Цели | Образовательные: 1) познакомить с приемом получения числа 5 и обозначение его цифрой 5; 2) научить писать цифру 5; 3) дать представление о построении натурального ряда чисел; 4) познакомить с составом числа 5, случаями сложения и соответствующими случаями вычитания, связанными с числом 5. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: научиться соотносить число и цифру, научиться получать следующее и предыдущее при счёте число методом присчитывания и отсчитывания по 1, научиться писать цифру 5, знать состав числа 5, Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Число пять, цифра 5; состав числа пять; сложение и вычитание, связанные составом числа пять. |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | М.И. Моро, С.В.Волкова, С.В.Степанова Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 34-35; рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 1 класса; - презентация: «Число и цифра 5». - карточки с математическим набором - алгоритм самооценки |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Проверяй скорей, дружок: Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять». Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). | | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. Цели: организовать актуализацию умений: - в распознавании геометрических фигур на рисунке; - в определении признаков предметов; - в соотнесении числа и цифры; - фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | Рассматривают картинку, разбивая предложенные геометрические фигуры на группы, учитывая признаки предметов (форму, цвет). | Показывает картинку на интерактивной доске (слайд № 1-3). Организует актуализацию умений в определении геометрических фигур. Организует работу в группах. | - Назовите фигуры в ряду и сосчитайте их. - Составьте алгоритм следования этих фигур. - Какие они по счёту, если считать слева направо? - Какую фигуру можно обозначить цифрой 1, 2,3,4? (В зависимости от начала счёта). - Откуда мы обычно начинаем считать? - На какие группы можно разбить все эти фигуры? - Сосчитайте сколько у вас получилось фигур? - Какое следующее число получается, когда мы делаем шаг вперёд по линейке? - Как получить число пять? | Уметь составлять алгоритм по рисунку, соотносить число и цифру. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | 3. - В каком месте возникло затруднение? (При определении следующего числа в натуральном ряду). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, как получить следующее число при счёте). | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | Какую цель ставим? (Узнать, как получить следующее при счёте число). 4. – А какое наше действие следующее? (Составить план) - Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: получить следующее число при счёте с помощью картинок. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Физкультминутка Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вдохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | Выполняем по плану действия. 1. Положите перед собой 4 красных кружка, добавьте к нему ещё 1 зеленый. - Сколько всего кружков стало? - Как получили число пять? Какой цифрой обозначим это число? 2.Посмотрим презентацию «Число и цифра 5». - Сопоставим свои предположения с материалом презентации». 3.Устраним затруднения. - Как же мы получили следующее число за числом 4? - Какая тема урока сегодня? 4. Применим новое знание. Физкультминутка У ладошек пять детишек, Пять веселых шалунишек. Все подряд они хватают, Только ночью отдыхают. Как зовут их, угадайте. Малышей пересчитайте. Пальчики легко узнать – На руке их ровно пять. | Получать предыдущее и следующее число присчитыванием по 1. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задания в тетради на с. 13 Просмотр презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 5). | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Организует просмотр слайда № 4 презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 5). | 5. Переходим к закреплению. Добрались до цифры 5. Как ее нам написать? Вертикальный ставь штришок, От него веди кружок, Сверху хвостик небольшой – Цифра 5 перед тобой! Научись ее писать, Чтоб пятерки получать! 1. Напишем цифру 5 сначала в воздухе волшебным карандашом. 2. Откроем тетради на с.13. Напишем цифру 5. Но вначале давайте вспомним правила посадки при письме. Я тетрадочку открою И как надо положу, Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! Для этого начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик. 3. Обведите цифру 5. - Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно написать самому (5 и 6). - Какая закономерность в следующей строке? (цифры от 1 до 5 записаны сначала в прямом, а потом в обратном порядке). - Рассмотрите рисунки, приведенные выше. Выберите для каждого рисунка математическую запись. Составьте математические рассказы по рисункам, I вариант – для рисунка слева, II – вариант для рисунка справа. - Что нужно сделать? (Дорисовать кружки) - Как составили число 5? (К трем прибавили два) - Как составим число 4? (Два да два, дорисуем два кружка в правом квадрате). - Как еще можно составить число 5? ( Два и три, допишем два кружка в левом квадрате). -Значит, как можно составить число 5? (Можно к трем прибавить два или к двум прибавить три). - Прочитайте следующее задание. Какие фигуры видите? ( Треугольники, круги, квадраты) Обведите по одной те фигуры, про которые можно сказать, что их больше двух. Какие фигуры вы обведете? (Обведем треугольник, так как треугольников три, а три больше двух. Квадрат, так как квадратов четыре, а четыре больше двух. Круг обводить не будем, так как кругов два) - Из каких фигур нарисовали цветок в последнем задании? Что нужно сделать? (Обвести и раскрасить цветы.) Сколько Цветов? (5 цветов.) | Уметь соотносить число и цифру, сравнивать количество предметов, получать и называть следующее и предыдущее при счёте число. Уметь в правильной последовательности писать цифру 5. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно в учебнике с. 35 Выполняют самопроверку по эталону Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебных кружочков. - зелёный – всё понял, -жёлтый - затрудняюсь, - красный - не понял | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону (слайд № 5-10) Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку с помощью цветных кружочков. | 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону с. 35 (учебника) Эталон для самопроверки на доске - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком задании ошибки? - В чём причина? 8.Самооценка по эталону. | Уметь соотносить действие, количество предметов, число и цифру. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. | 9. Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |