kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой технологическую карту урока по теме "Этикет" в начальных классах. Урок начинается с выяснения того, что знают ученики об этикете и с формулировки определения. Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Этикет"»

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс 4-5

Тема урока

Этикет

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание и понимание этикета и этикетных норм, значение его в обществе, освоение практического применения правил этикета.

Познавательные: формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение информации.

Регулятивные: развитие навыка постановки правильной цели урока, умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: развитие умения правильно излагать мысли, работать в группах и парах.

Формирование мотивации учеников на изучение и выполнение этикетных норм в обществе.

Воспитание этических чувств как регуляторов нравственного поведения.


Цель урока

Познакомить учеников с понятием «этикет». Сформировать у учеников мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании норм этикета. Помочь школьникам анализировать и моделировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, этикетные правила, этикетная ситуация, этикетный жанр, этикетные роли.

Формы работы на уроке

Чтение, беседа, ИКТ – презентация, самостоятельная работа с источниками информации.

Ресурсы, используемые на уроке





Словари (Толковый словарь Ожегова, Словарь живого великорусского языка и т. д.).


Отрывок из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?».


Отрывки из книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Межпредметные связи

Формирование у школьника представлений о правильном поведение в обществе идет с опорой на примеры из литературы, также через работу с терминами и понятиями осуществляется связь с русским языком, так как происходит обогащение из словаря новой лексикой.

2. Организационная структура урока

Этап I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Формы работы на уроке учителя и учащихся

УУД

10 мин.

Здравствуйте, ребята! Эпиграф сегодняшнего урока: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов). Как вы понимаете данное утверждение? (ответы учеников).


Давайте разгадаем маленький кроссворд и попытаемся понять, какой теме посвящен наш урок. Поехали!

1.Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика).

2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть).

3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм).

4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок).

5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель).

6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказания. (Справедливость).


Вы молодцы, ребята. Какое ключевое слово получилось в нашем кроссворде? Что такое этикет на ваш взгляд? (ответы учеников).


В различных словарях русского языка даны определения этикета. Сейчас мы с вами разделимся на две группы, каждая из которых будет искать, что же такое этикет в разных словарях.

Давайте на основе всех найденных определений вместе составим собственное (ответы учеников).

Вот мы и сформулировали тему сегодняшнего урока, мы будем знакомиться с вами с правилами этикета.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями.

Познавательные: способны самостоятельно формулировать тему урока.

Личностные: мотивация учебной деятельности, проявления интереса к теме.


Этап II. Усвоение материала учащимися. Организация обратной связи

20 мин.

Мы с вами определили, что этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, правила общения людей.

Правил этикета множество, запомнить их всем очень трудно. Самое главное, что человек своим поведением не должен смущать и доставлять неудобства окружающим. Как вы думаете, от чего зависит выбор этикетных правил? (ответы учеников). Прежде всего это зависит от этикетной ситуации, в которой находится человек. Еще одно понятие, с которым мы с вами познакомимся, это этикетная ситуация.

Этикетная ситуация – это условия, в которых происходит общение.

Также этикет включает в себя этикетные роли и жанры.

Этикетные роли – это взаимоотношения людей в этикетной ситуации. Участники разговора могут общаться в зависимости от возраста, социального статуса, родственных или профессиональных связей. Главное помнить, что один и тот же человек может выступать в разных этикетных ролях. В каких ролях вы можете выступать и по отношению к кому? (ответы учеников).

Теперь поговорим об этикетном жанре, который определяет правила беседы на ту или иную тему. Основные этикетные жанры это: приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, комплимент, пожелание. Перед вами иллюстрации этикетных жанров. Давайте разделимся на три группы и подумаем, что именно нужно делать и говорить при данных жанрах (1 группа – приветствие, 2 группа – поздравление, 3 группа – комплимент).

Молодцы, ребята. Теперь вы знаете как правильно общаться в той или иной этикетной ситуации.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сохраняют интерес.

Коммуникативные: умеют совместно выполнять задание.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, которую дает учитель.

Личностные: самостоятельно ищут пути решения поставленной задачи.

Этап III. Практикум

20 мин.

