Тема | Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. |
Цели и задачи | Обучающие: Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика» Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов. Развивающие: Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развитие творческих способностей обучающихся в устной и письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, лирика). Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные: Знать понятие «Фонетика как раздел лингвистики». Уметь работать над лексическим значением слова. Объяснять, чем звуки речи отличаются от других звуков, которые окружают человека. Понимать отличительные признаки согласных и гласных звуков. Уметь работать с текстом учебника, определять новую информацию, составлять план. Умение видеть роль фонетики в изучении русского языка. Личностные: Метапредметные: принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; действовать по инструкции учителя и самостоятельно по плану; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, ранее полученных знаний; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме (транскрипция); применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; отражать полученную при наблюдении информацию в виде плана; аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах |
Основные понятия | Звуки речи. Фонетика. Транскрипция. Гласные и согласные. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Пары согласных по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости. Согласные, не имеющие пары. Фонема. |
Межпредметные связи | Литература, риторика, музыка, английский язык. |
Ресурсы | УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова, компьютер, проектор, толковый словарь; наглядный материал (таблицы); раздаточный материал. |
Используемые технологии | Технология проблемного обучения, деятельностный подход. ТТт |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Организационный момент | Создает эмоциональный настрой на урок: звучит органная музыка. (1-й слайд) Какие чувства возникают у вас, когда вы слушаете эту музыку? Где её можно услышать? | Слушают, высказывают свое мнение. | | Личностные: формирование мотивации учения. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание |
2. Актуализация знаний | Звучит стихотворение (2-й слайд) Звуки природы Есть музыка света и музыка звёзд, Есть музыка в каплях дождя. И слышатся звуки в дыхании роз, И их не заметить нельзя. Звук в море катается с пеною волн, Баюкает шелестом трав. Наш мир, как орган, всеми звуками полн. Скажите, я разве не прав? Задает вопросы: Назовите звуки нашего мира. Как вы понимаете фразы «музыка света», «музыка звёзд», «дыхание звёзд» Дайте лексическое толкование слову «орган», уместно оно употреблено в данном стихотворении? Когда мы с вами рассуждаем, отвечаем на вопросы, говорим – тоже произносим звуки? Как называются эти звуки? Какие бывают звуки речи? Что вы знаете о науке, которая изучает звуки речи? В какой раздел науки о языке она входит? | Слушают, высказывают свое мнение. Индивидуальная работа с толковым словарём Отвечают на вопросы, оперируют понятием «выразительно-изобразительные средства» (метафора) Отвечают на вопросы, оперируя лингвистической терминологий. Воспринимают информацию, формулируют тему урока и обосновывают свой выбор | Понятие «метафора» Понятия «Звуки речи. Гласные и согласные». Определение и формулирование темы урока | Регулятивные: предвосхищение результата урока Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: определение терминов Коммуникативные: построение речевого высказывания Регулятивные: целеполагание |
4. Постановка проблемы | Предлагает познакомиться с памяткой №5 (часть 3 учебника) Организуется работа в парах: прочитать, озаглавить каждую часть. Ответить на вопросы: Объясните, чем звуки речи отличаются от других звуков, которые окружают человека? Попробуйте доказать на примерах, что без знания фонетики нельзя научиться грамотно говорить, писать, читать | Обращаются к памятке, читают текст, составляют план. Высказывают свои предположения. Пытаются сформулировать проблему (Почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?) Работая с текстом учебника, составляют план, где каждый пункт – ступенька к решению проблемы (звуки речи способны образовывать слова, изучение фонетики развивает способность слышать свою и чужую речь, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости…) | | Коммуникативные: взаимодействие обучающихся со сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: формируем умение ориентироваться в статье учебника, представлять информацию в виде плана. Регулятивные: целеполагание (постановка проблемы). Коммуникативные: построение речевого высказывания |
5. Повторение материала, изученного в начальной школе, помогающее продолжить работу над проблемой. Получение новых знаний. | Работа с текстом учебника «Гласные и согласные звуки»: попытайтесь определить, какая новая для вас информация о звуках речи в нём содержится. Почему так много в русском языке согласных звуков? Соотношение гласных букв/звуков: 10/6 Соотношение согласных букв/звуков: 21/36 Составляем перечень непарных согласных звуков по мягкости-твёрдости; звонкости-глухости. Организуем мини-исследование в группах: какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи? (упр.13) | Высказывают свое мнение и объясняют свой выбор. Осуществляют проверку, сравнивая результат собственной деятельности с результатом другой группы. Обучающиеся воспринимают информацию, контролируют себя с помощью средств обратной связи. Выдвигают гипотезы, обосновывают свои ответы | Признаки гласных и согласных звуков. Пары согласных по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости. Умение отличать непарные согласные звуки по звонкости-глухости; твёрдости-мягкости | Познавательные: формируем умение ориентироваться в статье учебника, умение проводить исследование, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать собственное мнение. Коммуникативные: умение работать в группах, строить речевое высказывание Регулятивные: самоконтроль и самооценка. |
7. Применение новых знаний на практике | Организует работу по закреплению материала: Упр. 7: дать характеристику звуку по плану (работа в парах) (устно) Упр. 8 (выборочно, по вариантам, взаимопроверка): покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание, сделайте вывод. Упр.9: 1) Игра: кто больше? Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. Затранскрибируйте слова. Упр 11: Объясните, для чего используется транскрипция при обучении английскому языку? Черты сходства и различия в транскрибировании (5 слайд) Упр. 12 Смыслоразличительная роль звука | Формулируют конечный результат на данном этапе. Обучающиеся выполняют работу, сверяют ответы с оригиналом (слайды 3, 4) (упр. 7,8) Упр. 9 по 2 чел. у доски. | Уметь делать звуко-буквенный анализ; сравнивать произношение и написание слов. Составлять транскрипцию. Понятие «фонема» как самая маленькая единица языка. Транскрипция. | Коммуникативное: умение работать в группах, строить речевое высказывание Регулятивные: самоконтроль и самооценка. Познавательные: умение работать по плану, умение сравнивать. |
8. Рефлексия | Назовите ещё раз тему урока. Что нового узнали? Смогли ли мы доказать: почему именно с фонетики начинается изучение любого языка? Поднимите руки, кто доволен своей работой? Оцените свою работу (опорные сигналы) В чём испытали затруднения? Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? Получился ли наш урок интересным, полезным? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | | Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
9. Итог урока. Домашнее задание | Там, где живут звуки, рождается музыка. Ее приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Попробуйте и вы, ребята, дома написать небольшую творческую работу из 4-5 предложений на тему: «Волшебная музыка природы». Найти в тексте согласные звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости; звонкости-глухости. Если сможете, ответьте на вопрос: Какую роль они играют в тексте? (подготовка к восприятию темы следующего урока «Звукопись». | Напишут творческую работу, повторят теорию. | Повторение теории урока. | Познавательные: умение составлять собственный текст. Личностные: формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка. |