Тема | «Дециметр» |
Тип урока | урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
Основная дидактическая задача | формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач |
Цели | обеспечить усвоение обучающимися новой единицы измерения длины - дециметра; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Задачи | Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр; учить переводить см в дм и дм в см; измерять длины отрезков; закреплять знания нумерации. Развивающие: - развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления (анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков); развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля; реализация коммуникативного подхода обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем. Воспитательные: - воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, сообразительности, самостоятельности) |
Планируемые результаты | Предметные: Обучающиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, уметь использовать полученные знания в практической деятельности. Метапредметные: Обучающиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Обучающиеся научатся формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; комментировать учебное действие в рамках учебного диалога (Коммуникативные УУД). Обучающиеся научатся применять новые знания на практике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять парные задания; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД) |
Основные понятия | дециметр |
Межпредметные связи | математика, окружающий мир |
Ресурсы | учебник, тетрадь |
Оборудование | медиапроектор, компьютер, классная доска, раздаточный материал, веревочки длиной 4 дм (11 шт), ножницы (11 шт), полоски бумаги длиной 1 см и 1 дм (22 шт), листы в клетку. |
Организация пространства | фронтальная работа, парная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация учебной деятельности Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Осознание мотивов учебно-познавательной деятельности | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | - Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно! - Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение. Ребята-старшеклассники делают скворечники для птиц, а нас попросили начертить детали. Поможем им? Почему важно делать скворечники? Что нужно уметь и иметь для изготовления чертежа? | | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) |
II. Актуализация знаний Цели: -организовать актуализацию умений обучающихся; - повторить образование, последовательность и разрядный состав чисел второго десятка | Работают коллективно с учителем. | Организует уточнение вида работы на данном этапе урока. Организует повторение состава чисел в пределах 20. | Задание 1. Посмотрите, какие скворечники можно сделать. У большого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 1 единица. Запишите это число. Дети записывают число. У правого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13) Запишите. Какой номер у среднего скворечника, если они пронумерованы в порядке возрастания? Посмотрите на номера скворечников и скажите, что общего у этих чисел? Задание 2. Высота скворечников разная, как вы думаете, почему? Они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост. Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Просто первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему все домики для птиц называют скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы. В парке или в лесу разыщет скворечник пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой. Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут, и зимой от морозов спрячутся. Чтобы узнать для какой птицы, какой скворечник, отгадайте рост каждой птицы (11 см, 14 см, 19 см), если известно, что рост дятла не 11 см и не 19 см, а рост совы-сплюшки не равен 11 см. Запишите в тетради рост пестрого дятла и расскажите, как рассуждали. … совы-сплюшки? …воробья? Посмотрите на эти числа (11, 14, 19) и скажите, что обозначает цифра 1? А цифра 4 в числе 14? Сколько единиц в числе 11? Сколько десятков в числе 19? Ответы называют. | Знать названия и последовательность чисел при счёте. Считать в прямом и обратном порядке. Читать, записывать, сравнивать числа. Знать разрядный состав чисел. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
III. Осознание проблемы Цели: - выявить место затруднения; - организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися. | Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует выполнение задания по определению формулировки темы урока. | Вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. И мы тоже будем делать чертеж синичника. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Отгадайте рост синицы: 1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы. Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах? (при помощи линейки) Какая из величин нам не известна? Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»? Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, с ударением. Хоровое чтение Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке? | Знать единицу измерения длины - дециметр | Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания Цели: - обеспечить усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе выполнения практических заданий | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Организует усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе практической работы | Именно эта единица длины необходима нам для создания чертежей деталей синичника, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать. Задание 1. У вас на парте у каждого лежит две полоски бумаги. Измерьте их и подпишите. Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см). Проверьте правильность выполнения задания. Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему? Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз. Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной одному …? Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Подпиши полоску с другой стороны. Задание 2. Узнайте, сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм? (Дети укладывают, измеряют линейкой) Так всегда и будем говорить: в 1 дм – 10 см. Это важно. Задание 3. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см (Учитель чертит на доске). Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… надо положить… Как подпишем? 1 дм или 10 см Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см Запишем. Открыли учебник стр. 51. С какой единицей длины мы были знакомы? С какой единицей длины мы познакомились? Как они связаны между собой? В 1 дм – 10 см. Для чего необходима эта мера длины – дециметр? …для измерения более крупных предметов. | Знать количественное соотношение длин см и дм. Уметь строить отрезки заданной длины. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
|
V. Динамическая пауза | | | Руки подняли и помахали - Это деревья шумят. В стороны руки и помахали - Это к нам птицы летят. Быстро присели, руки сложили - В норке зверюшки сидят. Встали и тихо за парты все сели- Дети учиться хотят. | | |
VI. Первичное применение нового знания Цели: - организовать первичное применение нового знания | Применяют новое знание на практике | Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания | №1 стр.51. Что нужно сделать? …отрезать 2 дм верёвки. Сколько дм верёвки нужно отрезать? …2 дм (повторяет слабый ученик) Как отмерить? Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке. Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает. У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину. … одинаковые, 2 дм Сколько см в 2 дм? В 2 дм – 20 см. А теперь прижми конец верёвочки к парте, а другой подними, чтобы верёвка натянулась. Вот это рост взрослого скворца 2 дм. Эти верёвочки вы после урока сможете взять домой и показать родителям рост скворца. Выполнение №2 стр.51: - Начертите отрезок длиной 12 см. Сколько это дм и см? Как это число связано с птицами? Рост синицы. | Уметь отмерять и строить отрезки заданной длины. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Физминутка для глаз | | | А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз. | | |
VIII. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа Цели: -организовать самостоятельное выполнение практического задания в форме коммуникативного взаимодействия | Обобщают и систематизи-руют знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике | Обеспечивает понимание обуч-ся предстоящей самостоятельной работы. Оказывает необходимую помощь | А сейчас, когда вы уже знаете, что такое дм и умеете использовать свои знания на практике, настала пора помочь старшеклассникам - начертить детали синичника по заданным данным. Давайте посмотрим, из каких частей состоит синичник. Как и скворечник, он состоит из 6 частей. Передняя и задняя стенки, боковые стенки, дно и крыша. Но вы будете делать чертеж четырех деталей. Как вы думаете, почему? Каждый ряд должен сделать свой чертеж. Для этого будем работать в парах. Первая пара каждого ряда чертит деталь передней (задней) стенки. Вторая пара – боковую стенку, а третья – дно и крышу. Не забудьте подписать длины сторон, выразив их в см. Потом ваши работы соединим и получим чертеж синичника. Постарайтесь правильно перевести дм в см, сделать чертеж аккуратным и подписать размеры сторон деталей в см. Задание 3-х видов на клетчатой бумаге: 1) начерти прямоугольную деталь передней и задней стенки со сторонами 1дм5см и 2дм5см. 2) начерти прямоугольную деталь боковой стенки со сторонами 1дм и 2дм5 см. 3) начерти прямоугольную деталь крыши со сторонами 1дм5см и 2дм, дна со сторонами 1дм и 1 дм. Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь. | Уметь чертить фигуры (прямоугольник) по заданным размерам | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). |
IX.Рефлексивно-оценочный этап Цели: - организовать презентацию работ учащихся для осознания итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации обучающимися. | Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников | Организует презентацию работ обучающихся, фиксирование нового содержания | Кто закончил чертить, прикрепите свои чертежи на доску магнитами. Подведем итог урока. Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж? …познакомились с новой единицей длины – дм. Как связан см и дм? В 1 дм - 10 см. Зачем люди придумали дм?…измерять крупные предметы. Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже. А понравилось ли вам выполнять задание, работая в парах? А сейчас пусть каждый из вас скажет своему товарищу по работе комплимент, оценивая его работу на уроке. Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с птичками: жёлтый (не было ошибок), зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). | | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Самостоятельная работа.(самопроверка по эталону) - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление изученного материала; организовать самопроверку (по образцу) - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Проверка Учащиеся работают с карточками. Задания дифференцированные. 1уровень преобразовать величины 2 уровень Найти недостающее значение. 3 уровень Сравнить величины | Организует работу в группах Организует самопроверку | – Чтобы ваши знания о дециметре стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.)
1 уровень. Слайд 10 17см = дм см 19см = дм см 11см = дм см 2 уровень Слайд 11 2 дм + дм = 5дм 4 дм + дм = 7 дм 8 дм - дм = 7 дм 3 уровень Слайд 12 3дм … 9 дм 1 дм … 10 см 6дм … 4 дм
| | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |