I. Мотивация к учебной деятельности(2 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока; -уточнить тематические рамки. | Проговаривают стихотворение –правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. | Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (Пять) - Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделитесь хорошим настроением. Надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай» - Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового). | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II.Актуализация знаний | Работают в парах. Выдвигают ответы на поставленный учителем вопрос. Ставят цель урока. Строят монологический ответ, учатся рассуждать Делают вывод Работают по карточкам, определяют путь выполнения работы 3 учащихся у доски. | | 1. Фронтальная работа -Дети, посмотрите на доску. Что вы видите на доске? - Слова. - Прочитайте. -Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик, снег. -Найдите лишнее слово. -Зеленый. -Почему оно является лишним? Докажите. -Слово зеленый обозначает признак предмета, все остальные - предмет. -Как называются слова, которые называют предметы? - Имена существительные. -Какая часть речи называется существительными? -Составьте предложение с одним из существительных. -Какие признаки имеют существительные? -Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? Что? - В предложении являются подлежащими и дополнениями. -Хорошо, ребята. С этим заданием вы справились. 1. Работа в группах 1гр. –разбор составленного предложения 2гр. – фонетический разбор слова тетрадь 3гр. – образуйте от слова снег однокоренные слова . | Уметь определять способ выбора нужной орфограммы в корне, приставке, суффиксе, окончании (Предметные УУД) Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
III Выявление места и причины затруднения Формулирование темы урока, постановка цели Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, доказывают свой ответ Формулируют тему урока (Существительные собственные и нарицательные) Формулируют цель (выяснить, как образуются новые слова, научиться составлять новые слова) | Организует и сопровождает деятельность детей Диктует слова, организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | - Перед вами 3 предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Почему существительное малыш в этих предложениях пишется по-разному? - По улице шли малыши. -В поселке Малыш строится новый дом. - «Малыш» - это современный клуб для детей и их родителей. - А что обозначают собственные имена существительные? - Чем отличаются нарицательные имена существительные от собственных? | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цели: - организовать игру чтение новых слов; -организовать работу по формированию умений делать вывод; –образовывать новые слова | Знакомятся с печатным текстом (он выразительно прочитывается вслух) с целью нахождения новой информации. Работая в парах, подчеркивают ключевые слова в тексте, приводят примеры нарицательных и собственных имён существительных, собственных наименований. | После знакомства с текстом предлагает учащимся ответить на вопросы: 1.Какие предметы называют нарицательные имена существительные? Приведите примеры. 2.Какие предметы называют собственные существительные? Приведите примеры. 3.Как пишутся имена существительные собственные? Приведите примеры. 4.Что такое собственные наименования? 5.Чем отличаются имена собственные от собственных наименований? Приведите примеры собственных наименований. | Знакомятся с печатным текстом (он выразительно прочитывается вслух) с целью нахождения новой информации. (Приложение1) Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и др.), а собственные являются названиями единичных предметов (Ленинское, Амур, Иван, Россия). Страна - это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой – имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство». Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Все они имеют имена. Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: например, Биробиджан, «Аленький цветочек», Большая Медведица. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Закрепление нового Цель: - организовать работу над совершенствованием навыков распределения слов по основному признаку существительного Цель: - проверить умение ориентироваться в словах, умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками. | Коллективно выполняют задание 2 учащихся работают с интдоской Самостоятельно выполняют задание. Работают в парах. Анализируют записи анкеты, определяют, каких существительных больше – нарицательных или собственных. Отвечают на другие вопросы учителя. Выполняют взаимопроверку по образцу, фиксируя «+», «-». Выполняют самооценку рядом с заданием. | Организует работу со словами Учитель проецирует на доску слова и просит выполнить задание Организует проверку умения ориентироваться в словах, работать с информацией. Предлагает ученикам проанализировать записи, сделанные в анкете, ответить на вопросы: 1.Какие имена существительные собственные пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки? 2.Каких имён в русском языке больше – нарицательных или собственных? Почему? 3.Чем отличаются имена собственные от собственных наименований? Организует деятельность учащихся по отработке полученных навыков написания имён существительных собственных. | Выполнение упражнений. ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь. 2) Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными: книга басня стихотворение журнал газета картина кинофильм корабль Справка: «Стрекоза и Муравей», «Тимур и его команда», «Амурская Нива», «Мурзилка», «Полосатый рейс», «Опять двойка!», «Алекс», «Сваты», «Зимнее утро». • Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные) Задание выполняется коллективно в тетрадях. • Сделаем вывод по этому упражнению: а) С какой буквы пишутся названия исторических событий? б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки? - Давайте потренируемся в умении различать и правильно писать имена собственные. Какие перед вами существительные? (картинки: книга, девочка, пароход, река, гора) 1.Задание: Запишите их столбиком к себе в тетрадь и подберите имя собственное. Проверим. Допишите по одному имени собственному Как пишутся имена собственные? 2.Задание Стихи, Пушкин, Биробиджан, река, Амур, Россия,город, страна. – Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? – Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради. (Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой). – По какому принципу вы распределяли данные слова? – Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски) 3. Заполняют анкету (слабая группа) 1.Фамилия___________________ 2.Имя_______________________ 3.Страна_____________________ 4.Область____________________ 5.Район______________________ 6.Село ____________________ 7.Улица_____________________ Государство. (Россия) Село. (Ленинское) Область. (Еврейская АО) Район. (Ленинский) Улица. (Октябрьская) Дом. (6) Школа (МКОУ СОШ с.Ленинское) Физминутка. – А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения. Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх. Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову. Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля. – Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных). | Уметь различать имена собственные и нарицательные, оформлять их при письме. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
| Историческая справка о селе. текст на раздаточном материале Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы. | Организует деятельность учащихся по отработке полученных навыков написания имён существительных собственных. | Инсерт (маркировка текста) работа в парах (приложение 2) После прочтения текста ученики составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками: «+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете соответствует тому что вы знаете; «-» - поставьте на полях, если то, что вы читаете противоречит тому что вы знали или думали что это знаете ; «V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете является новым; «?» - поставьте на полях, если то .что вы читаете является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. -Редактируем текст в распечатках. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы, занимаются саморегуляцией. Дают самооценку | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | – О каких существительных мы сегодня вели разговор на уроке? – Как определить имена существительные собственные? Нарицательные? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Что нового вы узнали? - Какие затруднения испытали? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Домашнее задание (на выбор) | (Приложение 4)1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки? Ваня приехал к бабушк.. Елен.. Сергеевн.. в деревню (К,К)асьяново. Она угощала внука румяными п..рогами и к..нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с с..бакой (П,пальмой) бегал на реч?ку (Л,л)иствянку. Там купался, загорал и ч..тал журналы Юный натуралист и Свирелька. 2.Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки? Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, коренной (М,м)осквич, кинотеатр (С, с)лава, громкая (С,с)лава, завод (С, с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым. | Выставление оценок за работу на уроке с учётом устных ответов и письменных работ учащихся. Комментирование домашнего задания. На выбор. 1)Составить свою родословную. 2)Узнать секрет своего имени. 3) Вставить пропущенные буквы в слова. | Формирование личностных УУД: - мотивация к творческому труду, к работе на результат. |