
Создание проблемной ситуации для творческого поиска. Самостоятельная работа, работа в парах. Самопроверка.
Игровая мотивация заданий.
Умение изменять слово по падежам, задавать падежный вопрос.
VI. Домашнее задание (2 мин)
Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.
Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его.
Словесный.
Понимание домашнего задания.
VII. Итог урока, рефлексия (3 мин)
Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников.
Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности.
Формирует адекватную оценку по выполнению поставленных задач урока.
Стимулирует учеников оценивать свою деятельность на уроке, свои чувства и настроение.
Анализирует свою деятельность, показывает своё отношение к уроку, чувства и настроение с помощью символов.
Словесный, аналитический. Самоанализ, самооценка.
Удовлетворение от проделанной работы, эмоциональное завершение урока.
Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение) (Изучение нового материала)
Цели урока:
Предметные:
- познакомить с падежами имен существительных;
- формировать умение изменять имена существительные по падежам;
- Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные:
Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать
Задачи: Обучающие: познакомить третьеклассников с падежами имён существительных в процессе работы с текстом и словом;
формировать умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать умение задавать падежные вопросы, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитание культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Технология: использование ИКТ на уроке русского языка.
Оборудование:учебник, карточка с текстом, карточка-помощница на каждого ученика, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока.
Организационно – мотивационный этап (1 мин.)
- Посмотрите на меня, я хочу видеть ваши глазки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.
- С каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим покажите солнышко, а плохое настроение - тучку.
- Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! (слайд 2)
2. Этап актуализации знаний (3 мин.)
- А вы действительно хотите много знать?
- Вы любите мультфильмы? Предлагаю вам посмотреть один очень интересный мультфильм. ( ссылка)
( Включается начало мульт. «Зима в Простоквашино»
- Узнали героев мультфильма? Кто они?
- Кто написал это произведение? (Эдуард Успенский) (фото автора) (слайд 3)
- (слайд 4) К нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать.
(слайд5)У него такая проблема, он написал письмо родителям Дяди Федора, но почему то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь.
- Поможем, ребята?
У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте.
(слайд 5)Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди деревня его полюбили. Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приносить. Дядя Федор всем помогает.
- Почему Коту Матроскину непонятен текст? ( неправильно написаны слова)
- А к какой части речи относятся эти слова? (к именам сущ.)
- Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? (изменить форму имен существительных)
-А как мы её будем менять? (по вопросам)
-А как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение.
Какое сущ. одушевл. или неодуш.?
Какой вопрос зададим?
Возьмите карандаш.
Прочитайте, измените. (помощь)
Читаем 2 предложение и т.д.
-(слайд 6)Прочитай … еще раз то, что у нас получилось.
- Помогли Матроскину исправить письмо?
Ребята скажите, о чем не знал Матроскин? (…) (открыть ниже)
3. Изучение нового материала. Постановка темы и цели урока. (8 мин.)
- Ребята, скажите, что мы изменяли в словах? (окончания)
- Как мы его изменяли? (по вопросам)
- А в какой части речи изменяли? (сущ)
- А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам? (предполагаемые ответы детей)
- Я вам открою тайну, есть в русском языке слово которое заменяет изменение по вопросам, на другое слово – изменение по падежам.
- Где мы можем это найти? ( в учебнике посмотреть)
Правильно, откройте учебники на странице 20 и прочитайте «узелки на память»
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (изменение имен существительных по падежам) (слайд 7)
- Значит на уроке мы должны научиться изменять имя существительное по падежам.
4 Осмысление.
- Кто запомнил сколько падежей в русском языке?
- В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами)
- Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте сказку, которую рассказал мне Матроскин. (слайд 8)
(Слайды 9-14)
Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным.
Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным.
Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным.
Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным.
- Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей?
Вы их запомнили? Хорошо!
5. Физ. Минутка (слайд 15)
А сейчас Матроскин предлагает немножко отдохнуть.
Муз. Пауза ( ссылка)
6. Закрепление и систематизация знаний (12 мин)
-Возьмите карточку-помощницу, Матроскин решил вам тоже помочь и начал заполнять её, но убежал по делам. Давайте посмотрим, какие падежи и вопросы он не написал. Попробуйте с соседом в этом разобраться.
Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово помощник.
(Слайд 16)
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
- Готовы? Давайте проверим. У меня есть волшебная лупа, которая покажет, что вы должны были написать. Кто ошибся, исправьте.
Кто желает стать волшебником? Молодцы! (Оценки)
7. Домашнее задание.
Вам дома необходимо выучить падежи и падежные вопросы, т.к. они вам будут нужны для дальнейшей работы
(Слайд 17)
(Работа в тетради самостоятельно)
Посмотрите внимательно на доску. Даны падежи, падежные вопросы и слова, которые Матроскин специально перепутал, чтобы вас проверить. Ваша задача расставить их по своим местам, к определенному падежу.
Вам в этом поможет карточка – помощница, которую мы заполнили.
Откройте тетради и попробуйте сами записать.
- Проверяем. Кто расставит слова правильно. (работа с интерактивной доской)
Уч. Ребята, трудно ли вам было задать падежный вопрос?
Кот Матроски тоже доволен, что работает вместе с вами. Послушайте, что он говорит (запись) ( ссылка)
- А сейчас мы с вами еще поучимся определять падежи в тексте и вы наглядно увидите как это можно сделать. (слайд 18)
Для этого возьмите письмо кота Матроскина и попробуем определить падеж выделенных слов.
Кто сможет?
Что нужно сделать сначала? (поставитьвопрос и определить падеж)
Молодцы, ребята! Кот Матроскин тоже всему научился и теперь будет писать все слова правильно. А эти письма я отправлю в Простоквашино. (слайд 19)
7. Итог урока. Стадия рефлексии.
- Наш урок подходит к концу.
Я хочу чтобы вы продолжили фразу: Сегодня на уроке я….
– узнал…
- Мне понравилось…
С каким настроением вы заканчиваете урок. Поднимите солнышко, или тучку.
А на память об этом уроке я дарю вам календарики, эскиз которых сделали мои ученики.