I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Определить тип урока. Девиз на доске. | - Девизом нашего урока сегодня будут слова: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке: открывать новое знание или повторять изученное? - Объясните свой выбор. - Сегодня мы попробуем открыть новое знание о словах. | - Открывать новое знание. - в девизе есть слова: «открыть самому». |
II. Создание проблемной ситуации (13 мин) | Записать слова по группам: Вятка, Москва, Елабуга, Вова, Петя, Волга, Алёша, Казань, Кама, Слова записаны на доске. Дать название каждой группе слов. Назвать одним словом все слова с заглавной буквы, одним словом все слова с маленькой буквы. Сформулировать проблемный вопрос. Сформулировать цель урока. | - Прочитайте слова на доске. - Разделите слова на группы и запишите. - Проверим. - Кто запишет слова 1 группы? Вызывает одного ученика. - Поднимите руки те, у кого есть такая группа слов. Далее предлагает другому ученику записать слова во 2 столбик. - Поднимите руки те, у кого есть такая группа слов. Далее предлагает другому ученику записать слова в 3 столбик. - Поднимите руки те, у кого есть такая группа слов. - Дайте название каждой группе и запишите его на четвёртой строчке. Для проверки пригласить по 1 человеку. Обратить внимание на написание слов: города, мальчики, реки. Почему записали с маленькой буквы? - Назовите одним словом все слова с заглавной буквы, одним словом все слова с маленькой буквы. Записывает на доске все варианты учеников. Если вариантов несколько: - Смогли мы придти к одному мнению? - На какой вопрос будем искать ответ? Фиксирует вопрос на доске: М …. ? осква Вова Волга Елабуга Петя Кама Казань Алёша Вятка …. ? города мальчики реки - Значит, какую цель ставим? | Самостоятельно выполняют задание в тетрадях. Записывает слова 1 группы в столбик. Например: Москва Елабуга Казань Вова Петя Алёша Волга Кама Вятка Москва Вова Волга Елабуга Петя Кама Казань Алёша Вятка города мальчики реки Называют свои варианты названий. - Не смогли. - (с помощью учителя) Каким словом можно назвать все слова с большой буквы и слова с маленькой буквы? Ответить на этот вопрос. |
III. Открытие нового знания (15 мин) | Объяснить выбор названия. Проверить предположения. Работа с текстом на стр. 15. Сформулировать тему урока и цель дальнейшей работы на уроке. Слова для физкульминутки. Воробей, Юля, дерево, Заинск, песня, Пушкин, кафе, деревня, Кондурча, рыба, Ш(ш)арик | Предлагает учащимся объяснить, почему они предлагают именно так назвать все слова с заглавной буквы, именно так назвать все слова с маленькой буквы. Кратко фиксирует на доске объяснения учеников. Далее возможен подводящий диалог: - Как ещё можно назвать одним словом группу слов 2 столбика (Вова, Петя, Алёша)? - А города имеют своё имя? - А реки? - Как же одним словом можно назвать все слова с заглавной буквы? Записывает этот вариант на доске. - Проверим наши предположения. - Откройте учебник на стр. 15. Предлагает хорошо читающему ученику вслух прочитать текст. - Какие новые понятия прочитали в тексте? - В чём различие этих слов? Предлагает зачитать определение из текста. Записывает на доске: М ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ осква Вова Волга Елабуга Петя Кама Казань Алёша Вятка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ города мальчики реки - Какая тема урока сегодня? - Что будем учиться делать на уроке? Физкультминутка -Ребята, я называю слова, если услышите имена нарицательные - топайте, если имена собственные – хлопайте. | Желающие объясняют свои названия. - Это имена мальчиков. - Имеют. - Тоже имеют. - ИМЕНА - Имена собственные и нарицательные. - Имена собственные и нарицательные. - Находить имена собственные и нарицательные, писать с заглавной буквы имена собственные |
IV. Применение нового знания (10 мин) | Стр.15 упр.14 Подобрать имена собственные и нарицательные. Придумать задание. тётя, мурзик, рекс, альметьевск, река, ольга, кот, город, Ока, собака. Проверить задание. Оценить задание по критериям. | -Ученики 1 варианта называют 5 имён собственных, ученики 2 варианта – 5 имён нарицательных. -Назовите эти слова друг другу. Предлагает вслух назвать имена собственные и нарицательные ( по 1 ученику 1 слово) -Прочитайте слова, записанные на доске. -Придумайте задание. -На какие группы можно разделить слова? -Запишите слова в 2 столбика: собственные и нарицательные. Исправьте, где есть ошибки. Проверка по эталону. Самопроверка. -А теперь давайте проверим, исправляем если есть ошибки. -Ребята, давайте оценим свою работу. Вспомним критерии оценивания. -На полях поставьте себе оценку. -Поднимите руки те, кто поставил себе «5»? «4»? «3»? -За что ты себе поставил «5»? «4»? «3»? | Работают в паре 2 мин. Возможные варианты заданий: 1.Списать слова без ошибок. 2.Разделить слова на 2 группы, дать название каждой группе. - На собственные и нарицательные. Самостоятельно выполняют работу на 5 мин. На доске правильные ответы. -Если 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки «3», если нет ошибок – «5». |
V. Рефлексия учебной деятельности (5 мин) | Зафиксировать новое содержание урока | -Какое новое знание открыли? Спрашивает желающих. -Оцените себя, продолжив предложения: Я запомнил… Меня удивило… Мне захотелось… | -Имена собственные и нарицательные Желающие проговаривают предложения. |