| Тема | Имена собственные и нарицательные | 
  | Цель и задачи темы 
 |  ознакомление обучающихся с собственными именами и нарицательными  Научить: — формировать представления детей об основном назначении имен собственных; — ввести термины « имена собственные» и «имена нарицательные»; — закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных; — развивать речь обучающихся при работе с текстом; - развивать умения работать со словарем; -воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка. | 
  | Планируемый результат | Познавательные умения: — объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с правилом. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины. Предметные умения: — писать в тексте имена собственные и нарицательные. | 
  | Основные понятия |  Понятия: - имя существительное (без определения); - имя собственное; - имя нарицательное; - правила правописания имен собственных и нарицательных. | 
  | Межпредметные связи   | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир   | 
  | Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык», ч.2.   Тема: «Имена собственные и нарицательные» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, презентация, Комплексные тесты Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 2 кл. Изд.2-е- Ростов н/ Д:Легион, 2012. Под ред. Н.А.Сениной .   
 
 | 
  | Организация пространства   | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах   | 
 
        | Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа 
 | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность   обучающихся | 
  | I этап. Организационный момент. 
 Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки   
 | I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 
 Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. 
 | Личностные УУД Коммуникативные УУД | Настроить детей на работу. 
 
 | Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу | 
  | II этап. Актуализация знаний Цель- актуализировать знания   | II этап. Актуализация знаний Внедрение в учебную деятельность. Работа в тетрадях Задание 1. Минутка чистописания. Б Бу Бо Бе   собака Бим , щенок Булька корова Белуха , кот Барсик -Как вы думаете? Почему слова Бим , Булька , Белуха , Барсик пишутся с заглавной буквы?  -Это клички животных. Поэтому они пишутся с заглавной буквы Задание 2 . - Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.  - Распределите слова по этим группам. (работа в парах)  1.Имена  2. Названия городов  3. Названия рек  4.  Слова для справок: Чистополь, Ульяновск, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Кама, Валя, Петя, Володя.    - Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.    - Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?    (Написанием.)  -- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.     Задание 3. Словарная работа.   - Найдите в словарях учебника с.141 по 5 слов:   1вариант. Слова, которые отвечают на вопрос кто? 2 вариант. Слова, которые отвечают на вопрос что? Запишите слова в тетрадь.   
 . | Личностные УУД Регулятивные УУД   
 
 Коммуникативные УУД 
 
 | 
 Включить обучающихся   в обсуждение проблемных вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организовать работу с орфографическим словарем учебника. 
 
 | Диалог с учителем Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работать со словарем учебника. 
 Оценивать правильность выполнения заданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  |  III этап. Самоопределение деятельности Цель - мотивировать к изучению темы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. 
 
 
 
 | III этап. Самоопределение деятельности   Задание 1. Работа в группах.  -Найдите из стихотворений слова, которые написаны с большой буквы, но не являются началом предложения. Обоснуйте свои наблюдения.   Почему сегодня Петя   Просыпался десять раз?   Потому что он сегодня   Поступает в первый класс (А.Барто) 
 Астры в школьном цветнике Поливал Андрейка.   У него была в руке   Голубая лейка, (А.Барто) 
   Вышла Леночка на сцену,  Шум пронесся по рядам.   -- От детей, -- сказала Лена,   - Я привет вам передам. (А.Барто) Задание 2 Тебе нужно поздравить с профессиональным праздником человека, который работает врачом. Впиши слова в поздравительную открытку. 
 Уважаемый _______ _______ ! Поздравляю _______ с праздником медицинского работника. Желаю Вам _____ , ______ , ______ . 
 Задание 3 .
  - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)  - Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным?    - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?  ( – Научиться различать имена собственные и нарицательные;  - Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы.)   
 | Коммуникативные УУД 
 
 
 
 
 Познавательные УУД  
  
 
 
 Личностные УУД    
  Регулятивные УУД 
 
 | Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением   задания. 
 
 
 
 
 Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока. 
 | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). 
 Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 
 IVэтап. Открытие новых знаний.   Цель-  научить   объяснять различие имен собственных и нарицательных.   
 
 
 |  Физкультминутка 
 IVэтап. Открытие новых знаний.   
 Задание 1.Учебник ч.2, с.14 упр.13 -Сравните слова, подумайте, что в них общего и чем они различаются.   - Чем различаются данные слова? - О каком населенном пункте можно сказать город? - Кого можно назвать учеником? -Сколько рек можно назвать словом река? - А сколько предметов называет каждое из слов правого столбика? - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - из слов левого и правого столбиков составьте предложения. -Объясните написание заглавной буквы. Обведите слова с общим значением для каждой группы слов. Задание 2. Учебник ч. 2, с. 15. -Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение. 
 | 
 
 Познавательные УУД | 
 Организовать фронтальную работу по учебнику. 
 Включить учащихся   в обсуждение проблемных вопросов. 
 | 
 Работать с информацией, представленной в учебнике. 
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | V этап. Применение новых знаний. Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных   | V этап. Применение новых знаний.  Задание 1 . Тест ( работа в парах )  1.Вставь большую букву в женские имена . Пронумеруй их в алфавитном порядке.    ? ветлана , ?аталья, ?нна, ?арина.  2.Вставь большую букву в именах героев сказок. Пронумеруй их в алфавитном порядке.  ? олобок , ? езнайка , ? уратино , ?альвина  3.Поставь знаки препинания в конце предложений. Озаглавь текст.  Мою бабушку зовут Ирина Петровна она живёт в деревне Сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.  Сколько в тексте предложений?  1) 6  2) 5  3) 3  4) 4  4.  Вставь большую букву в названиях городов . Пронумеруй их в алфавитном порядке.  ? осква , ?очи , ?остов , ? иев.    5.Прочитай слово. Составь из них предложения. На первое место поставь подчёркнутое слово.  Дети. Дюймовочке . О. Очень. Любят .Сказку.  Корней .Чуковский . Известную .Написал. «Айболит». Сказку.  Задание 2. Выборочное списывание.  - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название , фильмов, газет, книг,журналов) . - Как будем писать их названия? ( с заглавной буквы)   - Ребята, названия журналов, книг ,газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших классах.   - У вас на столах лежат детские журналы и газеты. Выпишите имена собственные. - Чему мы учились, выполняя это упражнение? Задание 3 «Ребусы» Учебник ч. 2, с. 15.  (работа в парах).   Разгадайте ребусы и запишите имена ребят. Какие слова «лишние» ?  
 
 
 | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД 
 | 
 Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением   задания. 
 
 
 | 
 Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). 
 Оценивать правильность выполнения заданий. 
 
 
 
 
 | 
  | VI этап. Рефлексия учебной деятельности Цель - научить осознавать свои достижения   
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  VI этап. Рефлексия учебной деятельности.   -Наш урок подошёл к концу.  - Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей? Учебник ч. 2, с. 15.  
  - Чему вы научились? - Что вам понравилось?  Расскажите по схеме  
  Сегодня на уроке Я  узнал, открыл для себя…  научился, смог…  могу похвалить себя и своих одноклассников за … 
 
 | Личностные УУД Коммуникативные УУД 
 
 
 | 
 | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 
 | 
  | VII этап. Домашнее задание. 
  
 | VII этап. Домашнее задание. Записать как больше кличек кошек и собак.  
  
 
 
 | 
 | 
 | 
 |