В 1717 году по заказу императора Петра I было подготовлено своеобразное пособие для обучения молодых дворян светскому поведению – «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Познакомьтесь с фрагментом из этой книги.

«У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят... На стол, скамью, или на что иное не опираться, но стоят должны прямо...

Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или тем более с сердца или с задору говорить.

Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при них быть радостну и являть себя весело с веселыми... Если чье мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться... А ежели в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами и дать свое рассуждение на то...

Когда с кем случится говорить, то должны они с тою персоною учтиво и прилежно говорить, а не так претворять себя, якобы неохотно хотят слушать, и особенно задом к нему общаться, пока кто говорит, ибо сие есть признак гордости и непочитания... непристойно также, когда с кем говорить, быстро в глаза смотреть, якобы кого насквозь провидеть.

Когда в такое место придешь, где едят и пьют, тогда, поклонясь, поздравь их к пище их, и ежели поднесут тебе, оговаривайся отчасти, потом, преклонясь, прими и вежливо благодари...

Когда кто с тобой говорить станет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, дабы ты мог одумавшись на это ответ держать».


Ребята, давайте выделим в тексте те фрагменты, в которых говорится о этикетных ролях. Какие этикетные жанры показаны в этом тексте? Предлагаю вам найти фрагменты, где автор описывает этикетные ситуации? Как автор говорит о том, что поведение человека должно соответствовать этикетной ситуации?

Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено, и, то, что еще непонятно.

Познавательные: анализируют текст, осуществляют поиск необходимой информации, для выполнения задания.

Личностные: индивидуальное выполнение задания, желание выполнить его правильно.

Коммуникативные: умение совместно выполнять задание.


Этап IV. Проверка полученных результатов и коррекция

10 мин.

Предлагаю вам посмотреть отрывок из журнала «Ералаш» («Почему мы так говорим?»).

Проанализируйте этикетную ситуацию и ответьте на вопросы: Что в речи мальчика вам показалось странным? Чтобы вы сделала на месте мальчика? Как вы думаете, почему он так говорит?

Регулятивные: принимают учебную задачу, сохраняют интерес к теме урока.

Коммуникативные: умеют совместно выполнять задание.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, которую дает учитель.

Личностные: самостоятельно ищут пути решения поставленной задачи, развивают навыки сотрудничества.

Этап V. Подведение итогов


Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? Было ли вам интересно?


Мы с вами познакомились с понятием этикета. Он в жизни имеет особое значение. Этикет помогает вам ориентироваться в мире взрослых и вне школьных стен. Надеюсь, что вы, как прилежные ученики, всегда будете адекватно вести себя в общественном месте, в школе и дома.

Регулятивные: осознают важность получения новой информации.

Коммуникативные: полно и грамотно выражают собственные мысли, умеют слушать других.

Познавательные: оценивают свою работу на уроке и результаты.

Личностные: осознают возможность осуществление нового материала на практике в реальной жизни.

Домашнее задание

Обратитесь за помощью к родителям и составьте список правил этикета, который должен соблюдать каждый человек, живущий в обществе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Этикет"

Автор: Мусатова Анна Константиновна

Дата: 23.06.2016

Номер свидетельства: 335883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта урока "Boys and girls – different brains=different education?" "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-boys-and-girls-different-brains-different-education"
    ["file_id"] => string(6) "140694"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417982968"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технологическая карта урока по Литературному чтению на тему:  В. Бианки "Лесной колобок - колючий бок" "
    ["seo_title"] => string(109) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-v-bianki-liesnoi-kolobok-koliuchii-bok"
    ["file_id"] => string(6) "118554"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413187516"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_1_klasse_rechevoi_etiket_slova_"
    ["file_id"] => string(6) "517242"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1564606009"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ по теме:  «Faces of London. It’s worth visiting… » "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologichieskaia-karta-uroka-po-angliiskomu-iazyku-po-tiemie-faces-of-london-it-s-worth-visiting"
    ["file_id"] => string(6) "190428"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427175178"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта урока и тематическое планирование  “WE ARE GOING TO TRAVEL TO LONDON!”"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-i-tiematichieskoie-planirovaniie-we-are-going-to-travel-to-london"
    ["file_id"] => string(6) "294631"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455698559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства