Работа над темой. Подведение детей к самостоятельному выводу | Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? – Что мы называем корнем слова? -О чем будем говорить сегодня на уроке? Запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок. Где слова родные (однокоренные)? Обсудите в парах. Вспомните правила сотрудничества | Организует подводящий диалог, уточняет правило, стимулирует учащихся к выполнению задания | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, выслушивают мнение друг друга не перебивая, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. |
Коллективное выполнение упражнения. – Назовите и выпишите однокоренные слова. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! – Почему вы так считаете? – К какой части речи относится каждое слово? – Выделите корень в словах. – Что заметили? – От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник. - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. |