Тема | Имена собственные и нарицательные |
Цель и задачи темы | ознакомление обучающихся с собственными именами и нарицательными Научить: — формировать представления детей об основном назначении имен собственных; — ввести термины « имена собственные» и «имена нарицательные»; — закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных; — развивать речь обучающихся при работе с текстом; - развивать умения работать со словарем; -воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка. |
Планируемый результат | Познавательные умения: — объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с правилом. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины. Предметные умения: — писать в тексте имена собственные и нарицательные. |
Основные понятия | Понятия: - имя существительное (без определения); - имя собственное; - имя нарицательное; - правила правописания имен собственных и нарицательных. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, презентация, Комплексные тесты Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 2 кл. Изд.2-е- Ростов н/ Д:Легион, 2012. Под ред. Н.А.Сениной . |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах |
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Организационный момент. Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Личностные УУД Коммуникативные УУД | Настроить детей на работу. | Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу |
II этап. Актуализация знаний Цель- актуализировать знания | II этап. Актуализация знаний Внедрение в учебную деятельность. Работа в тетрадях Задание 1. Минутка чистописания. Б Бу Бо Бе собака Бим , щенок Булька корова Белуха , кот Барсик -Как вы думаете? Почему слова Бим , Булька , Белуха , Барсик пишутся с заглавной буквы? -Это клички животных. Поэтому они пишутся с заглавной буквы Задание 2 . - Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание. - Распределите слова по этим группам. (работа в парах) 1.Имена 2. Названия городов 3. Названия рек 4. Слова для справок: Чистополь, Ульяновск, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Кама, Валя, Петя, Володя. - Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. - Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием.) -- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные. Задание 3. Словарная работа. - Найдите в словарях учебника с.141 по 5 слов: 1вариант. Слова, которые отвечают на вопрос кто? 2 вариант. Слова, которые отвечают на вопрос что? Запишите слова в тетрадь. . | Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу с орфографическим словарем учебника. | Диалог с учителем Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать со словарем учебника. Оценивать правильность выполнения заданий. |
III этап. Самоопределение деятельности Цель - мотивировать к изучению темы. - Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. | III этап. Самоопределение деятельности Задание 1. Работа в группах. -Найдите из стихотворений слова, которые написаны с большой буквы, но не являются началом предложения. Обоснуйте свои наблюдения. Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс (А.Барто) Астры в школьном цветнике Поливал Андрейка. У него была в руке Голубая лейка, (А.Барто) Вышла Леночка на сцену, Шум пронесся по рядам. -- От детей, -- сказала Лена, - Я привет вам передам. (А.Барто) Задание 2 Тебе нужно поздравить с профессиональным праздником человека, который работает врачом. Впиши слова в поздравительную открытку. Уважаемый _______ _______ ! Поздравляю _______ с праздником медицинского работника. Желаю Вам _____ , ______ , ______ . Задание 3 . - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные) - Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным? - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? ( – Научиться различать имена собственные и нарицательные; - Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы.) | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД | Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель- научить объяснять различие имен собственных и нарицательных. | Физкультминутка IVэтап. Открытие новых знаний. Задание 1.Учебник ч.2, с.14 упр.13 -Сравните слова, подумайте, что в них общего и чем они различаются. - Чем различаются данные слова? - О каком населенном пункте можно сказать город? - Кого можно назвать учеником? -Сколько рек можно назвать словом река? - А сколько предметов называет каждое из слов правого столбика? - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - из слов левого и правого столбиков составьте предложения. -Объясните написание заглавной буквы. Обведите слова с общим значением для каждой группы слов. Задание 2. Учебник ч. 2, с. 15. -Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение. | Познавательные УУД | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работать с информацией, представленной в учебнике. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
V этап. Применение новых знаний. Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных | V этап. Применение новых знаний. Задание 1 . Тест ( работа в парах ) 1.Вставь большую букву в женские имена . Пронумеруй их в алфавитном порядке. ? ветлана , ?аталья, ?нна, ?арина. 2.Вставь большую букву в именах героев сказок. Пронумеруй их в алфавитном порядке. ? олобок , ? езнайка , ? уратино , ?альвина 3.Поставь знаки препинания в конце предложений. Озаглавь текст. Мою бабушку зовут Ирина Петровна она живёт в деревне Сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку. Сколько в тексте предложений? 1) 6 2) 5 3) 3 4) 4 4. Вставь большую букву в названиях городов . Пронумеруй их в алфавитном порядке. ? осква , ?очи , ?остов , ? иев. 5.Прочитай слово. Составь из них предложения. На первое место поставь подчёркнутое слово. Дети. Дюймовочке . О. Очень. Любят .Сказку. Корней .Чуковский . Известную .Написал. «Айболит». Сказку. Задание 2. Выборочное списывание. - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название , фильмов, газет, книг,журналов) . - Как будем писать их названия? ( с заглавной буквы) - Ребята, названия журналов, книг ,газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших классах. - У вас на столах лежат детские журналы и газеты. Выпишите имена собственные. - Чему мы учились, выполняя это упражнение? Задание 3 «Ребусы» Учебник ч. 2, с. 15. (работа в парах). Разгадайте ребусы и запишите имена ребят. Какие слова «лишние» ?
| Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивать правильность выполнения заданий. |
VI этап. Рефлексия учебной деятельности Цель - научить осознавать свои достижения | VI этап. Рефлексия учебной деятельности. -Наш урок подошёл к концу. - Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей? Учебник ч. 2, с. 15. - Чему вы научились? - Что вам понравилось? Расскажите по схеме Сегодня на уроке Я узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за …
| Личностные УУД Коммуникативные УУД
| | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
VII этап. Домашнее задание. | VII этап. Домашнее задание. Записать как больше кличек кошек и собак.
| | | |