Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Раз-два - выше голова, Три- четыре - руки шире, Пять-шесть - тихо сесть, Семь-восемь - лень отбросим. -Я рада вас видеть! Начнем урок математики. | Дети хором рассказывают физминутку и показывают движения. |
2.Актуализация знаний. Устный счет. | Ребята, а давайте поиграем в игру «Расшифруй слово», смотрим на экран. Шифр: 132, 40, 250, 30, 50, 72, 80, 50, 50, 80. Д-132, Е-40, Л-250, И-30, М-50, С-72, У-80 160 : 4 = 210 + 40 = 90 : 3 = 25 · 2= 24 + 48 = 39 + 41 = 250 : 5 = 350 : 7 = 270 - 190 = На экране запись: Делим сумму. | Дети читают выражения левого столбика и подбирают к нему выражение с правого столбика. Дети решают пример и называют число, которому соответствует буква. |
3.Совместное «открытие» нового. | - Молодцы, вы отлично справились с устным счетом и определили тему урока. Прочитаем тему урока. А сейчас откройте учебник на странице 44 № 1 прочитайте задачу. (расписать) Так как можно разделить сумму на число? Правило с учебника. | Дети хором читают. Дети работают с фишками. Выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число |
4.Первичное закрепление. | - Откройте тетради. Запишем число. А сейчас давайте закрепим правило на примерах. № 2 (16+20) : 4 – сумму чисел 16 и 20 делим на 4. Раскрываем скобки А теперь отложим ручки и приведем физминутку. Раз – подняться, потянуться; Два - согнуться, разогнуться; Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка; На четыре - руки шире; Пять, шесть - тихо сесть. | Учащиеся пишут в тетради. Решают примеры. Работают в парах. Один ученик комментирует, все проверяют. Выполняют движения, повторяя за учителем. |
5. Работа над вторым выводом. | - Ребята, на доске записан пример 60 : 5 Подумайте, можем ли делимое представить в виде суммы разрядных слагаемых? Такие случаи деления называют внетабличными. Найдите в учебнике задание под №5 с.88 (1 столбик - 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант) Внимательно рассмотрите образец, который дан в учебнике. 1 вариант 2 вариант 60 : 5 78 : 6 75 : 5 96 : 6 95 : 5 84 : 6 - Как можно представить делимое? Второй вывод: “Надо представить делимое в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число”. -Проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, как вы представили делимое. - Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Предлагаю гимнастику для глаз. Смотрим на экран. Слайд 5 Гимнастика для глаз. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. - Ребята, внимательно прослушайте следующее задания. Из трёх заданий, которые вы видите на экране, выберите одно и решите в тетради. | Дети: Нет, не можем. Умение ориентироваться в учебнике и работать с информацией Решаю примеры по вариантам. Двое учеников читают, как представили делимое Выполняют гимнастику для глаз |
6. Самостоятельная работа. | Слайд 6 Выбор задания на усмотрение ученика. Дифференцированная работа. (все задания взяты с учебника) 1 уровень: Распредели поровну 69 катушек в 3 коробки; 86 книг на 2 полки; 84 тарелки в 4 шкафа. 2 уровень: Вычисли частное: 98 : 7 = 77 : 7 = 104 : 8 = 3 уровень: Реши задачу. В туристическом слёте принимали участие 120 школьников и 36 взрослых. Сколько им палаток понадобится, если в каждой палатке умещается 4 человека? - Молодцы, все закрыли тетради и положили на край парты. | Каждый ученик выбирает любое задание и записывает его в тетрадь. |
7.Повторение изученного. | - Ребята. У каждого у вас лежит карточка, на ней записано выражение. Запишите в первой строке ответ первого действия, во второй-ответ второго, а в третьей - ответ третьего действия. 1 вариант 2 вариант - Не забудьте указать фамилию на карточке и уберите её на край парты. | Решают задания на карточке |
8.Итог урока. | - Какое открытие мы сегодня сделали? Какой новый случай деления вы узнали? Кому было трудно на уроке? Почему? -Благодарю всех за урок. Каждый из вас получит оценку за самостоятельную работу, которую я вам выставлю в вашей тетради. Спишите с доски домашнее задание. Домашнее задание: решить задачу на с.89 №6(в) и №7 - воспользоваться правилом деления суммы на число. | Выслушиваются ответы детей. Формирование умения строить речевое высказывание |