kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Имена собственные и нарицательные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана к уроку русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные" по программе "Перспектива", но может быть использована педагогами при изучении данной теме по любому УМК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Имена собственные и нарицательные"»

Технологическая карта урока

Тема раздела: слово и его значение

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык, 2 класс, УМК «Перспектива», Шепель М.В.

Тема занятия/урока

Имена собственные и нарицательные

Цель

  • Умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные.

Задачи

— формировать представления детей об основном назначении имен собственных: они призваны называть единичные предметы, а не группу однородных предметов, как имена нарицательные;

— ввести термин «имена нарицательные»;

— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;

— развивать речь обучающихся при работе с текстом;

— воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(Личностные и метапредметные результаты)

Предметные:

  • формировать представление об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;

  • знать значения терминов имена собственные и имена нарицательные;

  • понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных;

  • закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Метапредметные:

  • развивать речь учащихся при работе с текстом, при образовании имен и фамилий по образцу;

  • развивать мышление при сопоставлении омонимичных имен собственных и нарицательных.

Личностные:

  • осознание алгоритма своего действия.

  • формировать интерес к истории личных имен, топонимов.

Оборудование и материалы

Учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику русского языка, авторская презентация, карточки для индивидуальной работы с разной степенью сложности


Этап урока (занятия)




Цель - результат

Деятельность

педагога

Деятельность

ученика (воспитанника)

Формы работы, приёмы

Мотивация

(Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

 Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки


 Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.


Самоопределение к деятельности

- Попробуем определить тему урока по стихотворению Е. Измайлова:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто.

Буква такого высокого роста.


Настраиваются на работу.










Определяют тему урока.


 Рифмованное

начало урока






«Яркое пятно»

(с помощью художественного иллюстрирован),

подводящего к теме урока



Введение в тему

(Постановка учебной задачи, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.)

  Актуализация знаний с целью решения учебной задачи: открытия нового знания об именах собственных и нарицательных.


- Расскажите всё, что вы знаете о большой букве в написании слов.

- Как называются слова, которые всегда пишутся с большой буквы, независимо от их места в предложении?

- Что относится к именам собственным?

- Как вы считаете, вы уже всё узнали об именах собственных и достаточно хорошо владеете этой темой? Нужен нам такой урок?

- Хотели бы вы узнать что-то новое?

- Тогда работаем дружно и вдумчиво.


- Запишите дату: 29 января.

- Вглядитесь в слово января, найдите спрятавшиеся слова.

- Что вы можете о них рассказать?

- Что относится к именам собственным?

-Какое правило орфографии надо применять к именам собственным?

- Запишите имена Ян и Варя по правилам орфографии. Какую орфограмму подчеркнете в этих словах?

- Продолжим запись слов. Теперь постарайтесь услышать, какие имена прячутся в словах. Запишите секреты «эха» в тетрадь.

Кто забрался под диван?

Эхо мне в ответ: Иван. (хором)

Не боится кто мороза?

Эхо отвечает: Роза. (хором)

Кто гуляет до рассвета? (Света)

Кто потерял сандалик? (Алик)

- Проверяем работу.

Отвечают на вопросы учителя






Рассуждают, участвуют в диалоге с учителем






Запись даты


-Ян, Варя.

Отвечают на вопросы учителя




Работа в тетради с применением орфографического правила


Выполняют задания, направленные на развитие фонематического слуха и внимания





Самоконтроль:

оценивают правильность выполнения заданий (какие слова записали и как).

Актуализация знаний





Постановка учебной задачи






Решение лингвистических

задач








Фонематическая игра «Эхо»






Проверка с комментированием действий


Открытие нового (знания, способа действия)

(Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)

 Цель- научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.


 1. Фронтальная работа с классом

- Как назвать одним словом записанные слова?

- Как их можно разделить?

- Прочитайте одну из групп. Как одним словом можно назвать всех с такими именами?

- Сколько мальчиков можно назвать словом мальчик?

- Как еще можно назвать всех мальчиков?

- А сколько мальчиков, учеников или школьников можно назвать Иванами?

- Постарайтесь объяснить, для чего служит каждое из слов, в чем разница между ними?

- Как придумали выделять на письме имена собственные?


2.Сообщение профессора Самоварова.

- Давайте послушаем авторитетное мнение профессора Самоварова

(эл. приложение к учебнику русского языка)

- Сравним его мнение с формулировками учебника (с.15)

- Что узнали нового?

 Участвуют в обсуждении проблемных вопросов

- имена

- мужские и женские


- мальчики


- всех


- ученики, школьники


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов,

высказывают и аргументируют собственное мнение




Работают с информацией об именах собственных и нарицательных, представленной на электронном носителе и в учебнике с комментированием.


Делают обобщение.


 Подводящий диалог

















Работа над понятием: имена нарицательные


Комментирован-ное чтение


Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

(Самостоятельная работа (в парах, группах). Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.)

Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

  Применение новых знаний.

1. Задание в учебнике (с.14 упр.13)

- Найдите общие слова. Как их называют? Они указывают на конкретный предмет или на группу?

Найдите имена собственные. Они называют группу или единичный предмет?

- Как же вы будете различать нарицательные имена и собственные?

- Зачем вам нужны эти знания?

- В каком порядке будете применять новые знания, чтобы не допустить ошибок в написании?

- Хотите проверить себя?

2.Интерактивное упражнение «Волшебная труба» (презентация к уроку)

3. Самостоятельная работа. Запись словосочетаний под диктовку.

4. Гимнастика для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)

И с него свалилась вниз (глаза – в пол).

Повторить 2-3 раза.




4. Проблемная ситуация, обсуждение в парах

На слайде слова: Груша, Роза, Шарик, Орёл, Блинов.

- Могут ли эти слова быть написаны с большой буквы?

- Придумайте словосочетания, где одно и то же слово было и нарицательным именем, и собственным.

5. Дифференцированное задание по карточкам разной степени сложности:

А) запись предложений с готовым подбором одинаковых слов.

Б) запись предложений с самостоятельным подбором одинаковых слов.

 

Выполняют устно упражнение в учебнике, отвечают на вопросы








Задают алгоритм действий:

1) Подумать, что называет слово

(группу однородных предметов или

единичный предмет)

2) С какой буквы писать.

Применяют новые знания на практике, рассуждая по алгоритму


Самостоятельная работа с последующей проверкой на интерактивной доске


Выполняют гимнастику для глаз










Участвуют в обсуждении проблемного вопроса,

высказывают и аргументируют свое мнение



Работают в парах - составляют словосочетания


Самостоятельный выбор карточки

Письменная работа в тетради.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ

У РОЗЫ РОЗА.


Подводящий диалог









Алгоритм действий



Выполнение пробных действий













Проблемный вопрос





Парная работа




Дифференцированная самостоятельная работа

Итоговая рефлексия

(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)









Задание на дом

(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)

 Цель - научить осознавать свои достижения

- Наш урок подошёл к концу. Узнали вы новую информацию? Какую?

- Чем различаются имена собственные и имена нарицательные? Для чего создаются те и другие?

- За что вы можете похвалить себя и своих одноклассников?

-Вы хорошо поработали на уроке, достигли поставленной цели и думаю, что вы так же легко и с удовольствием справитесь с домашним заданием.


Дом. задание: упр.18, упр.19 (по выбору)

или творческое задание:

подобрать и записать свои словосочетания или предложения с одинаково звучащими нарицательными и собственными именами существительными (по аналогии с упр., выполненным в классе)


 Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




Оценивают свою работу на уроке и своих одноклассников.






Выбор детьми домашнего задания

 Самоанализ







Самооценка



Создание ситуации успеха





3 уровня дом. задания



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Имена собственные и нарицательные"

Автор: Шепель Марина Викторовна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта изучения темы «Имена собственные и нарицательные», 2 класс "
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-izuchieniia-tiemy-imiena-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445606652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_sobstviennyie_i_naritsatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "423346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498644999"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Одушевлённые и неодушевлённые существительные технологическая карта урока "
    ["seo_title"] => string(94) "odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-sushchiestvitiel-nyie-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "182597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425558491"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(64) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "188614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426699281"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) ""Имена существительные собственные и нарицательные", русский язык, 2 класс "
    ["seo_title"] => string(83) "imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-russkii-iazyk-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225251"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439520612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства