Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква Д. Технологическая карта урока русского языка (письмо). 1 класс»
Технологическая карта урока русского языка ( письмо)
1 класс «в» МБОУ СОШ №2 п. Клетня.
Учитель Зайцева Алла Григорьевна.
Тема : Письмо заглавной буквы Д
Педагогическая цель
Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Д; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Тип урока
Открытие новых знаний
Планируемые результаты (предметные)
Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [д]; обводят элементы буквы Д безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с письменного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Универсальные учебные действия (метапредметные
Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение
Основное содержание темы, понятия и термины
Заглавная буква Д, звук [д],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных
Образовательные ресурсы
Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
осуществляемые действия
формируемые умения
I. Организация начала урока
Фронтальная, индивидуальная
- Снова прозвенел звонок, начинается урок. Слушайте внимательно, работайте старательно.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
II. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
Есть в жизни важные слова, такие как дружба и доброта. Почему в жизни важна дружба. С каким человеком приятно дружить и общаться, в чем выражается доброта. Буква, которой посвящён наш урок , раньше тоже называлось «Добро». Кто знает, как она называется в наши дни? Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко» 1) Приготовила обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для братишки – кашу.
Все умеет... (Даша).2)Не бросит мячик мимо баскетболист наш
( Дима).
– С какой буквы начинаются эти имена?
– Как мы будем писать эти имена?
– Какую букву мы будем учиться писать?
Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
- Друг выслушает, поможет в трудную минуту.
– Это буква Д.
– Звуки [д],[д/]
- Даша, Дима
- С заглавной
– Заглавную букву Д
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Гусь».
В воде купался,
Да сух остался
Предплечье постав- лено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, как клюв гуся. Все пальцы прижаты друг к другу
Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя
2. Правила посадки за столом во время письма
Индивидуальная. Практический
– Проверим посадку, подготовимся к письму
-Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу. Сяду ровно и красиво напишу.
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой
3. Работа
в «Прописи 3» (с. 17).
Анализ начертания и написание заглавной бук- вы Д
Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо
_ Из каких элементов состоит буква Д. Показ написания буквы на интерактивной доске «Презентация «Письмо букв»Возьмите ручки, представьте, что вы обводите Д в воздухе. Прокомментируйте, как мне ее написать на рабочей строке.– Обведите по контуру элементы заглавной (прописной) буквы Д.
– Обведите узор по контуру.
– Напишите одну заглавную букву Д в прописи, сравните с образцом. Продолжите писать буквы. Прочитаем слоги и договорим их до имен.
– Выполните письмо слогов с заглавной буквой Д: Да, Ди, Де.
– Напишите имена мальчиков Дима, Денис
Пишут в воздухе. Обводят по контуру элементы букв. Рассматривают прописную букву Д, прописывают элементы буквы, букву Д, слоги и слово
-Даша
-Дима
- Денис
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Д, слоги и слова
Физкультминутка
Коллективная, индивидуальная. Практический
Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее. Наши ножки постучали дружно, веселее. По коленочкам ударим тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь выше, выше, выше. Наши ручки закружились ниже опустились. Завертелись, завертелись и остановились.
Хлопки в ладоши. Топают ногами, хлопки по коленям. Круговые движения руками в воздухе
Осуществляют профилактику утомления
4. Слого-звуковой анализ слов Денис, Дима
(с. 17). Дополнение предложений. Письменный ответ на вопрос
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой
– Прочитайте предложение, подобрав слова схемам-моделям.
– Впишите недостающие слова в предложение вместо точек.
– Выполните слого-звуковой анализ по схеме слова Денис.
– Сколько слогов в первом слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге? Во втором?
– Из чего состоит первый слог? Второй слог?
– В саду Денис и Дима.
Определяют слово по схеме записывают: Денис и Дима.
– Два слога.
– Второй.
– Два звука, три звука.
– Из слияния согласного с гласным; из слияния согласного с гласным и примкнувшим согласным
Выполняют письмо слов вместо схемы-модели. Проводят слого-звуковой анализ слов. Дополняют предложение
5. Пись- менный ответ
на вопрос. Анаграмма
Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
– Прочитайте предложение. Какой знак стоит в конце предложения.
Что мы должны сделать. Давайте ответим на вопрос, правильно построив предложение. Сколько будет слов в предложении. С какой буквы начинаем писать предложение.
– Ответьте на вопрос письменно.
- Прочитайте, написанное, проверьте по образцу на доске.
- Предлагаю поиграть со словом. Из данного слова надо составить новое слово. Как называется такая игра.
Какое слово получилось. Запишем это слово с комментированием.
_ Вопросительный.
- Ответить на вопрос.
- В предложении
- Предложение начинаем писать с большой буквы.
Читают. Записывают ответ. Проверяют.
Разгадывают анаграмму
- Такая игра называется анаграмма.
Записывают слово.
Письменно отвечают на вопрос, правильно оформляют предложение.
IV. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Какую новую букву мы научились писать. Найдите буквы , которые получились особенно красивыми, поставьте под ними точку. - Как на письме используется заглавная буква? Кто доволен своей работой.
- Заглавную букву Д
- С заглавной буквы Д пишутся имена собственные, начало предложения.
оформляют предложение
Оценивают свою работу на уроке
Тема : Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д»
ЦельЗнакомство с написанием заглавной и строчной букв «Д.д». Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Развивающая: развивать умение находить звуки д в словах, предложениях, осознание значимости изучаемого материала, развитие фонематического слуха, развитие монологической и диалогической речи
Воспитательная:.осознание ценности совместной деятельности, воспитание культуры общения на уроке
Формируемые УУД
Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет
1.Орг. момент.Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы
Стимулирую деятельность учащихся: -читаю отрывок из стихотворения
Приветствие учителя;
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,.
Выделяют звук Д в словах
Сегодняшний урок я начну с очень важных слов «дом, дети, добро, дружба». А буква, которой посвящён наш урок , тоже называлось «Добро». Может быть Вы сами назовёте, как она называется в наши дни?
(Тема нашего урока буква «Д»
Этот домик буква Д
В домике окошко
Из трубы идет дымок,
А в окошке кошка.
3. Этап усвоения новых знаний. Артикуляция и характеристика звука.
- Произнесите звук «Д» и понаблюдайте, как работает Ваш рот. (Губы напряжены, как – будто мы улыбаемсяЗубы – между ними образуется маленькая щель.Язычок – упирается в переднюю часть неба.)
_ Как называются звуки, которые произносятся с преградами? (Согласные)
Игра « Отправляемся в сказочный музей»
Что за чудище такое
Трёхголовое, большое?
Над землёй оно лети
Жарким пламенем пыхти!
(Дракон)
- Это дракон. У него 3 головы. И каждая голова приготовила задание. Одна голова очень любит считать. Прочитайте числа: «2, 9, 10, 12, 19, 20»
Разделите числа на два столбика. Первый – с мягким звуком «Д», второй – с твёрдым