kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Весенние месяцы". УМК «Перспектива».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир  2 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»

Разработала: Ульянова Н.В.

Тема

Весенние  месяцы

Задачи урока

учить детей соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества.

Планируемые результаты

Предметные.Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.
Метапредметные: Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.

 Учить использовать в работе дополнительную литературу, учить искать информацию в словарях,  работать группах.

Личностные. Осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.

 

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Энциклопедии, справочники.

Организация

пространства

Работа фронтальная,  групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Весенние месяцы". УМК «Перспектива». »

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир 2 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»

Разработала: Ульянова Н.В.

Тема

Весенние месяцы

Задачи урока


учить детей соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества.

Планируемые результаты

Предметные.Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.
Метапредметные: Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.

Учить использовать в работе дополнительную литературу, учить искать информацию в словарях, работать группах.

Личностные. Осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.




Межпредметные связи


Литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные




  • Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе;

  • Энциклопедии, справочники.

Организация

пространства




Работа фронтальная, групповая.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время


1.Мотивирова-ние к учебной деятельности.




2.Актуализация знаний.













- Вот, сможете ли вы отличить весну от других времён года?


- Посмотрите в окно: какое солнце, небо, земля, какая природа!


3.Изучение нового материала.




А).Март
































Б).Апрель






















В).Май




Г).Групповая работа.















Д). Чайковский









Е). Весенний новый год








































4.Итог





5.Рефлексия.


















6.Домашнее задание.


-Здравствуйте ребята, я очень рада встретиться сегодня с вами. У нас на уроке гости. Оглянитесь и поприветствуйте их.

- Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

-Ребята, скажите, зима, весна, лето, осень. Что это?

- Догадайтесь, о каком времени года пойдёт сегодня речь?

Я раскрываю почки, 
в зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
посевы поливаю, 
Движения полна, 
зовут меня ...

- Итак, о чём мы будем говорить?

-А нужно ли нам говорить о весне? Может быть мы уже всё знаем и зря пришли на урок.

- Конечно, ребята, всё знать невозможно. Я, надеюсь, что на уроке вы сделаете много открытий об этом времени года.

- Весна – красивое время года. Когда я смотрю, слышу, чувствую эту красоту, у меня поднимается настроение, хочется петь, как будто я вдыхаю воздух новой жизни. А вы весной что видите, чувствуете?


- Посмотрите, как много красивых слов вы сказали о весне. Как много заметили, почувствовали.

- А теперь давайте посмотрим, что предложит нам учебник. Откройте его на с.58-59. Обратите внимание на репродукции картин. Прочтите фамилии художников и названия. Чтобы удобнее было работать, я выведу на экран.

Слайд « Грачи прилетели».

-Узнаёте время года?

-Что помогло вам понять, что это весна?

- А знаете ли вы, когда, в каком месяце прилетают грачи?

-Значит, какой месяц изобразил художник?

- Грачи прилетают в марте. А ещё март называют весна света.

- Как вы думаете, почему март- это весна света?

-Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее. Света и тепла после зимы становится больше. В марте множество старинных народных праздников: 13 марта- Василий капельник.

-Как вы думаете: почему так назвали- капельник?

(Обычно в его день сильная капель начиналась. Говорили «Придёт Василий и зима заплачет»).

- 17 марта - грачевник, прилёт грачей.30 марта – солнцегрей. В этот день пасечники выставляли улья с пчелами на пасеку.

- Знали вы об зтом или для вас это открытие?

- А вот в старину март называли по другому. Послушайте, какие красивые названия дали люди марту – месяцу!

Слайд «Народные названия марта»

-Знали вы эти народные названия? Вот ещё одно открытие на уроке!

( Некоторые понятия объяснить).

- А обратил ли кто внимание на вторую репродукцию картины? Кто автор? Название?

- Почему такое название? Ваши мнения.

-Какой весенний месяц изобразил художник?

- Правильно, это апрель.

- Апрель – это весна воды.

-Почему апрель - весна воды?

- Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки. Месяц говорливой воды, звенящий, голубой, лучистый. Месяц чистоты, очищения природы.

- Апрель тоже славится своими поэтичными народными названиями. Вслушайтесь в их названия!

С лайд «Народные названия апреля»

-А какой третий месяц весны?

Май – весна зелёной травы и цветов.

-Почему май – это месяц зелёной травы и цветов?

- Земля покрывается душистыми цветами.

-Оказывается май тоже богат на народные названия.

Слайд «Народные названия мая»

- А теперь я предлагаю вам поработать в группах.

Объединились в группы. Задание для групп: попробуйте объяснить, с какими явлениями природы связаны названия месяцев.

1 ряд. Март: протальник, водотёк, грачевник, капельник, дорогонарушитель.

2ряд. Апрель: снегогон, первоцвет, солнечник,водолей.

3 ряд.Май: травень, ранопашец, соловьиный месяц росенник.

- Как подготовилась группа?

-Ребята, кто запомнил автора картины «Грачи прилетели»? А картины «Весна»?

Художники- это люди, которые говорят о красоте окружающего мира с помощью кисти и красок. А теперь послушайте как рисует весну звуками композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание отрывка.

-Понравилась музыка? Этой музыкой композитор описывает пение жаворонка.

-Посмотрите, ребята, мы посмотрели весну в картинах художников, послушали весну у Чайковского, узнали народные названия весенних месяцев.Как вы думаете: всё узнали о весне?

-Переверните страничку учебника и прочтите заголовок.

- Интересное название?

-Оказывается, есть особый день в марте- старинное весеннее новогодие. Это 14 марта-день святой Евдокии. В народе её называли Евдокия-весновка. В старину в этот день начинался новый год.

- Сколько дней осталось до весеннего нового года?

-В этот день погоду на весну и лето загадывают:


Слайд «Народные приметы»

С Евдокии погоже – всё лето погоже.

- Как понимаете это выражение?

На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

На Евдокию – вода, на Егорья – трава. ( Егорий – день святого Георгия Победоносца, 6 мая)

Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

- День Евдокии-Весновки считался большим праздником: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды, гулянья молодежи и взрослых на улице.


- Весну в старину очень ждали и всячески ее кликали.

- Прочитайте, как в старину звали-кликали весну дети.

Чтение по учебнику


- О каких подарках весны говорится в закличке?

-Что значит житушко?

- Что весна подарит малым детушкам?

-Почему яичушки названы как подарки весны?

- Красным девушкам? Молодым молодушкам? Старикам да старушкам?

- А какой подарок весны вам кажется самым радостным?

-Разыграем закличку по своему.


Дети читают с движениями.

- Молодцы.

- Итак, сделаем вывод. Весенние месяцы…

Весенний новый год отмечался……

Это день святой…….

- Кого бы вы похвалили?

- Все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!

- А в конце урока предлагаю вам анкету.

1.На уроке я работал………..активно/пассивно.

2.Своей работой на уроке я……доволен/ недоволен.

3. Урок для меня показался ……коротким/ длинным.

4. За урок я ………….устал/ не устал.

5. Моё настроение …… стало лучше/ стало хуже.

6. Материал урока мне был…… полезен/бесполезен,

интересен/ скучен.

-Итак, у кого хорощее настроение?

-Кто доволен своей работой?

Слайд «Домашнее задание»

Теоретический материал на с. 58—60 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 33 рабочей тетради.
       Сделайте фотографии или нарисуйте рисунки родного города весенней порой.


Ученики настроились на работу.





- Времена года.









-Весна.

- О весне.







(Ответы детей)













Небо затянуто облаками, лишь вверху виден ярко- голубой участок.Снег подтаял и посерел. Водоём уже избавился ото льда. Прилетели грачи.


























Картина наполнена светом: яркое голубое небо, нежная зелень. На дорогах много воды.



























Учащиеся делятся на группы, выполняют задания.

Выступления предстовителей.


-У марта.

_-Это первый месяц весны, и, наверное, заждавшись, люди встречали его с такой радостью, которая и вылилась в большое количество названий.)


.







-Нет.

- Весенний новый год.





























Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

— Короб житушка, два — пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперед, 
как бы переполненные зерном, 
затем руки выполняют „сеющие“ движения.)

— Малым детям — по яичушку,

(Ладонь округлена „под яичушко“.)

— Красным девушкам — по перстенечку,

(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)

— Молодым молодушкам — по детенышку,

(„Качают“ младенца.)

— Старикам да старушкам — по внучоночку!

(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)»


















Личностные УУД (положительная самооценка).




















Коммуникативные УУД( построение речевых высказываний)



Личностные УУД (использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий)








Регулятивные УУД ( поиск информации в предложенном источнике)


Коммуникативные УУД( построение речевых высказываний)



Познавательные УУД (подведение под понятие)



























Познавательные УУД (подведение под понятие)





















КоммуникативныеУУД (Планирование учебного сотрудничества).


















Коммуникативные УУД( планирование учебного сотрудничества со сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия).










Познавательные УУД (осмысленное чтение)













Познавательные УУД (осмысленное чтение)















Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).




Личностные (самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности).















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ульянова Наталья Валерьевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181411


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства