Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Результаты* |
Самоопределение к деятельности | Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. -Ребята, сейчас урок письма. Вам необходима пропись, пенал. Проверьте и оцените свою готовность. -Покажите, как готовы. | Выполняют оценку/самооценку готовности Показывают знак о своей готовности (палец поднятый вверх) | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. |
Актуализация знаний, мотивация | Выделение звука [й’] в речи. - Посмотрите на картинки животных. Выберите тех, в названиях, которых есть звук [й’].(Показываю картинки) -Муравей, ослик, попугай, медведь, соловей, лошадь, зайка, кошка, воробей. -К картинкам каждого животного подберите слово признак, описывающее только его. Муравей — …, … (маленький, трудолюбивый) Зайка — …, … (пушистый, трусливый) Попугай — …, … (яркий, крикливый) Воробей — …, … (серенький, озорной, взъерошенный) Соловей — …, … (сладкоголосый, певчий, певучий) -На какой звук оканчиваются слова? -Дайте характеристику звуку. | Выбирают хлопком только тех, кто имеет нужный звук. Называют слова со звуком [й’]. Называют [й’] Дают характеристику (согласный звонкий мягкий звук) | Формирование приемов сравнения, обобщения |
Определение темы и целей урока | -Определите позицию звука [й’] в этих словах. - Какой буквой он обозначается? -Вспомните, какую букву мы писали на прошлом уроке? -А зачем нам писать заглавную букву Й? В каких случаях необходимо? -Итак, тема урока заглавная буква Й. -Откройте пропись. -Какие задачи себе поставите? -Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. -Рассмотрите страницу 12, составьте план действий.
На доске выставляю план 1шаг. Мы выполним конструирование буквы, выбрав нужные элементы. 2шаг. Будем учиться писать в рабочей строке букву, слова. 3шаг. Поработаем с моделью текста. Составим рассказ по иллюстрации. 4 шаг. Подумаем и выполним задание «Вопрос Вопросыча Почемучкина». | Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками. -Тема урока «Заглавная буква Й» Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Рассматривают страницу прописи, с помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу: -Если научимся писать заглавную букву Й, то сможем писать начало предложения. Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт. | Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей |
Решение учебной задачи | Формирование зрительного образа заглавной буквы Й. Демонстрирую таблицу четырёх форм буквы Й: печатные и письменные. -Сравните большую печатную и заглавную письменную букву Й. -Чем похожи? - Чем отличаются? -Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Й -Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать заглавную букву Й? Составим алгоритм написания буквы Й. | Рассматривают, анализируют, отвечают. | |
Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся Даю сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы Й на доске мелом. Письмо под счёт –и – раз - и – два - и- и | Выполняют сначала на ладошке упражнение в написании буквы, а затем «в воздухе» проговаривая алгоритм –и – раз - и – два - и- и | |
Физминутка | Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево - вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. | Обучающийся читает стихотворение и показывает. Дети повторяют. | |
Первичное осмысление и закрепление материала | Письмо учащимися в тетради двигательных элементов заглавной буквы Й -Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. При необходимости оказываю помощь Организую ситуацию самооценки и взаимооценки. -Напишите вторую строчку -Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву. -Оцените соседа, подчеркните самую правильную и красивую букву. | Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.
Осуществляют самооценку (первая строчка) и взаимооценку (вторая строчка) в парах. | Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей Личностные: самопроверка; взаимопроверка |
Развитие речи -Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Что здесь нарисовано? -Что делает мальчик? -Придумайте имя мальчику, чтобы в слове был звук [й’]. Можно прочитать в прописи. -Придумайте кличку щенку, чтобы в слове был звук [й’]. Прочитай в тетради. -Почему слова Ной и Лой записаны с заглавной буквы? -Найдите эти слова, напишите письмо по образцу. -Рассмотрите схему текста. -Сколько в нем предложений? -Составьте рассказ о мальчике и собаке по данной схеме. -Как можно назвать наш рассказ? -Кто сможет рассказать рассказ? -Чей рассказ вам понравился больше и почему? Найдите в прописи предложение. -Какой знак стоит в конце предложения? -Сколько слов в предложении? Проанализируйте каждое слово в предложении. -Запишите предложение в прописи. | Рассматривают иллюстрацию, схему текста, отвечают на вопросы. Пишут слова Ной и Лой по 2 раза. Составляют текст, рассказывают, оценивают. Записывают предложение, сравнивают с образцом, оценивают свою работу. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; |
| Выполнение логических заданий с буквами -Какие буквы написал Вопрос Вопросыч? -Сравните эти буквы. Чем они похожи? - Выделите в них общий элемент, обведите. -Впишите общий элемент в рамку. - Какая буква является «лишней»? | Называют буквы Сравнивают буквы (общий элемент-полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон) Обводят в прописи элемент.Выписывают в рамку | Формирование приемов сравнения, обобщения |
Рисование узора – бордюра -Какие элементы букв спрятаны в этом узоре? -Какая птица нарисована в узоре? | Обводят, дорисовывают, раскрашивают узор. | |
Итог занятий. Рефлексия деятельности | -Ребята, вспомните тему урока? -Какую цель мы поставили перед собой? -Как вы считаете, достигли ли цели? Почему? -Каким образом вы научились писать заглавную букву Й? -Пригодилось ли новое умение? -Оцените свою работу. -Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – жёлтый круг. -Было трудно, с ошибками справился – зелёный. -Не справился, не доволен собой –красный. -Объясните свой выбор оценки. Поднимите руку. -Кто оценил себя зеленым цветом? Желтым? Красным? | Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения. | Личностные: самоконтроль; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом |