kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по Литературному чтению на тему: В. Бианки "Лесной колобок - колючий бок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное бюджетное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7  Лесозаводского городского округа»

Технологическая карта урока

Учитель: Ионова Ольга Салихзяновна

Предмет: Литературное слушание

Класс: 1 класс

Тема урока:  Сказка В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

Тип урока: урок – педагогическая  мастерская, урок комплексного применения знаний.

Место урока в тематическом планировании:  литературное слушание проводится в рамках уроков по литературному чтению один раз в неделю,  урок «Сказка В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок» по тематическому планированию уроков по литературному чтению в 1 классе проводится после  изучения темы: «Н. Носов «Ступеньки», по тематическому планированию уроков литературного слушания проводится после изучения темы Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик » .

Цель урока:

Обучающая:

  • Включить каждого ребенка в активную  читательскую деятельность на уроке.
  • Познакомить детей с произведением В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок»;
  • Познакомить детей с понятиями «сказка авторская и народная»;
  • Учить правильно называть произведение и книгу;
  • Учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» похожим сюжетом;
  • Учить  выразительному чтению, инсценированию художественного произведения.

Развивающая:

  • Создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
  • Формировать коммуникативные компетенции через работу в группе, во  фронтальной беседе;
  • Развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки.

Воспитывающая:

  • Воспитывать и развивать ответственность, доброжелательность по отношению к товарищам.

Формы организации учебной деятельности:  фронтальная, групповая работа.

Планируемые достижения учащихся:

Умение воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение;

Определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора);

Характеризовать книгу (называть фамилию, имя автора, определять жанр и тему)

Выделять признаки сказки;

Рассказывать по сюжетным картинкам;

Сравнивать сказки с «бродячим» (похожим текстом)

Сравнивать произведения по теме, по жанру, авторской принадлежности.

Повышение уровня учебной мотивации.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место.

Определять цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, под руководством учителя.

Использовать в своей деятельности необходимые материалы (бумага, клей, сюжетные картинки).

Оценка результатов своей  работы.

Познавательные УУД:

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, моделировать обложку книги, составлять цепочку действий в произведении.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать  в работе группы, в паре.

Умение  самостоятельно донести свою мысль до других.

Оборудование урока:

1. Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания», 1класс, автор  Л. А. Ефросинина, 2012 г.

2.Компьютерная презентация, выполненная  в Microsoft Power   Point  по теме «В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

3.Компьютер.

4.Мультимедийный проектор с экраном.

5.Магнитная доска.

6.Карточки с заданиями.

7. Сюжетные картинки.

8. Учебные принадлежности.

9. Дополнительные тексты.

Описание исходного уровня знаний учащихся.

1.Учащиеся знают ранее изученные сказки.

2. Умеют читать по слогам, а некоторые дети целыми словами.

3. Отвечать на вопросы.

4. Умеют делить текст на части.

5. Моделировать обложку книги.

6. Соотносить иллюстрации с текстом сказки.

7. Формулировать и высказывать свое отношение к произведению и его героям.

Трудности, которые могут возникнуть в ходе урока

 1.Обучающиеся могут путаться в названии жанра произведения.

2.Плохо ориентироваться в понятиях сказка народная, сказка авторская.

Технологическая карта урока

Здравствуйте  ребята.

Я проведу у вас урок литературного слушания…

Один очень знакомый всем литературный герой  попал в беду  и просит помощи!

Определение темы урока

Давайте угадаем, как его зовут.

Замесила бабушка

Не булку, не оладушки

Доставала из печи

Не пирог не калачи

Как поставила на стол

Он от бабушки ушёл

Кто же бегает без ног?

Это жёлтый….. (колобок)

Кого мы сегодня будем спасать?

Вывешиваю на доску портрет колобка

Создаю  проблемную ситуацию

Читаю телеграмму колобка Слайд

Ребята, в библиотеке, где я нахожусь, на книжной полке стоят рядом две книги: «Колобок» и «Лесной колобок – колючий бок»,  я не знаю, в какую книгу вернуться.

Вывешиваю на доску под колобком вопросительный знак.

Но  мы еще не знакомы с произведением «Лесной колобок – колючий бок»

Давайте знакомиться.

 (вывожу на экран, показываю слайд).

