1.Мотивирова-ние к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний. - Вот, сможете ли вы отличить весну от других времён года? - Посмотрите в окно: какое солнце, небо, земля, какая природа! 3.Изучение нового материала. А).Март Б).Апрель В).Май Г).Групповая работа. Д). Чайковский Е). Весенний новый год 4.Итог 5.Рефлексия. 6.Домашнее задание. | -Здравствуйте ребята, я очень рада встретиться сегодня с вами. У нас на уроке гости. Оглянитесь и поприветствуйте их. - Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях. -Ребята, скажите, зима, весна, лето, осень. Что это? - Догадайтесь, о каком времени года пойдёт сегодня речь? Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня ... - Итак, о чём мы будем говорить? -А нужно ли нам говорить о весне? Может быть мы уже всё знаем и зря пришли на урок. - Конечно, ребята, всё знать невозможно. Я, надеюсь, что на уроке вы сделаете много открытий об этом времени года. - Весна – красивое время года. Когда я смотрю, слышу, чувствую эту красоту, у меня поднимается настроение, хочется петь, как будто я вдыхаю воздух новой жизни. А вы весной что видите, чувствуете? - Посмотрите, как много красивых слов вы сказали о весне. Как много заметили, почувствовали. - А теперь давайте посмотрим, что предложит нам учебник. Откройте его на с.58-59. Обратите внимание на репродукции картин. Прочтите фамилии художников и названия. Чтобы удобнее было работать, я выведу на экран. Слайд « Грачи прилетели». -Узнаёте время года? -Что помогло вам понять, что это весна? - А знаете ли вы, когда, в каком месяце прилетают грачи? -Значит, какой месяц изобразил художник? - Грачи прилетают в марте. А ещё март называют весна света. - Как вы думаете, почему март- это весна света? -Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее. Света и тепла после зимы становится больше. В марте множество старинных народных праздников: 13 марта- Василий капельник. -Как вы думаете: почему так назвали- капельник? (Обычно в его день сильная капель начиналась. Говорили «Придёт Василий и зима заплачет»). - 17 марта - грачевник, прилёт грачей.30 марта – солнцегрей. В этот день пасечники выставляли улья с пчелами на пасеку. - Знали вы об зтом или для вас это открытие? - А вот в старину март называли по другому. Послушайте, какие красивые названия дали люди марту – месяцу! Слайд «Народные названия марта» -Знали вы эти народные названия? Вот ещё одно открытие на уроке! ( Некоторые понятия объяснить). - А обратил ли кто внимание на вторую репродукцию картины? Кто автор? Название? - Почему такое название? Ваши мнения. -Какой весенний месяц изобразил художник? - Правильно, это апрель. - Апрель – это весна воды. -Почему апрель - весна воды? - Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки. Месяц говорливой воды, звенящий, голубой, лучистый. Месяц чистоты, очищения природы. - Апрель тоже славится своими поэтичными народными названиями. Вслушайтесь в их названия! С лайд «Народные названия апреля» -А какой третий месяц весны? Май – весна зелёной травы и цветов. -Почему май – это месяц зелёной травы и цветов? - Земля покрывается душистыми цветами. -Оказывается май тоже богат на народные названия. Слайд «Народные названия мая» - А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Объединились в группы. Задание для групп: попробуйте объяснить, с какими явлениями природы связаны названия месяцев. 1 ряд. Март: протальник, водотёк, грачевник, капельник, дорогонарушитель. 2ряд. Апрель: снегогон, первоцвет, солнечник,водолей. 3 ряд.Май: травень, ранопашец, соловьиный месяц росенник. - Как подготовилась группа? -Ребята, кто запомнил автора картины «Грачи прилетели»? А картины «Весна»? Художники- это люди, которые говорят о красоте окружающего мира с помощью кисти и красок. А теперь послушайте как рисует весну звуками композитор Пётр Ильич Чайковский. Слушание отрывка. -Понравилась музыка? Этой музыкой композитор описывает пение жаворонка. -Посмотрите, ребята, мы посмотрели весну в картинах художников, послушали весну у Чайковского, узнали народные названия весенних месяцев.Как вы думаете: всё узнали о весне? -Переверните страничку учебника и прочтите заголовок. - Интересное название? -Оказывается, есть особый день в марте- старинное весеннее новогодие. Это 14 марта-день святой Евдокии. В народе её называли Евдокия-весновка. В старину в этот день начинался новый год. - Сколько дней осталось до весеннего нового года? -В этот день погоду на весну и лето загадывают: Слайд «Народные приметы» С Евдокии погоже – всё лето погоже. - Как понимаете это выражение? На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето. На Евдокию – вода, на Егорья – трава. ( Егорий – день святого Георгия Победоносца, 6 мая) Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся. - День Евдокии-Весновки считался большим праздником: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды, гулянья молодежи и взрослых на улице. - Весну в старину очень ждали и всячески ее кликали. - Прочитайте, как в старину звали-кликали весну дети. Чтение по учебнику - О каких подарках весны говорится в закличке? -Что значит житушко? - Что весна подарит малым детушкам? -Почему яичушки названы как подарки весны? - Красным девушкам? Молодым молодушкам? Старикам да старушкам? - А какой подарок весны вам кажется самым радостным? -Разыграем закличку по своему. Дети читают с движениями. - Молодцы. - Итак, сделаем вывод. Весенние месяцы… Весенний новый год отмечался…… Это день святой……. - Кого бы вы похвалили? - Все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! - А в конце урока предлагаю вам анкету. 1.На уроке я работал………..активно/пассивно. 2.Своей работой на уроке я……доволен/ недоволен. 3. Урок для меня показался ……коротким/ длинным. 4. За урок я ………….устал/ не устал. 5. Моё настроение …… стало лучше/ стало хуже. 6. Материал урока мне был…… полезен/бесполезен, интересен/ скучен. -Итак, у кого хорощее настроение? -Кто доволен своей работой? Слайд «Домашнее задание» Теоретический материал на с. 58—60 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 33 рабочей тетради. Сделайте фотографии или нарисуйте рисунки родного города весенней порой. | Ученики настроились на работу. - Времена года. -Весна. - О весне. (Ответы детей) Небо затянуто облаками, лишь вверху виден ярко- голубой участок.Снег подтаял и посерел. Водоём уже избавился ото льда. Прилетели грачи. Картина наполнена светом: яркое голубое небо, нежная зелень. На дорогах много воды. Учащиеся делятся на группы, выполняют задания. Выступления предстовителей. -У марта. _-Это первый месяц весны, и, наверное, заждавшись, люди встречали его с такой радостью, которая и вылилась в большое количество названий.) . -Нет. - Весенний новый год.
Ой, весна-красна, что нам вынесла? (Дети приветственно машут.) — Короб житушка, два — пшеничушки, (Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.) — Малым детям — по яичушку, (Ладонь округлена „под яичушко“.) — Красным девушкам — по перстенечку, (Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.) — Молодым молодушкам — по детенышку, („Качают“ младенца.) — Старикам да старушкам — по внучоночку! (Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)»
| Личностные УУД (положительная самооценка). Коммуникативные УУД( построение речевых высказываний) Личностные УУД (использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий) Регулятивные УУД ( поиск информации в предложенном источнике) Коммуникативные УУД( построение речевых высказываний) Познавательные УУД (подведение под понятие) Познавательные УУД (подведение под понятие) КоммуникативныеУУД (Планирование учебного сотрудничества). Коммуникативные УУД( планирование учебного сотрудничества со сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Познавательные УУД (осмысленное чтение) Познавательные УУД (осмысленное чтение) Регулятивные (контроль, коррекция, оценка). Личностные (самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности). | |