Мотивация (Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.) | Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Эмоциональный настрой Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Чтобы грамотно писать. Самоопределение к деятельности - Попробуем определить тему урока по стихотворению Е. Измайлова: Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти, не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто. Буква такого высокого роста. | Настраиваются на работу. Определяют тему урока. | Рифмованное начало урока «Яркое пятно» (с помощью художественного иллюстрирован), подводящего к теме урока |
Введение в тему (Постановка учебной задачи, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.) | Актуализация знаний с целью решения учебной задачи: открытия нового знания об именах собственных и нарицательных. | - Расскажите всё, что вы знаете о большой букве в написании слов. - Как называются слова, которые всегда пишутся с большой буквы, независимо от их места в предложении? - Что относится к именам собственным? - Как вы считаете, вы уже всё узнали об именах собственных и достаточно хорошо владеете этой темой? Нужен нам такой урок? - Хотели бы вы узнать что-то новое? - Тогда работаем дружно и вдумчиво. - Запишите дату: 29 января. - Вглядитесь в слово января, найдите спрятавшиеся слова. - Что вы можете о них рассказать? - Что относится к именам собственным? -Какое правило орфографии надо применять к именам собственным? - Запишите имена Ян и Варя по правилам орфографии. Какую орфограмму подчеркнете в этих словах? - Продолжим запись слов. Теперь постарайтесь услышать, какие имена прячутся в словах. Запишите секреты «эха» в тетрадь. Кто забрался под диван? Эхо мне в ответ: Иван. (хором) Не боится кто мороза? Эхо отвечает: Роза. (хором) Кто гуляет до рассвета? (Света) Кто потерял сандалик? (Алик) - Проверяем работу. | Отвечают на вопросы учителя Рассуждают, участвуют в диалоге с учителем Запись даты -Ян, Варя. Отвечают на вопросы учителя Работа в тетради с применением орфографического правила Выполняют задания, направленные на развитие фонематического слуха и внимания Самоконтроль: оценивают правильность выполнения заданий (какие слова записали и как). | Актуализация знаний Постановка учебной задачи Решение лингвистических задач Фонематическая игра «Эхо» Проверка с комментированием действий |
Открытие нового (знания, способа действия) (Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.) | Цель- научить объяснять различие имен собственных и нарицательных. | 1. Фронтальная работа с классом - Как назвать одним словом записанные слова? - Как их можно разделить? - Прочитайте одну из групп. Как одним словом можно назвать всех с такими именами? - Сколько мальчиков можно назвать словом мальчик? - Как еще можно назвать всех мальчиков? - А сколько мальчиков, учеников или школьников можно назвать Иванами? - Постарайтесь объяснить, для чего служит каждое из слов, в чем разница между ними? - Как придумали выделять на письме имена собственные? 2.Сообщение профессора Самоварова. - Давайте послушаем авторитетное мнение профессора Самоварова (эл. приложение к учебнику русского языка) - Сравним его мнение с формулировками учебника (с.15) - Что узнали нового? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов - имена - мужские и женские - мальчики - всех - ученики, школьники Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают и аргументируют собственное мнение Работают с информацией об именах собственных и нарицательных, представленной на электронном носителе и в учебнике с комментированием. Делают обобщение. | Подводящий диалог Работа над понятием: имена нарицательные Комментирован-ное чтение |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным (Самостоятельная работа (в парах, группах). Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.) | Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных | Применение новых знаний. 1. Задание в учебнике (с.14 упр.13) - Найдите общие слова. Как их называют? Они указывают на конкретный предмет или на группу? Найдите имена собственные. Они называют группу или единичный предмет? - Как же вы будете различать нарицательные имена и собственные? - Зачем вам нужны эти знания? - В каком порядке будете применять новые знания, чтобы не допустить ошибок в написании? - Хотите проверить себя? 2.Интерактивное упражнение «Волшебная труба» (презентация к уроку) 3. Самостоятельная работа. Запись словосочетаний под диктовку. 4. Гимнастика для глаз Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Смотрит вверх и смотрит вниз. Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу) И с него свалилась вниз (глаза – в пол). Повторить 2-3 раза. 4. Проблемная ситуация, обсуждение в парах На слайде слова: Груша, Роза, Шарик, Орёл, Блинов. - Могут ли эти слова быть написаны с большой буквы? - Придумайте словосочетания, где одно и то же слово было и нарицательным именем, и собственным. 5. Дифференцированное задание по карточкам разной степени сложности: А) запись предложений с готовым подбором одинаковых слов. Б) запись предложений с самостоятельным подбором одинаковых слов. | Выполняют устно упражнение в учебнике, отвечают на вопросы Задают алгоритм действий: 1) Подумать, что называет слово (группу однородных предметов или единичный предмет) 2) С какой буквы писать. Применяют новые знания на практике, рассуждая по алгоритму Самостоятельная работа с последующей проверкой на интерактивной доске Выполняют гимнастику для глаз Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, высказывают и аргументируют свое мнение Работают в парах - составляют словосочетания Самостоятельный выбор карточки Письменная работа в тетради. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ. ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. | Подводящий диалог Алгоритм действий Выполнение пробных действий Проблемный вопрос Парная работа Дифференцированная самостоятельная работа |
Итоговая рефлексия (Самоанализ и самооценка: личностные приращения.) Задание на дом (Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности) | Цель - научить осознавать свои достижения | - Наш урок подошёл к концу. Узнали вы новую информацию? Какую? - Чем различаются имена собственные и имена нарицательные? Для чего создаются те и другие? - За что вы можете похвалить себя и своих одноклассников? -Вы хорошо поработали на уроке, достигли поставленной цели и думаю, что вы так же легко и с удовольствием справитесь с домашним заданием. Дом. задание: упр.18, упр.19 (по выбору) или творческое задание: подобрать и записать свои словосочетания или предложения с одинаково звучащими нарицательными и собственными именами существительными (по аналогии с упр., выполненным в классе) | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке и своих одноклассников. Выбор детьми домашнего задания | Самоанализ
Самооценка
Создание ситуации успеха
3 уровня дом. задания |