Автор  этой сказки В.В. Бианки.   

Слушание  сказки «Лесной колобок – колючий бок»

Слушаем сказку,  я показываю слайды

Понравилось вам произведение?

Откройте учебники на странице 130.

Рассмотрите иллюстрации.

Прочитайте  отрывки из сказки.

Старик и старуха пошли в лес.

Колобок покатился по дорожке.

Колобок укатился от Волка, от Лисы, от Медведя.

 

Я лесной Колобок – Колючий бок!

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл,

От Медведя ушёл.

Мы сегодня будем работать в группах.

Прочитайте  правила групповой работы. Слайд

Правила работы в группе

•         Работу вместе начинать.

•         Друг друга не перебивать, не ссориться и не ругаться.

•         Активным быть, все выполнять.

•         По имени всех называть.

•         Друг над другом не смеяться, лучше чаще улыбаться.

А теперь пришло время выполнить задания Колобка, для этого он прислал нам ромашку.

Ромашка

Задание1

Выберите нужные  слова и фигуры и оформите обложку книжки, Колобок

Задание 2

Выберите нужные  слова и фигуры и оформите обложку книжки, «Лесной колобок – колючий бок»

Задание 3.

Выберите нужные картинки и составьте цепочку событий сказки «Колобок»

Задание 4.

Выберите нужные картинки и составьте цепочку событий сказки «Лесной колобок  -  колючий бок»

Задание 5.

Проинсценируте отрывок (Колобок и лиса) из  сказки Колобок

Задание 6. Проинсценируте отрывок и  (Колобок и лиса из сказки: Лесной колобок, колючий бок»

  1. Откройте конверт.
  2. Посмотрите, внимательно, что в нем.
  3. Найдите задание.
  4. Прочитайте его.
  5. Вспомните,  все,  что вы знаете.
  6. Подумайте, как вы его выполните.
  7. ю работу в группах Подумайте вместе над заданием".

Обратите внимание  на

подсказки. (Правила работы  в группе на слайде и правила по моделированию обложки к книге).

  1. Приступайте к выполнению задания.
  2. У медведя дом большой (Руки поднять вверх, подъем на носочки).

А у зайца маленький. (Приседание на корточки, руки вытянуты вперед).

Наш медведь пошел домой (Переступая с ноги на ногу)

А за ним и pаинька (Прыжки)

Мы зверяток провожаем (Прощальные движения рукой)

И урок наш продолжаем (Дети садятся за парты)

- Организую обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Да
ю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представьте результаты своей работы начиная словами: У нас было задание….

Фиксирую  внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Подумайте.

Что общего в этих произведениях

Какая разница.

Обсудите в группах.

Выскажите мнение своей группы, начиная словами мы считаем что…

Во время нашей спасательной операции  мы научились сравнивать героев русской народной сказки и сказочных персонажей литературной сказки Бианки, увидели отличие русской народной сказки «Колобок» и авторской  сказки «Лесной колобок – колючий бок». 
Все задания Колобка мы выполнили.

В какую сказку вернется наш колобок?

У вас на партах лежат колобки, выберите своего колобка,

покажите, какой у вас колобок, веселый или грустный? Показываю своего колобка.

Спасательная операция окончена, колобок вернулся в свою сказку.

 Мне было очень приятно работать с такими умными, дружными спасателями.

Спасибо ребята.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по Литературному чтению на тему: В. Бианки "Лесной колобок - колючий бок" »

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7

Лесозаводского городского округа»


Технологическая карта урока


Учитель: Ионова Ольга Салихзяновна

Предмет: Литературное слушание

Класс: 1 класс

Тема урока: Сказка В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

Тип урока: урок – педагогическая мастерская, урок комплексного применения знаний.

Место урока в тематическом планировании: литературное слушание проводится в рамках уроков по литературному чтению один раз в неделю, урок «Сказка В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок» по тематическому планированию уроков по литературному чтению в 1 классе проводится после изучения темы: «Н. Носов «Ступеньки», по тематическому планированию уроков литературного слушания проводится после изучения темы Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик » .

Цель урока:

Обучающая:

  • Включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность на уроке.

