kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь леса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе; знакомство с разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Задачи:

Образовательные: создание  условий для формирования понятия «Природное сообщество леса», знакомство с растительным и животным миром леса.

Способствование к развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Развивающие: развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Развитие  умения  организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

Развитие воображения,  речи.

Воспитательные: привитие  интереса к предмету, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитание навыка самоконтроля, толерантного отношения друг к другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«карточки-задания для групп»


2 группа стр. 168


  1. Роль лесной подстилки в жизни леса.

  2. Какие живые организмы живут в лесной подстилке?

  3. Помощники бактерий.


1 группа стр.165


    1. Роль неживой природы в жизни леса

    2. Почему жизнь леса невозможна без почвы?

    3. Какие крошечные организмы живут в почве?




3 группа стр.164


1. Грибы – это…….

2. Роль грибов в жизни леса.


1 группа


Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли в своей чудесной кухне могли создать питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна без почвы, здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живут мелкие животные. А ещё в почве живут крошечные организмы - бактерии. Они важная часть лесного сообщества



3 группа


В лесу растут множество грибов. Грибы – это особое царство живых организмов, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей.

2 группа


Опавшие листья и части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием микроорганизмов она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые части растений перегнивают быстрее.












Просмотр содержимого документа
«краткое описание»

МКУ «Сервисный центр управления образования города Кудымкара»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5» г. Кудымкара









Урок окружающего мира в 4 классе

«Жизнь леса»






Работу выполнила:

Пшенникова Валентина Ивановна,

учитель начальных классов

МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара,

высшая квалификационная категория,

стаж работы 28 лет



Кудымкар – 2017

Краткое описание


Описание ресурса

Разработка урока /НОД/ занятия /мероприятия

Образовательное учреждение

МОБУ «ООШ № 5»

ФИО, должность

Пшенникова Валентина Ивановна

Название программы, УМК

«Школа России»

Тема работы

Урок окружающего мира «Жизнь леса»

Класс/группа, возраст обучающихся

4 класс

Материально-техническое обеспечение урока

Компьютер, проектор, информация о лесных растениях и обитателях леса, индивидуальные карточки, учебник А. А.Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс.

Цель, задачи

Цель: Формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе; знакомство с разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Задачи:

Образовательные: создание условий для формирования понятия «Природное сообщество леса», знакомство с растительным и животным миром леса.

Способствование к развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Развивающие: развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Развитие умения организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

Развитие воображения, речи.

Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитание навыка самоконтроля, толерантного отношения друг к другу.


Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.

Мотивация
(самоопределение
к учебной деятельности).

- Ребята, давайте начнём наш урок словами со слайда.

Я самый добрый,

Я самый внимательный,

Я самый умный,

Я самый ответственный,

А, чтобы быть лучше нужно стараться.

(слайд 2)

Проговаривают хором слова


Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний.











Сегодня к нам в гости пришёл старичок – Лесовичок(рисунок).

Он предлагает вам вместе с ним отправиться в путешествие. А куда, как вы думаете?

Видеоролик с картинами леса

в сопровождении стихотворения о лесе (слайды 3-13)

Мы с вами оказались в лесу. И сегодня откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, её защитников.



В лес, т.к. Лесовичок


Слушание














Познавательные: планирование, прогнозирование; структурирование знаний;

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка познавательной задачи. Самоопределение к деятельности.



Так, что же такое лес?

Правильно, лес – это (карточки)

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ



Скажите, значение всех ли слов вам понятно? Какое слово для вас новое?

А Лесовичок приглашает вас в это природное сообщество. Назовите тему нашего урока? (слайд 14)

Что бы вы хотели сегодня узнать? Какая цель урока должна быть поставлена в связи с темой урока? (слайд 15)

- Лес – это деревья, кустарники, животные, птицы…



- Природное сообщество


Формулируют тему и задачи урока.

«Жизнь леса»


Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения.

IV. Открытие нового знания. Решение учебной задачи (проблемной задачи)








Лесовичок предлагает провести путешествие вот по этому плану (слайд 16)

Где мы можем найти ответ на 1 пункт плана?

Сейчас мы обратимся к учебнику и попробуем ответить на 1 вопрос – учебник стр.164 (слайд 17)

Что вы узнали?

Лесовичок очень доволен вашими ответами. А вот он считает, что…

Вывод: (читает учитель или ребёнок со слайда 18)



Принимают участие в диалоге.


В словаре, учебнике…


Самостоятельная работа учащихся


Ответы учащихся





Рассказывать о животных и растениях леса, характеризовать лесное сообщество, выявлять экологические связи в лесу. Формулировать выводы.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование структур-ие знаний, осознанно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, ориентируются в учебнике.

V. Усвоение новых знаний










































Физминутка

















Мы говорили о растениях, о животных, а Лесовичок говорит, что это ещё не все компоненты лесного сообщества. Он предлагает вам узнать ещё, какие организмы составляют природное сообщество леса. Хотите узнать? А для этого давайте поработаем в группах по учебнику. После того, как вы найдёте нужную страницу, прочитаете, затем должны составить рассказ по плану (слайд 20)

Выберите, кто из вас будет выступать. Остальные внимательно слушают и оценивают выступление.

-3 группа нам рассказали, что грибы не относятся ни растениям, ни к животным. Это отдельное царство живой природы. А так же они сказали, что грибы помогают деревьям расти. Это как?

(слайд 21) Оказывается, деревья и грибы, дружат между собой. Тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными солями, а дерево отдает грибу питательные вещества, крахмал и сахар, который грибы самостоятельно не могут выработать, в этом им помогают деревья.

Вывод: Лес – это природное сообщество, в котором тесно, сообща живут растения, животные, грибы, микроорганизмы (добавляется карточки на доске)

- А знаете, Лесовичок очень любит играть. Давайте с ним поиграем. Встаньте со своих мест и найдите слова на слайде (слайд 22).

Походите как медведь, постучите как дятел, вырастите как гриб, покачайтесь, как ёлка.

Какое слово лишнее? Почему?

Давайте, выполним задание от Лесовичка

Как думаете, какое задание предлагает вам Лесовичок?

(слайд 23-25)

(Учитель рассказывает интересные факты о животных и растений, об их взаимосвязях)

Итак, для всех своих обитателей лес – это столовая, убежище, дом. Каждый связан со своими соседями, а через них с другими животными и растениями. В природе растения и животные существуют не сами по себе. Они связаны между собой, или соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, то разорвётся вся цепочка, т.е. нарушится природное равновесие.

Ребята мне Лесовичок шепчет на ухо, что он получил жалобы от лесных жителей. А вы знаете, на кого они жалуются? На человека. Как вы думаете, о чём могут быть эти жалобы?

Да, человек часто неразумно вторгается в природное сообщество леса.

В нашем крае многие животные и растения занесены в Красную книгу, это те животные и растения, которые по вине человека находятся на грани исчезновения. Вам задание сходить в библиотеку или найти информацию в интернете и приготовить сообщение о редких животных и растениях нашего края.

Но человек приносит лесу не только вред, но и пользу?

У нас созданы заказники и заповедники. В чём разница? (слайд 27)

В нашем округе есть (слайд 28-29) и Веслянский заказник, Адово озеро



Исследовательская работа учащихся по группам

1 группа Стр.165

2 группа Стр. 168

3 группа Стр.164





Слушание и оценивание






Учащиеся пытаются найти объяснение























(медведь, ель, гриб, дятел, морж)


Дети выполняют задание


Работа в четвёрках

Соединить предметы парами

Затем дети объясняют, почему они соединили эти предметы.







Получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира




































Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.






Формированние уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны;

Личностные: осознают ответственность за общее дело, оценивают усваиваемое содержание.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе и в паре, уважают мнение других участников образовательного процесса.

VI. Закрепление изученного


Сейчас, ребята, мы с Лесовичком отправимся в лес, каждый выберет один лесной дар, и расскажет нам, что же даёт нам лес









Вывод: Мы сегодня побывали в гостях. В каком сообществе мы были?

Так, что же такое природное сообщество леса? (слайд 30)


Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока? (слайд 31)

Достигли ли мы её?

В определённом месте собраны несколько предметов – дрова, кедровая шишка, брусника, грибы, заячий хвост, воздушный шар, тетрадь

Дети рассказывают, почему они взяли этот предмет.


В природном сообществе леса

-дети делают вывод



Цель урока:


Познавательные:

осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам
и этическим требованиям

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

Игра«Закончи предложение»(слайд31

(слайды 33- 37)

Сейчас, ребята, давайте оценим наше путешествие. (слайд 38)

Дети заканчивают предложения со слайда

Выбирают смайлик











1


Просмотр содержимого презентации
«жизнь леса»

Урок  окружающего мира  4 класс Пшенникова Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара   Пшенникова В.И.

Урок окружающего мира 4 класс

Пшенникова Валентина Ивановна,

учитель начальных классов

МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара

Пшенникова В.И.

Я самый добрый,  Я самый внимательный,  Я самый умный,  Я самый ответственный,  А, чтобы быть лучше нужно стараться.

Я самый добрый, Я самый внимательный, Я самый умный, Я самый ответственный, А, чтобы быть лучше нужно стараться.

Тема урока:   Жизнь леса

Тема урока:

Жизнь леса

Цель урока:   - Познакомиться с жизнью леса, как природного сообщества, с разнообразием лесных обитателей и их ролью в лесу.

Цель урока:

- Познакомиться с жизнью леса, как природного сообщества, с разнообразием лесных обитателей и их ролью в лесу.

ПЛАН:   1)Что такое природное сообщество?   2) Какие организмы составляют природное сообщество леса?    3) Как связаны между собой организмы в сообществе?

ПЛАН:

1)Что такое природное сообщество? 2) Какие организмы составляют природное сообщество леса?

3) Как связаны между собой организмы в сообществе?

Стр. 164

Стр. 164

это совокупность живых организмов, живущих на определённой территории, тесно связанных между собой и условиями неживой природы.

это совокупность живых организмов, живущих на определённой территории, тесно связанных между собой и условиями неживой природы.

ПЛАН:   1)Что такое природное сообщество?   2) Какие организмы составляют природное сообщество леса?    3) Как связаны между собой организмы в сообществе?

ПЛАН:

1)Что такое природное сообщество? 2) Какие организмы составляют природное сообщество леса?

3) Как связаны между собой организмы в сообществе?

Работа в группах: 1 группа - стр.165 1) Роль неживой природы в жизни леса. 2) Почему жизнь леса невозможна без почвы? 3) Какие крошечные организмы живут в почве? 1) Роль неживой природы в жизни леса. 2) Почему жизнь леса невозможна без почвы? 3) Какие крошечные организмы живут в почве? 2 группа - стр. 168 1) Роль лесной подстилки в жизни леса. 2) Какие живые организмы живут в лесной подстилке. 3) Помощники бактерий. 3 группа - стр.164 1) Грибы особая группа живых организмов.  2) Роль грибов в жизни леса.

Работа в группах:

1 группа - стр.165

1) Роль неживой природы в жизни леса.

2) Почему жизнь леса невозможна без почвы?

3) Какие крошечные организмы живут в почве?

  • 1) Роль неживой природы в жизни леса. 2) Почему жизнь леса невозможна без почвы? 3) Какие крошечные организмы живут в почве?

2 группа - стр. 168

1) Роль лесной подстилки в жизни леса.

2) Какие живые организмы живут в лесной подстилке.

3) Помощники бактерий.

3 группа - стр.164

1) Грибы особая группа живых организмов.

2) Роль грибов в жизни леса.

СМЕДВЕДЬЬРРМОРЖЫЕЛЬСВУГРИБМЕДЯТЕЛ

СМЕДВЕДЬЬРРМОРЖЫЕЛЬСВУГРИБМЕДЯТЕЛ

микроорганизмы

микроорганизмы

ПЛАН:   1)Что такое природное сообщество?   2) Какие организмы составляют природное сообщество леса?    3) Как связаны между собой организмы в сообществе?

ПЛАН:

1)Что такое природное сообщество? 2) Какие организмы составляют природное сообщество леса?

3) Как связаны между собой организмы в сообществе?

микроорганизмы

микроорганизмы

ЗАКАЗНИК – особо охраняемая территория , где временно запрещена охота или где растения находятся под особой охраной    ЗАПОВЕДНИК  – неприкосновенный, запретный участок, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения , животные

ЗАКАЗНИК – особо охраняемая территория , где временно запрещена охота или где растения находятся под особой охраной

ЗАПОВЕДНИК неприкосновенный, запретный участок, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения , животные

Веслянский заказник

Веслянский заказник

Адово озеро

Адово озеро

Лес –это природное сообщество.  Его обитатели – растения, животные, грибы, микроорганизмы, живут совместно, в тесной связи между собой.

Лес –это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные, грибы, микроорганизмы, живут совместно, в тесной связи между собой.

Цель урока:   - Познакомиться с жизнью леса, как природного сообщества, с разнообразием лесных обитателей и их ролью в лесу.

Цель урока:

- Познакомиться с жизнью леса, как природного сообщества, с разнообразием лесных обитателей и их ролью в лесу.

Рефлексия    - Я сегодня на уроке учился__________  - Я работал с ___________настроением.  - Я________доволен собой.  - Я испытывал затруднения, когда _________________ .  - Полученные знания пригодятся______.

Рефлексия - Я сегодня на уроке учился__________ - Я работал с ___________настроением. - Я________доволен собой. - Я испытывал затруднения, когда _________________ . - Полученные знания пригодятся______.

На уроке работал активно.  Узнал много нового, полезного и интересного. Информация полученная на уроке была полезной, но работал на уроке не очень активно. На уроке было скучно. Ничего нового я не узнал.   Пшенникова В.И.

На уроке работал активно. Узнал много нового, полезного и интересного.

Информация полученная на уроке была полезной, но работал на уроке не очень активно.

На уроке было скучно.

Ничего нового я не узнал.

Пшенникова В.И.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь леса"

Автор: Пшенникова Валентина Ивановна

Дата: 02.07.2017

Номер свидетельства: 423607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Грибы""
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_griby"
    ["file_id"] => string(6) "626454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677176631"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-taigha-smieshannyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "301414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918266"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Моя малая родина.""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_okruzhaiushchiemu_miru_po_tiemie_moia_malaia_ro_1"
    ["file_id"] => string(6) "363073"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480253749"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Технологическая карта  урока окружающего мира для второго класса "Опасности в лесу и на воде" "
    ["seo_title"] => string(107) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-dlia-vtorogho-klassa-opasnosti-v-liesu-i-na-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "246113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446296775"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока "Где живут белые медведи?""
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaiakartaurokagdiezhivutbielyiemiedviedi"
    ["file_id"] => string(6) "299776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456587325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства