I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности). | - Ребята, давайте начнём наш урок словами со слайда. Я самый добрый, Я самый внимательный, Я самый умный, Я самый ответственный, А, чтобы быть лучше нужно стараться. (слайд 2) | Проговаривают хором слова | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
III. Постановка познавательной задачи. Самоопределение к деятельности. | Так, что же такое лес? Правильно, лес – это (карточки) ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ Скажите, значение всех ли слов вам понятно? Какое слово для вас новое? А Лесовичок приглашает вас в это природное сообщество. Назовите тему нашего урока? (слайд 14) Что бы вы хотели сегодня узнать? Какая цель урока должна быть поставлена в связи с темой урока? (слайд 15) | - Лес – это деревья, кустарники, животные, птицы… - Природное сообщество Формулируют тему и задачи урока. «Жизнь леса» | | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения. |
IV. Открытие нового знания. Решение учебной задачи (проблемной задачи) | Лесовичок предлагает провести путешествие вот по этому плану (слайд 16) Где мы можем найти ответ на 1 пункт плана? Сейчас мы обратимся к учебнику и попробуем ответить на 1 вопрос – учебник стр.164 (слайд 17) Что вы узнали? Лесовичок очень доволен вашими ответами. А вот он считает, что… Вывод: (читает учитель или ребёнок со слайда 18) | Принимают участие в диалоге. В словаре, учебнике… Самостоятельная работа учащихся Ответы учащихся | Рассказывать о животных и растениях леса, характеризовать лесное сообщество, выявлять экологические связи в лесу. Формулировать выводы. | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование структур-ие знаний, осознанно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, ориентируются в учебнике. |
V. Усвоение новых знаний Физминутка | Мы говорили о растениях, о животных, а Лесовичок говорит, что это ещё не все компоненты лесного сообщества. Он предлагает вам узнать ещё, какие организмы составляют природное сообщество леса. Хотите узнать? А для этого давайте поработаем в группах по учебнику. После того, как вы найдёте нужную страницу, прочитаете, затем должны составить рассказ по плану (слайд 20) Выберите, кто из вас будет выступать. Остальные внимательно слушают и оценивают выступление. -3 группа нам рассказали, что грибы не относятся ни растениям, ни к животным. Это отдельное царство живой природы. А так же они сказали, что грибы помогают деревьям расти. Это как? (слайд 21) Оказывается, деревья и грибы, дружат между собой. Тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными солями, а дерево отдает грибу питательные вещества, крахмал и сахар, который грибы самостоятельно не могут выработать, в этом им помогают деревья. Вывод: Лес – это природное сообщество, в котором тесно, сообща живут растения, животные, грибы, микроорганизмы (добавляется карточки на доске) - А знаете, Лесовичок очень любит играть. Давайте с ним поиграем. Встаньте со своих мест и найдите слова на слайде (слайд 22). Походите как медведь, постучите как дятел, вырастите как гриб, покачайтесь, как ёлка. Какое слово лишнее? Почему? Давайте, выполним задание от Лесовичка Как думаете, какое задание предлагает вам Лесовичок? (слайд 23-25) (Учитель рассказывает интересные факты о животных и растений, об их взаимосвязях) Итак, для всех своих обитателей лес – это столовая, убежище, дом. Каждый связан со своими соседями, а через них с другими животными и растениями. В природе растения и животные существуют не сами по себе. Они связаны между собой, или соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, то разорвётся вся цепочка, т.е. нарушится природное равновесие. Ребята мне Лесовичок шепчет на ухо, что он получил жалобы от лесных жителей. А вы знаете, на кого они жалуются? На человека. Как вы думаете, о чём могут быть эти жалобы? Да, человек часто неразумно вторгается в природное сообщество леса. В нашем крае многие животные и растения занесены в Красную книгу, это те животные и растения, которые по вине человека находятся на грани исчезновения. Вам задание сходить в библиотеку или найти информацию в интернете и приготовить сообщение о редких животных и растениях нашего края. Но человек приносит лесу не только вред, но и пользу? У нас созданы заказники и заповедники. В чём разница? (слайд 27) В нашем округе есть (слайд 28-29) и Веслянский заказник, Адово озеро | Исследовательская работа учащихся по группам 1 группа Стр.165 2 группа Стр. 168 3 группа Стр.164 Слушание и оценивание Учащиеся пытаются найти объяснение (медведь, ель, гриб, дятел, морж) Дети выполняют задание Работа в четвёрках Соединить предметы парами Затем дети объясняют, почему они соединили эти предметы. | Получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Формированние уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны; | Личностные: осознают ответственность за общее дело, оценивают усваиваемое содержание. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе и в паре, уважают мнение других участников образовательного процесса. |
VI. Закрепление изученного | Сейчас, ребята, мы с Лесовичком отправимся в лес, каждый выберет один лесной дар, и расскажет нам, что же даёт нам лес Вывод: Мы сегодня побывали в гостях. В каком сообществе мы были? Так, что же такое природное сообщество леса? (слайд 30) Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока? (слайд 31) Достигли ли мы её? | В определённом месте собраны несколько предметов – дрова, кедровая шишка, брусника, грибы, заячий хвост, воздушный шар, тетрадь Дети рассказывают, почему они взяли этот предмет. В природном сообществе леса -дети делают вывод Цель урока: | | Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |