Технологическая карта урока русского языка в 4 Д классе.
Дата проведения: 5 апреля 2016 года.
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2 мин | Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать. | Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока. | Личностные УУД - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. 3 мин | Запишите в тетради число и классная работа. Для орфографической разминки я задумала слово - узнайте его Жёлтый - прилагательное, 2 слога, 6 букв, 6 звуков - Составьте предложение с этим словом. | Ученики задают вопросы о составе слогов, звуков, букв , запрашивают информацию, с какой буквы начинается и обобщают. Затем находят это слово в словаре и записывают в тетрадь. | Познавательные УУД. -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД -умение слушать и понимать речь других |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 мин | Подберите к слову жёлтый родственные слова ( работа в парах) Желтизна, желтеть, желтоватый, жёлтенький (На какие группы мы можем разделить родственные слова) Назовите грамматические характеристики слов Желтеет, желтел, пожелтеет ( работа в группах) А можно ли отнести глагол Желтеть к одной из этих групп? | Учащиеся рассуждают, анализируют, делают вывод Желтеет – глагол, наст времени, ед. ч.,3л. Желтел - глагол прош. вр., ед. ч., м. р. Пожелтеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л. Фиксируют индивидуальное затруднение | Коммуникативные УУД -уметь оформлять свои мысли в устной форме). Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД Познавательные УУД: -общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). 5 мин | Так какая будет сегодня тема урока. ( Неопределённая форма глагола) Какую поставим цель? Что нас может заинтересовать ? (можно ли определить время, число, лицо у глагола неопределённой формы) | Выделяют тему и цель урока. Предполагают , что будет изучаться на данном уроке. | Регулятивные УУД - планирование своей деятельности - прогнозирование поиска информации Познавательные УУД - самостоятельное выделение цели Коммуникативные УУД - умение выражать свои мысли |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. 3 мин | Где можно найти интересующую нас информацию? Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя перегибать переплет. Нельзя вырывать из книги страницы, писать в ней. Найдите глаголы. Составим алгоритм определения глагола неопределённой формы 1. На какой вопрос отвечает 2. Какой суффикс. Что можете сказать? Сделаем вывод. Как мы будем находить глаголы неопределённой формы? | Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет в книге Из предложенного текста находят глаголы. Составляют алгоритм. Анализируют . делают вывод У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, число и лицо | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). 8 мин | Поработаем по тесту упражнения № 136 с. 84-85 Прочитайте задание. Как вы его понимаете ? Давайте разделимся на группы 1и 2 группа , замените словосочетание глаголом неопределённой формы. 3 и 4группа, замените фразеологизм глаголом неопределённой формы. 5 группа, замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме. 6 группа попробует образовать глаголы неопределенной формы от других частей речи. | Учащиеся работают в группах. Обсуждают. Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке. | Коммуникативные УУД: -сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8 мин | Проверим работу наших групп. Проверим, что хотели нам рассказать авторы учебника. Игра «Узнай меня». Помогите найти глаголы неопределённой формы. Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься | 1 ученик от группы рассказывает по своей карточке. Другие учащиеся могут дополнять, оценивают ответ. Находят отличия неопределённой формы глагола от других частей речи. | РегулятивныеУУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные УУД: общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 5 мин | Поработаем в тетради. -Зачем нам так важно изучить глаголы неопределённой формы? Проведём исследование : Поставьте глагол учить во все возможные временные формы наст. вр- учит прош. вр - учил буд. Вр- будет учить А теперь попробуем поставить глагол научить почему не получается форма настоящего времени. – действие уже произошло. | Анализируют, сравнивают заполняют модель, делают вывод | Познавтельные УУД -моделирование вид | Нас. в | Прош. в | Буд. в | Несов. в | + | + | 2 слова | Сов. В. | - | + | + | - анализ и синтез |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. 2 мин | Какую мы поставили цель? Мы её достигли? Где ещё можно потренироваться? Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично. - Какое настроение у вас после этого урока? . | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД. -оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.