Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, рабочая тетрадь.
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 2 класс, методическое пособие.
Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Предмет, тема, класс, УМК | Методы | Тип, вид урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
|
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | | |
«Опасности в лесу и на воде» Окружающий мир, 2 класс, УМК «Школа России», Плешаков А.А. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | Урок сообщения новых знаний. Вид: проблемно-диалогический | Осознают необходимость ответственности за своё здоровье. Проявляют интерес к природе. Понимают,что такое бережное отношение к природе. | Учатся ставить проблему: « Лес и вода – враги человека?» Учатся работать по плану: 1.Как нужно купаться? Правила поведения во время купания. 2. Какие лесные опасности подстерегают в лесу? 2.Какие ядовитые растения нельзя трогать? 3. О пользе и вреде жалящих насекомых. 4.Правила поведения с жалящими насекомыми | Делают вывод по проблеме: Лес и вода – не враги человека, если во время отдыха у воды, купания, прогулок в лесу, сбора ягод и грибов необходимо соблюдать правила безопасности | Учатся сотрудничать в процессе работы в группах по формулированию правил поведения на воде и в лесу | Умеют отличать съедобные грибы от несъедобных. Запомнили ядовитые растения леса. Знают, какую опасность представляют для здоровья ядовитые растения и несъедобные грибы. Знают об опасностях, подстерегающих на воде. Запомнили правила поведения во время купания. Запомнили правила поведения при встрече с насекомым в лесу. Познакомились со способами оказания первой помощи при укусах жалящих насекомых. | Работа с учебником и тетрадью, работа с электронной презентацией, толковым словарём Ожегова, книгой «Зелёные страницы» | Учебник, тетрадь, наглядные пособия, компьютер, интерактивная доска. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные) |
1.Организационно - мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке, обеспечение благоприятного микроклимата | Создание положительной мотивации на урок. Создаёт эмоциональный настрой: -Здравствуйте дети! В школе прозвенел звонок – начинаем мы урок! Проверяет готовность уч-ся к уроку | Доброжелательный настрой на урок. Эмоциональный отклик: - Здравствуйте! Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей (учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки 3-х цветов, цветные карандаши, ручка). | Коммуникативные УУД: развитие произвольного внимания; учатся слушать и понимать учителя. |
2.Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала Напоминает тему прошлого урока «Домашние опасности» Организовывает тестовую проверочную работу «Домашние опасности»; осуществляет выборочный контроль; Оценивает ответы учащихся. Осуществляет индивидуальный контроль | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ Выполняют тестовую работу самостоятельно. Выполняют самопроверку. Вызванные ученики сдают тетради на проверку учителю. Один из учеников зачитывает ответы, остальные проверяют | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли |
3. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме. Создаёт проблемную ситуацию: Лес и вода - враги человека? Согласны или нет? Предлагает отправиться всем классом в экспедицию. Выясняет значение этого слова. Предлагает отгадать загадку, чтобы узнать, куда отправимся на уроке: Весной одевается, Осенью раздевается. (Лес) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. (река) Учитель проводит параллель с ранее изученными опасностями и предлагает вставить пропущенные слова, чтобы прочесть тему урока. « … лесу, … воде» Предлагает отобрать то, что может представлять опасность для человека. Предлагает сформулировать с помощью учебника задачи нашей экспедиции. Озвучивает, корректируя детские ответы, задачи урока: выявить опасности в лесу и на воде и узнать правила безопасного поведения | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Высказывают своё мнение. Высказывают свои предположения. Сообщение подготовленного учащегося, составленное по словарю Ожегова «Экспедиция - это поездка группы людей с каким-нибудь специальным заданием». Отгадывают: в лес, на реку Отвечают Прогнозируют. Выявляют закономерность и озвучивают тему «Опасности в лесу и на воде» Выбирают, доказывают. Читают в учебнике, выбирают ответ | Познавательные УУД: Анализируют текст сообщения, составленного по словарю. Регулятивные УУД: Учатся ставить проблему: Лес и вода - враги человека? |
4. Открытие новых знаний Задача: решение проблемы: 1.Как нужно купаться? Правила поведения во время купания. 2. Какие лесные опасности подстерегают в лесу? 2.Какие ядовитые растения нельзя трогать? 3. О пользе и вреде жалящих насекомых. 4.Правила поведения с жалящими насекомыми | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). Создаёт эмоциональный настрой на посещение леса. Предлагает закрыть глаза. -Что слышите? Что представляете? Что чувствуете? Остановка «Лесная поляна» -После дождя в лесу появляются грибы. -Какие грибы мы можем собрать? Для чего? Побуждает к использованию имеющихся знаний распределить грибы, изображенные в учебнике на две группы. Организует работу в парах. Знакомит с грибами, организует чтение загадок о грибах. Посмотри, какой хороший! Шляпа красная в горошек, Кружевной воротничок. Он в лесу не новичок. (мухомор) Тот грибочек очень бледен, И никем еще не съеден. Потому что ядовит И очень этим знаменит. (бледная поганка) Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растет сосновом. Рады бабушка и дед: – Будет праздничный обед Ой, схватили белки вмиг Этот белый …(боровик, белый гриб) Нет дружней грибов, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу. Как веснушки на носу (опята) Учитель предлагает заслушать сообщение о коварных двойниках. Побуждает к высказыванию своего мнения о последствиях принятия в пищу ядовитых грибов. Предлагает сформулировать правила сбора грибов. Организует работу в группах. Предлагает подумать, в каких источниках мы можем узнать правила сбора грибов? | Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя… Высказывают предположения. Классифицируют, дают название каждой группе, доказывают. Формулируют отличие по внешним признакам. Высказывание предположений, классифицируют. Сообщения уч-ся о несъедобных грибах (по книге «Зелёные страницы»). Высказывают мнение, соотносят с текстом учебника. Сообщают правила, корректируют, дополняют. | Регулятивные УУД: выполняют задания по намеченному плану, Познавательные УУД: Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнили правила поведения во время купания. Различают съедобные и ядовитые грибы, обозначают их на рисунке фишками разного цвета. Умеют находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»). Умеют определять с помощью атласа – определителя жалящих. Коммуникативные УУД: учатся сотрудничать в процессе работы в паре по формулированию правил поведения на воде и в лесу. Личностные УУД: умеют осуществлять самопроверку. Осознают необходимость ответственности за своё здоровье. Проявляют интерес к природе. Понимают,что такое бережное отношение к природе. |
Физкультминутка | Учитель предлагает обучающимся поиграть в игру «Угадай животное» | Несколько учеников получают картинки с изображением животного: лося, зайца, медведя, змеи. Они жестами и мимикой показывают своё животное, а остальные ученики по походке, повадкам угадывают его. | |
| Остановка «Лесные растения» Учитель организует индивидуальные сообщения детей. Обобщает сказанное детьми о ядовитых частях растений, о последствиях неосторожного обращения с ними. Организовывает обратную связь: - Используя учебник узнать ядовитые растения, которые нельзя трогать. Остановка «Опасные животные» -А за нами летит целый рой насекомых. -Узнаёте ли этих насекомых? Предлагает индивидуальное задание по определению по атласу-определителю жалящих насекомых. Уточняет о пользе и вреде этих насекомых. Предлагает сформулировать правила поведения с этими жалящими насекомыми. Обобщает: насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. Раздражает размахивание руками. Если вас ужалило насекомое, надо ранку промыть, протереть перекисью водород или спиртом. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить холодный компресс. Остановка «Купание в реке» Предлагает сравнить опасности при купании показанные на схеме слайда и перечисленные в учебнике. Далее дополнить из опыта, из иллюстраций. Предлагает, работая в группе, выбрать самое главное правило поведения во время купания. Сообщает об основной причине гибели детей на воде – нарушение правил безопасности. Акцентирует внимание уч-ся на здоровьесбережение во время купания. | Рассказывают подготовленные сообщения: о ландыше, о вороньем глазе, о волчьем лыке. Используют карточки «Да»-«Нет», озвучивают название растения. Различают ядовитые грибы и съедобные. Поднимают красную карточку на ядовитое растение. Ответы детей. Сообщения о пчеле, о шмеле, о шершне. Отвечают, уточняют, дополняют. Готовятся инвариантно: самостоятельно или с помощью учебника, индивидуально или в парах. Формулируют правила поведения с жалящими насекомыми . Читают, сравнивают, дополняют, перечисляют правила поведения во время купания. Обсуждение в группах, обмен мнениями Рефлексируют на линеечке. | |
5.Самостоятельное применение новых знаний Задача: закрепление новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для применения новых знаний и умений. Предлагает воспользоваться текстом учебника, чтобы проверить свои предположения. Организует работу в группах по данному плану: Я спокойно положу гриб в корзину, если… Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то буду… – А если я так и не понял, ядовитый гриб или нет, то я … - Я не буду собирать грибы там, где … Предлагает сравнить правила и отметить те утверждения, которыми уже пользовались при сборе грибов. Организует проверку определения несъедобных грибов. Организует самостоятельную работу в рабочей тетради по вариантам. Оценивает ответы. | Выполняют задания проблемного характера Отвечают. Читают учебник, обсуждают в группах, договариваются о том, кто будет представлять мнение группы. Самостоятельно работают в рабочей тетради. ( Стр.16 № 2). Ученики читают ответы, остальные проверяют и оценивают свои ответы карандашами разного цвета | Регулятивные УУД: Корректируют полученные знания (спрашивают у учителя непонятные моменты». Личностные УУД: осознают ответственность за своё здоровье, необходимость грамотного поведения в лесу, осознание бережного отношение к природе |
6. Итог урока Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | Организация обобщения изученного материала. Просит доказать, используя материалы экспедиции, утверждение «Лес и вода - враги человека». Предлагает дополнить правила поведения в лесу и на воде (глядя в слайд). Осуществляет проверку. Задаёт вопросы по рефлексии: - Что вас удивило? - Что особенно запомнилось? - Что хочется уточнить? Предлагает обратную связь с помощью сигнальной карточки в определении степени увлечённости в работе, как вы работали в экспедиции. Что напомните тем, кто соберётся идти в лес? Какие правила напомните себе и своим друзьям, когда пойдёте купаться. Возвращаемся в класс. | Помогают учителю подвести итоги. Обобщение. Рефлексия. Высказывают доказательства, дополняют, утверждают. Записывают в тетради пропущенные слова. Рефлексируют (+ -) Делятся впечатлениями. Осуществляют самооценку своего участия в работе на уроке. | Познавательные УУД: формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Регулятивные УУД: оценка участия в работе на уроке, саморегуляция. |
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа. В рабочей тетради изобразить и записать правила безопасного поведения в лесу и на воде. Дополнительное творческое задание: 1) создать атлас грибов «Коварные двойники» 2) Создать книжку «Ядовитые зелёные красавцы» | Осмысление домашнего задания. Обучающиеся внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают вопросы. | Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу |