Технологическая карта урока.
1. Учитель высшей категории: Лымарева Надежда Николаевна.
2. МАОУ «Светлоярская СШ № 2 имени Ф.Ф.Плужникова»
3. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина – Давыдова
4. Учебник « Русский язык», авторы С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко
5. 4 «А» класс , Русский язык Тема « Именительный падеж имени существительного. Его значения.Синтаксическая роль существительного в именительном падеже.»
6. Урок решения частной задачи.
7.Цели.
Образовательные: раскрыть функции именительного падежа ( предмет мысли, тему описания, повествования, рассуждения, роль в структуре предложения).
Развивающие: развивать связную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, оценивать себя и своих товарищей, развивать память, мышление, внимание).
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, уверенность в себе, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.
Для учителя – демонстрационные таблицы.
Для учащихся- тетради, учебники, карточки для индивидуальной и парной работы.
Характеристика этапов работы.
№ | Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма работы | Результаты формирования УУД |
1. | Орг. Момент. Цель: проверить готовность детей к уроку, настроить детей на успех. | - Какой у нас урок? - Проверьте готовность к уроку. - Что необходимо, чтобы урок прошел успешно? | Включение детей в деловой ритм. | Подготовка учащихся к работе. | Устное сообщение. | Определяют и проговаривают последовательность своих действий. |
2. | Актуализация знаний. Цель: выявить уровень знаний учащихся. | - Над какой учебной задачей работаем? _ Значение падежа постоянное или зависимое? Назовите падежи существительного. - Что помогает определить падеж? -Как правильно определить падеж существительного? (показываю памятку) - Какие служебные слова помогают существительным выражать падеж? - _Как думаете, для чего надо знать падежи? | Выявляет уровень знаний учащихся, определяет типичные недостатки. | Выполняют задания, определяющие уровень знаний , тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Фронтальный опрос, работа по ранее составленному плану. | Определяют верное решение от неверного, проговаривают и определяют последовательность своих действий, работают по плану, оценивают свои ответы и ответы своих товарищей., учатся слушать своих товарищей. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: определить границу между знанием и незнанием, увидеть проблему. Сформулировать учебную задачу. | - Хорошо ли вы умете определять падежи существительных? - Как это узнать? ( Выполнить задание.) -Где взять задание? - Я предлагаю прочитать текст на доске. « С древности люди лечили чесноком болезни. Ребенку мама вешала на шею дольку чеснока. Хозяйки отводили на столе чесноку почетное место.» - Какое слово в тексте повторяется? - Как думаете, какое задание я вам предлагаю выполнить? - Как будете действовать? ( повторяют план). -Предварительно оцените себя. ( +_?) -Самостоятельная работа с последующей проверкой. Проверка: - лечили ( чем?) чесноком- Т.п. -дольку ( чего?) чеснока- Р.п. - отводили ( чему?) чесноку- Д.п. - Оцените себя еще раз. | Активизирует деятельность учащихся. Создает ситуацию успеха. | Проверяют свои знания. | Самостоятельная и индивидуальная работа учащихся. | Учатся работать по плану, слышать и слушать друг друга, давать предварительную оценку своей работе, учатся оценивать себя и своих товарищей, доказывать свою точку зрения. |
4. | Постановка учебной задачи. Цель: Обозначить границу между знанием и незнанием , увидеть проблему и сформулировать учебную задачу. | - Молодцы ребята, вы хорошо справились с работой. - А теперь мне потребуется ваша помощь. Вчера я прочитала очень интересное предложение: Любит дочь мать. ( запись на доске) - Я засомневалась в каком падеже стоят существительные мать и дочь. - Как думаете вы? - Почему у вас такие разные ответы? - В чем состоят ваши сомнения? - Какую проблему вы увидели? - Сформулируйте учебную задачу на сегодняшний урок. | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют тему урока. | Учебная дискуссия.. | Учатся высказывать предположения, отличать верное от неверного, отличать новое от уже известного, высказывать свою точку зрения и доказывать ее, формулировать учебную задачу. |
5. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: учит составлять план действия для нахождения решения учебной задачи. | - Чтобы разрешить ваши сомнения, я предлагаю вам побыть исследователями. - У вас на парте лежит карточка с заданием. - Почему одна? - Когда мы работаем в паре? - Повторите главные правила работы в паре. - Карточка. 1. Подчеркните главные члены предложения. 2.Определите падеж имени существительного, которое является подлежащим. « Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. Улетели на юг ласточки, скворцы, грачи.» - Прочитайте задание. Как будете определять падеж имени существительного? Самостоятельная работа в парах. Проверка. - Что общего во всех предложениях? - Кто помнит задачу нашего урока? - Кто догадался , о чем будем говорить на уроке? - Сформулируйте вопросы, на которые надо ответить? -1. На какие вопросы отвечает существительное в И.п.? 2.-Есть ли предлоги в И.п.? - Вы можете ответить на эти вопросы? - Сделайте вывод.- - Подтвердите правильность своего вывода выводом из учебника. | Построение проекта выхода из затруднения. | Составляют план достижения цели и определяют алгоритм работы. | Самостоятельная работа в парах., | Умение работать в паре, умение работать по алгоритму, умение работать по плану, оценивать свою работу и работу своих товарищей. |
6. | Первичное закрепление. Цель: добиться осознанности восприятия учащимися учебного материала. | - С какой проблемой мы столкнулись? ( Любит мать дочь.) - Как нам могут помочь добытые знания? - Как определить падеж в предлагаемом предложении? - Когда существительное дочь будет стоять в И.п.? ( Когда будет подлежащим) - От чего это зависит? ( от порядка слов в предложении.) - Составьте предложение так, чтобы слово дочь стояло в И.п. ( Дочь любит мать.) - А теперь, чтобы слово мать стояло в И.п. ( Мать любит дочь.) - Решили мы задачу, которую поставили перед собой? Сделайте вывод. - Почему нам удалось решить У.З.? | Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное закрепление. | Выполняют задания с проговариванием алгоритма. | Коллективная работа. | Делать вывод о результатах своей работы, учатся слушать и слышать друг друга., оценивать свою работу по плану. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Цель: самооценка и самоконтроль своей деятельности. | Работа с учебником.с.131, № 156. - Прочитайте задание и текст, объясните, какие ошибки допущены? - Какие правила посоветуете повторить? - Найдите слова, соответствующие данным схемам ( схемы – на доске). - Еще раз повторите план действий по которому будете работать. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Проверка. - Определите в каком предложении существительное в И.п. имеет такое значение: предмет о существовании которого сообщается. - Определите в каком предложении существительное в И.п. имеет такое значение: предмет, который выполняет какое- то действие. Сделайте вывод. ( В это время 4 чел. Работают по индивидуальным карточкам : « Лес дарит нам много подарков. Береза напоит березовым соком. Кедр накормит кедровыми семенами. Малина, ежевика и черника дарят нам витамины.» Задание: Найти имена существ. По предложенным схемам. | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Самостоятельная работа. | Учатся проговаривать и определять последовательность своих действий, работать по плану, давать оценку своей деятельности. |
8. | Рефлексия. Цель: соотнести цель и результаты деятельности | - Какую У.З. ставили? -Решили ее? - Какие полученные знания помогли? - Что узнали об И.п. существительных?- - Как думаете все функции существительных в И.п. мы сегодня открыли? - Почему сразу не смогли ответить на вопрос? - Какую учебную задачу поставим на завтра? - Как думаете, наш урок прошел успешно? - Кому было легко? - Кому было трудно? Почему? На каком этапе урока? - Как вы оценили свою работу на уроке? -Молодцы! Спасибо за урок. | Организует рефлексию. | Учатся делать самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты деятельности, степень их соответствия. | | |