  • Познакомить детей с произведением В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок»;

  • Познакомить детей с понятиями «сказка авторская и народная»;

  • Учить правильно называть произведение и книгу;

  • Учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» похожим сюжетом;

  • Учить выразительному чтению, инсценированию художественного произведения.

Развивающая:

  • Создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

  • Формировать коммуникативные компетенции через работу в группе, во фронтальной беседе;

  • Развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки.

Воспитывающая:

  • Воспитывать и развивать ответственность, доброжелательность по отношению к товарищам.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая работа.

Планируемые достижения учащихся:

Умение воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение;

Определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора);

Характеризовать книгу (называть фамилию, имя автора, определять жанр и тему)

Выделять признаки сказки;

Рассказывать по сюжетным картинкам;

Сравнивать сказки с «бродячим» (похожим текстом)

Сравнивать произведения по теме, по жанру, авторской принадлежности.

Повышение уровня учебной мотивации.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место.

Определять цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, под руководством учителя.

Использовать в своей деятельности необходимые материалы (бумага, клей, сюжетные картинки).

Оценка результатов своей работы.

Познавательные УУД:

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, моделировать обложку книги, составлять цепочку действий в произведении.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в работе группы, в паре.

Умение самостоятельно донести свою мысль до других.

Оборудование урока:

1. Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания», 1класс, автор Л. А. Ефросинина, 2012 г.

2.Компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по теме «В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

3.Компьютер.

4.Мультимедийный проектор с экраном.

5.Магнитная доска.

6.Карточки с заданиями.

7. Сюжетные картинки.

8. Учебные принадлежности.

9. Дополнительные тексты.

Описание исходного уровня знаний учащихся.

1.Учащиеся знают ранее изученные сказки.

2. Умеют читать по слогам, а некоторые дети целыми словами.

3. Отвечать на вопросы.

4. Умеют делить текст на части.

5. Моделировать обложку книги.

6. Соотносить иллюстрации с текстом сказки.

7. Формулировать и высказывать свое отношение к произведению и его героям.

Трудности, которые могут возникнуть в ходе урока

1.Обучающиеся могут путаться в названии жанра произведения.

2.Плохо ориентироваться в понятиях сказка народная, сказка авторская.






Технологическая карта урока


Этап, цели этапа

Время

Действия учителя

Действия детей

Планируемый результат

1.

Мотивационный

Цель: Создание позитивного настроения.



Здравствуйте ребята.

Меня зовут Ольга Салиховна.

Я проведу у вас урок литературного слушания…


Один очень знакомый всем литературный герой попал в беду и просит помощи!


Дети здороваются.

Садятся.

Слушают.





Позитивное настроение на урок.






2

Индуктор

Цель этапа: создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.



Определение темы урока

Давайте угадаем, как его зовут.


Замесила бабушка

Не булку, не оладушки

Доставала из печи

Не пирог не калачи

Как поставила на стол

Он от бабушки ушёл

Кто же бегает без ног?

Это жёлтый….. (колобок)


Кого мы сегодня будем спасать?


Вывешиваю на доску портрет колобка



Создаю проблемную ситуацию


Слушают. Включаются в деятельность.





Отгадывают загадку

Колобок








Отвечают


Рассматривают


Желание включиться в процесс получения новых знаний.















Читаю телеграмму колобка Слайд

Слушают





Ребята, в библиотеке, где я нахожусь, на книжной полке стоят рядом две книги: «Колобок» и «Лесной колобок – колючий бок», я не знаю, в какую книгу вернуться.

Вывешиваю на доску под колобком вопросительный знак.









Желание включиться в процесс получения новых знаний.



Знакомство с авторской сказкой В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»


Но мы еще не знакомы с произведением «Лесной колобок – колючий бок»

Давайте знакомиться.

(вывожу на экран, показываю слайд).

Автор этой сказки В.В. Бианки.





Дети слушают, смотрят слайды

Желание

познакомиться с произведением В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».





Слушание сказки «Лесной колобок – колючий бок»

Слушаем сказку, я показываю слайды

Дети слушают, смотрят слайды





Понравилось вам произведение?

Отвечают. Высказывают свое мнение.





Откройте учебники на странице 130.

Рассмотрите иллюстрации.

Прочитайте отрывки из сказки.

Старик и старуха пошли в лес.

Колобок покатился по дорожке.

Колобок укатился от Волка, от Лисы, от Медведя.


Я лесной Колобок – Колючий бок!

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл,

От Медведя ушёл.






Читают






Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся

Понимание текста.




Мы сегодня будем работать в группах.

Прочитайте правила групповой работы. Слайд

Правила работы в группе

  • Работу вместе начинать.

  • Друг друга не перебивать, не ссориться и не ругаться.

  • Активным быть, все выполнять.

  • По имени всех называть.

  • Друг над другом не смеяться, лучше чаще улыбаться.


А теперь пришло время выполнить задания Колобка, для этого он прислал нам ромашку.

Ромашка

Задание1

Выберите нужные слова и фигуры и оформите обложку книжки, Колобок

Задание 2

Выберите нужные слова и фигуры и оформите обложку книжки, «Лесной колобок – колючий бок»

Задание 3.

Выберите нужные картинки и составьте цепочку событий сказки «Колобок»

Задание 4.

Выберите нужные картинки и составьте цепочку событий сказки «Лесной колобок - колючий бок»

Задание 5.

Проинсценируте отрывок (Колобок и лиса) из сказки Колобок

Задание 6. Проинсценируте отрывок и (Колобок и лиса из сказки: Лесной колобок, колючий бок»



Читают

Знание и соблюдение правил групповой работы.





  1. Откройте конверт.






  1. Посмотрите, внимательно, что в нем.





  1. Найдите задание.





  1. Прочитайте его.



Самоконструкция Цель: индивидуальное создание плана выполнения задания.


  1. Вспомните, все, что вы знаете.

  2. Подумайте, как вы его выполните.

Вспоминают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки)

индивидуальное создание плана выполнения задания

Социоконструкция Цель: организовать работуучащихся в парах по построению плана выполнения задания


Организую работу в группах Подумайте вместе над заданием".

Обмениваются мнениями


работа учащихся в группах по построению плана выполнения задания

Социализация Цель: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)


Обратите внимание на

подсказки. (Правила работы в группе на слайде и правила по моделированию обложки к книге).

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.

(Сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

Создание творческого продукта.

Цель:

создание группового и межгруппового интеллектуального продукта.


  1. Приступайте к выполнению задания.


Работают в группах по выполнению творческого задания

Готовый творческий, интеллектуальный продукт


Физминутка


У медведя дом большой (Руки поднять вверх, подъем на носочки).

А у зайца маленький. (Приседание на корточки, руки вытянуты вперед).

Наш медведь пошел домой (Переступая с ноги на ногу)

А за ним и заинька (Прыжки)

Мы зверяток провожаем (Прощальные движения рукой)

И урок наш продолжаем (Дети садятся за парты)


Смена вида деятельности. Здоровьесбережение.


Афиширование

Цель: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними


Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование отобранных для мастерской материалов.


- Организую обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Да
ю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представьте результаты своей работы начиная словами: У нас было задание….

Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

Предъявление коллективных работ учеников (схем) в классе, ознакомление с ними


Разрыв

Цель: внутренне осознание учеником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому


Фиксирую внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.


Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Закрепляют и применяют полученные знания

внутренне осознание учеником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому


Цель: Реконструкция – создание из разрозненных частей нового, целого явления, представления, знания.


Подумайте.

Что общего в этих произведениях

Какая разница.


Обсудите в группах.


Выскажите мнение своей группы, начиная словами мы считаем что…

Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

предъявление коллективных работ учеников классе, ознакомление с ними


Рефлексия

Цель: вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.


Во время нашей спасательной операции мы научились сравнивать героев русской народной сказки и сказочных персонажей литературной сказки Бианки, увидели отличие русской народной сказки «Колобок» и авторской сказки «Лесной колобок – колючий бок». 

Все задания Колобка мы выполнили.

В какую сказку вернется наш колобок?

Слушают, реагируют













Отвечают


Положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.




У вас на партах лежат колобки, выберите своего колобка,

покажите, какой у вас колобок, веселый или грустный? Показываю своего колобка.

Показывают





Спасательная операция окончена, колобок вернулся в свою сказку.

Мне было очень приятно работать с такими умными, дружными спасателями.

Спасибо ребята.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ионова Ольга Салихзяновна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства