ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НА ТЕМУ «Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча - ща, чу - щу»
Цель: создать условия для составления небольших рассказов о своих друзьях и увлечениях; научить задавать вопросы к словам, называющих предметы и признаки, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать, сравнивать твердые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных, решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ча-, ща-, чу-, щу-, жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы и признаки, задавать вопросы к словам, выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять устное монологическое высказывание о своих друзьях и их увлечениях; представление о понятии многозначные слова; освоение навыка постановки вопросов к словам; применение правил правописания гласных после шипящих; логические – осуществление анализа толкования слов, имеющих несколько значений, исходя из контекста; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: применять освоенные способы действия; осмысливать текстовой материал; выделять предмет речи и его свойства.
Коммуникативные: представлять существенные признаки изучаемого объекта в словесно – описательной форме; строить устные свободные высказывания, удерживать логику изложения.
Личностные: владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; проявляют устойчивое стремление к общению, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; вырабатывают адекватную позитивную самооценку.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №2
Тип урока: урок открытия нового
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Самоопределение к деятельности
- С добрым утром и с хорошим днем!
Наш урок с улыбки начнем.
- К какому уроку и вы и я приготовились?
- Чем мы занимаемся на этих уроках?
- Молодцы! А что нужно сделать, прежде чем открывать новое?
Дети улыбаются друг другу.
- К русскому языку.
- Мы пишем, читаем.
- Узнаем что-то новое!
-Повторить известное.
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
Игра «Ассоциация»: белка, лентяй, волк, морж.
Учитель читает стихотворение «Морж» А. Стройло.
- Рассмотрите рисунок. Прочитайте значение слова «морж».
- Приведите свои примеры подобных слов.
Вопросы рубрики «Если осталось время».
-А чем увлекаются твои друзья? Расскажи.
Если ученики не могут начать рассказ, о том, чем они увлекаются, учитель первым рассказывает о ком-то из своих близких или знакомых, об их увлечениях, чтобы ученики имели возможность опереться на речевой образец.
Значения слов ученики читают самостоятельно и указывают, какое из значений слова морж использовано в тексте.
Дети рассказывают о своих друзьях, о том, чем они увлекаются.
Постановка учебной задачи
Не сосчитать моих друзей!
Но есть любимый друг –
Зимой и летом много дней
Я с ним делю досуг.
Мой верный друг бывал везде,
Объездил целый свет;
Он помогает мне в беде, Всегда дает совет.
-Вы догадались, о каком друге загадка?
-Книга поможет нам сегодня разгадать очередные тайны великого и могучего русского языка и ответить на вопросы.
-Что такое «правда»?
-А бывает ли правда горькой?
- Какую учебную задачу поставили перед собой?
- Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?
Физкультминутка для глаз
Учащиеся выполняют движения за учителем
Построение проекта выхода из затруднений
( открытие нового)
Коллективное выполнение упр.2.
- Одна и та же мысль (о настоящем друге и настоящей дружбе) может быть выражена в разной форме: в форме стихотворения, в форме пословицы, в форме рассказа и т. д.
Комментированное выполнение упр.3.
- Какие правила мы должны с вами вспомнить для того чтобы правильно распределить слова в два столбика?
Кто? Что?
морж парта
Боря льдина
спортсмен море
приятель
Упражнение рубрики «Если останется время»
- Найди в упражнениях 1 и 2 слова, отвечающие на вопросы в скобках. Запиши.
(что?) … (какие?) …
(кто?) … (какой?) …
Работа по вариантам (упражнение 5). Взаимопроверка.
- В устном народном творчестве очень популярна занимательная словесная забава – скороговорка.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- С этой забавой мы учимся быстро, чётко, понятно говорить.
- Прочитайте самостоятельно скороговорки. (Упр. 5)
- Почему трудна скороговорка?
- В скороговорке собраны очень похожие по звучанию слова. Когда мы произносим их быстро, они путаются, и получается смешно. Прочитайте слова, в которых пропущены буквы. Какой звук вы произносите на месте буквы ч: мягкий или твердый?
- Какие гласные показывают, что согласный перед ними мягкий?
- Какие буквы пропущены в словах скороговорок?
-А буквы у и а могут показывать, что перед ними – мягкие согласные звуки?
- Что же здесь необычно?
- А что можете сказать о буквах ч, щ?
Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно все и тихо встали;
Ручками похлопали,1-2-3,
Ножками потопали -1-2-3,
И ещё потопали -1-2-3,
И дружней похлопали-1-2-3
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнём
И опять читать начнём.
Ученики анализируют саму ситуацию – настоящий друг может сказать горькую правду и пословицу.
- Умение задавать вопросы к словам.
- Написание заглавной буквы в именах собственных.
Это фраза, которую надо очень скоро, то есть очень быстро, говорить.
Можно всё перепутать.
Буквы я,е,ё,и,ю показывают, что согласный перед ними мягкий.
- у и - а
- Нет.
- Необычно, что после мягких согласных стоят буквы а, у.
Они всегда обозначают мягкие звуки.
Учащиеся произносят слова и повторяют движения за учителем:
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Заучивание стихотворения - правила наизусть.
Сочетанья ча и ща
В слове пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Туча, роща, саранча,
Чаща. дача и печать –
Нужно с буквой а писать.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу –
Я с у пишу и чу и щу.
Дети повторяют за учителем и заучивают стихотворение наизусть.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа по резервным страницам рабочей тетради.
Упражнение «Выпиши слова, к которым подходит эта модель»
Проверка выполненной работы: мишка, яхта, леска, юнга, нитка, елка, весла, яшма.
Упражнение «Запиши слова дорога, корова, собака, города, ребята в такой последовательности».
Проверка выполненной работы: корова, дорога, города, ребята, собака.
Самостоятельное выполнение учащимися задания, соотнесение с эталоном для самопроверки.
Включение в систему знаний и повторение
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)
- Вспомните и расскажите порядок списывания текста.
-Обратите внимание на предложения, внутри которых стоят запятые.
- Спишите тест. Проверьте свою запись, сверив с записью на доске.
- Почему слово «Саша» пишется с заглавной буквы?
- Прочитайте 1-3-е предложения.
- Подготовьтесь записать их по памяти.
Дети проговаривают по памяти (при необходимости с опорой на тест памятки с. 7 «Порядок действий при списывании»)
- Имена, фамилии и отчества людей пишутся с большой буквы.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель читает стихотворение И. Мазина «Давайте дружить».
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами!.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!.
Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?…
- Доскажите словечко…
Веселятся Коля, Лена.
Это значит - …
?