kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока в 5-ом классе "Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе "Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки". Урок соответствует требованиям ФГОС и может быть использован учителями русского языка. Цели и задач урока:

Обучающие:

  • Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с  языковым материалом по теме «Фонетика»
  • Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

Развивающие:

  • Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
  • Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
  • Развитие творческих способностей обучающихся в устной и письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, лирика).

Воспитательные:

  • Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5-ом классе "Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки". »

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Вареева Лариса Львовна, МОУ – гимназия г. Переславля-Залесского


Предмет: русский язык


Класс: 5


Тип урока: урок изучения нового материала


Тема

 Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки.

Цели и задачи

Обучающие:

  • Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с  языковым материалом по теме «Фонетика»

  • Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

Развивающие:

  • Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

  • Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • Развитие творческих способностей обучающихся в устной и письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, лирика).

Воспитательные:

  • Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.

 

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятие «Фонетика как раздел лингвистики».

  • Уметь работать над лексическим значением слова.

  • Объяснять, чем звуки речи отличаются от других звуков, которые окружают человека.

  • Понимать отличительные признаки согласных и гласных звуков.

  • Уметь работать с текстом учебника, определять новую информацию, составлять план.

  • Умение видеть роль фонетики в изучении русского языка.


Личностные:

  • мотивация учения;

  • эмоциональное восприятие окружающей действительности;

  • уважение к родному языку, чувство гордости.


Метапредметные:

  • принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

  • действовать по инструкции учителя и самостоятельно по плану;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, ранее полученных знаний;

  • понимать информацию, представленную в знаково-символической форме (транскрипция);

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • отражать полученную при наблюдении информацию в виде плана;

  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах


Основные понятия

Звуки речи.

Фонетика.

Транскрипция.

Гласные и согласные.

Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Пары согласных по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости.

Согласные, не имеющие пары.

Фонема.

Межпредметные связи

 Литература, риторика, музыка, английский язык.

Ресурсы


 УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова,

компьютер, проектор, толковый словарь;

наглядный материал (таблицы);

раздаточный материал.

Используемые технологии

Технология проблемного обучения, деятельностный подход. ТТт


Дидактическая
структура 
урока (этапы урока)

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организационный момент




 Создает эмоциональный настрой на урок: звучит органная музыка. (1-й слайд)

Какие чувства возникают у вас, когда вы слушаете эту музыку? Где её можно услышать?


Слушают, высказывают свое мнение.


 

Личностные: формирование мотивации учения.


Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание

2. Актуализация знаний


Звучит стихотворение (2-й слайд)

Звуки природы

Есть музыка света и музыка звёзд,
Есть музыка в каплях дождя.
И слышатся звуки в дыхании роз,
И их не заметить нельзя.
Звук в море катается с пеною волн,
Баюкает шелестом трав.
Наш мир, как орган, всеми звуками полн.
Скажите, я разве не прав?

Задает вопросы:

  • Назовите звуки нашего мира.

  • Как вы понимаете фразы «музыка света», «музыка звёзд», «дыхание звёзд»

  • Дайте лексическое толкование слову «орган», уместно оно употреблено в данном стихотворении?

Когда мы с вами  рассуждаем, отвечаем на вопросы, говорим – тоже произносим звуки? Как называются эти звуки? Какие бывают звуки речи? Что вы знаете о науке, которая изучает звуки речи? В какой раздел науки о языке она входит?

Слушают, высказывают свое мнение.

Индивидуальная работа с толковым словарём













Отвечают на вопросы, оперируют понятием «выразительно-изобразительные средства» (метафора)









Отвечают на вопросы, оперируя лингвистической терминологий.

Воспринимают информацию, формулируют тему урока и обосновывают свой выбор


















Понятие «метафора»








Понятия «Звуки речи. Гласные и согласные».

Определение и формулирование темы урока

Регулятивные: предвосхищение результата урока

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание.














Познавательные: определение терминов


Коммуникативные:

построение речевого высказывания

Регулятивные: целеполагание

4. Постановка проблемы

Предлагает познакомиться с памяткой №5 (часть 3 учебника)


Организуется работа в парах: прочитать, озаглавить каждую часть.

Ответить на вопросы:

  • Объясните, чем звуки речи отличаются от других звуков, которые окружают человека?

  • Попробуйте доказать на примерах, что без знания фонетики нельзя научиться грамотно говорить, писать, читать




 

 Обращаются к памятке, читают текст, составляют план.







Высказывают свои предположения.



Пытаются сформулировать проблему (Почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?)

Работая с текстом учебника, составляют план, где каждый пункт – ступенька к решению проблемы (звуки речи способны образовывать слова, изучение фонетики развивает способность слышать свою и чужую речь, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости…)

 

 

 

 


















 Коммуникативные:

взаимодействие обучающихся со сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации.


Познавательные:

формируем умение ориентироваться в статье учебника, представлять информацию в виде плана.


Регулятивные:

целеполагание (постановка проблемы).


Коммуникативные:

построение речевого высказывания

5. Повторение материала, изученного в начальной школе, помогающее продолжить работу над проблемой.

Получение новых знаний.


Работа с текстом учебника «Гласные и согласные звуки»: попытайтесь определить, какая новая для вас информация о звуках речи в нём содержится.

Почему так много в русском языке согласных звуков?

Соотношение гласных букв/звуков: 10/6

Соотношение согласных букв/звуков: 21/36

Составляем перечень непарных согласных звуков по мягкости-твёрдости; звонкости-глухости.

Организуем мини-исследование в группах: какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи? (упр.13)


Высказывают свое мнение и объясняют свой выбор.

Осуществляют проверку, сравнивая результат собственной деятельности с результатом другой группы.


Обучающиеся воспринимают информацию, контролируют себя с помощью средств обратной связи.


Выдвигают гипотезы, обосновывают свои ответы

Признаки гласных и согласных звуков.

Пары согласных по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости.

Умение отличать непарные

согласные звуки по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости

Познавательные:

формируем умение ориентироваться в статье учебника, умение проводить исследование, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать собственное мнение.


Коммуникативные:

умение работать в группах, строить речевое высказывание

Регулятивные:

самоконтроль и самооценка.



7. Применение новых знаний на практике


Организует работу по закреплению материала:

Упр. 7: дать характеристику звуку по плану (работа в парах) (устно)

Упр. 8 (выборочно, по вариантам, взаимопроверка): покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание, сделайте вывод.

Упр.9: 1) Игра: кто больше? Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.

Затранскрибируйте слова.

Упр 11: Объясните, для чего используется транскрипция при обучении английскому языку? Черты сходства и различия в транскрибировании (5 слайд)

Упр. 12 Смыслоразличительная роль звука


Формулируют конечный результат на данном этапе.

Обучающиеся выполняют работу, сверяют ответы с оригиналом (слайды 3, 4) (упр. 7,8)

Упр. 9 по 2 чел. у доски.



Уметь делать звуко-буквенный анализ;

сравнивать произношение и написание слов.

Составлять транскрипцию.

Понятие «фонема» как самая маленькая единица языка.

Транскрипция.



Коммуникативное: умение работать в группах, строить речевое высказывание

Регулятивные:

самоконтроль и самооценка.

Познавательные: умение работать по плану, умение сравнивать.


8. Рефлексия


  • Назовите ещё раз тему урока.

  • Что нового узнали?

  • Смогли ли мы доказать: почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

  • Поднимите руки, кто доволен своей работой? Оцените свою работу (опорные сигналы)

  • В чём испытали затруднения?

  • Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

  • Получился ли наш урок интересным, полезным?


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Регулятивные:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9. Итог урока.

Домашнее задание



Там, где живут звуки, рождается музыка. Ее приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии.  
Попробуйте и вы, ребята, дома написать небольшую творческую работу из 4-5 предложений на тему: «Волшебная музыка природы». Найти в тексте согласные звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости; звонкости-глухости. Если сможете, ответьте на вопрос:  Какую роль они играют в тексте? (подготовка к восприятию темы следующего урока «Звукопись».


Напишут творческую работу, повторят теорию.

Повторение теории урока.

Познавательные: умение составлять собственный текст.

Личностные: формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка.





8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Вареева Лариса Львовна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства