Учитель начальных классов: Финогеева Анна Николаевна, ГБОУ СОШ № 386 Кировского района СПб
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Чтение стихотворения учителем | Приветствие учащихся. Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Настраиваются на работу. | УУД: -самооценка готовности к уроку (Л.); -положительное отношение к урокам обучения грамоте (Л.); -стремление к положительным результатам труда. (Л.) - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, возникновение проблемной ситуации 1. Составление рассказа по сюжетному рисунку (учебник, с. 14–15) | Парная. Словесный. Беседа и рассказ по рисунку | – Из чего состоит наша речь? – Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы друг другу по рисунку. – Придумайте рассказ «Лето в деревне» | Задают в паре друг другу вопросы по рисунку. Составляют рассказ по картинке | - интерес к работе по Азбуке (Л.); -умение ориентироваться на странице Азбуки; (П.); -умение видеть и признавать свои ошибки (Л.); -совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им (К.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | Парный. Вопросы и ответы учеников к рисунку, рассказ |
2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 14–15) | Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение | Дополните предложение. Человек ухаживает за… | Дополняют предложение | УУД: -умение представлять информацию в виде схемы (П.); -совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их причины (Р.); | Индивидуальный. Составление предложения |
III. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели | Фронтальная. Словесный. Вводная беседа, пояснение учителя | – Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – Из чего состоят слова? – Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки | – Из предложений. – Из слов. – Из звуков | -Принимают учебную задачу (Р.) -соблюдать правила общения, формулировать мысли, высказывать суждения (К.) | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Фронтальная. Наглядный, практический, словесный. Беседа, составление схемы | На доске рисунок с изображением аиста. – Давайте произнесем слово аист хором. – Запишем схему этого слова: – Сколько слогов в этом слове? – Произнесите первый слог | Произносят хором слова аист. Записывают схему. – Два. Протяжно произносят первый слог. | Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; делить слова на слоги; -создавать высказывания; | Фронтальный. Звуко-буквенный анализ слова аист |
Звуко-буквенный анализ слова аист | Фронтальная. Наглядный, практический, словесный. Беседа, составление схемы | – Сколько звуков вы слышите? – Произнесите второй слог. – Сколько в нем звуков? – Произнесем этот слог протяжно, замедленно. – Какой первый звук? – Какой второй? – Какой третий? – Сколько же всего звуков в слове? – Сколько в первом слоге? – Сколько во втором? Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого. – Какой слог ударный? | – Один звук. – ист. – Три – иииссст. – [иии]. – [ссс]. – [т]. – Четыре. – Один. – Три. Первый | УУД: - узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий (Р.); -осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.); - интерес к работе (Л.); - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | |
2. Представление о гласных и согласных звуках | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Произнесите слово аист. – Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего? – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными. Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными | Произносят слово аист. Высказывают свои предположения | Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - создавать высказывания; УУД: - узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий, (Р.); -осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - ориентироваться на странице букваря; (П.); - понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.); - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | Фронтальный. Устные ответы, произнесение гласных и согласных звуков |
Работа со звуковой схемой | Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со схемой | Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом. На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т] | Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой | Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - различать звуки и буквы. УУД: -умение представлять информацию в виде схемы (П.); - совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их причины (Р.); - интерес к работе по букварю (Л.); - умение видеть и признавать свои ошибки (Л.); - совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им (К.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | Фронтальный. Различение графических обозначений гласных и согласных звуков |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практический | Ветер дует нам в лицо (Руками машем себе в лицо), Закачалось деревцо (Руки вверх и качаемся), Ветерок все тише, тише (Медленно приседаем), Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх). | Выполняют движения согласно тексту и показу учителя | - ценностное отношение к здоровому образу жизни (Л.) | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15) | Коллективная. Словесный, практический. Дидактическое упражнение | – Какое дерево склонилось над прудом? – Произнесите первый звук. – Что можете о нем сказать? – Посчитайте, сколько слогов в слове ива? – Произнесите второй слог. – Сколько звуков вы слышите в этом слоге? – Какой гласный? –В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так: При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием. Аналогичная работа проводится со словом осы | – Ива. – [и]. – Он гласный. – Два. – ва. – Два. – Звук [a]. Слушают объяснение учителя | Предметные: - применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения); - читать правильно и плавно по слогам. УУД: - желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.); - интерес к работе по Азбуке (Л.); - удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.) | Коллективный. Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор слов ива, осы |
V. Закрепление знаний и способов действий. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. 1. Анализ слов куры, гуси | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, дидактическое упражнение (учебник, с. 15) | Учитель показывает картинку с изображением кур. – Кто это? – Сколько слогов в слове куры? – Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных звуков услышали? Назовите их. – Произнесите первый слог. – Что можете о нем сказать? – Произнесите второй слог. – Что можете сказать о нем? – Составим схему данного слова: – Поставьте ударение. – Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге. Аналогичная работа проводится со словом гуси – Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? | – Куры. – Два. Произносят слоги протяжно. – Два. – ку. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – ры. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – Ударение падает на первый слог. Выполняют задание учителя, отвечают на вопросы – Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог | Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - различать звуки и буквы. УУД: -умение представлять информацию в виде схемы (П.); - совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их причины (Р.); - умение видеть и признавать свои ошибки (Л.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | Коллективный. Анализ слов куры, гуси; устные ответы |
2. Слого-зуковой разбор слова голуби | Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение | – Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие | – Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога | Предметные: - применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения); - читать правильно и плавно по слогам. УУД: - узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий, (Р.); - удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.) -осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.); - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) -желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.); | Индивидуальный. Сравнение схем слов |
VI. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | УУД: -определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью (Р.); - стремление к положительным результатам труда, развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении (Л.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) | Фронтальный. Устные ответы |