Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обучения грамоте»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ (по программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»).
Составила: Кондратова Н.Н., учитель начальных классов г. Арсеньева, Приморского края, МОБУ «СОШ №8», 2017 г.
ТЕМА: СЛОГИ(«Букварь», с. 15)
Педагогическая цель: обеспечить условия для создания у учащихся представления о слоге как о минимальной единице речи, формирования умения делить слова на слоги.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: делить слова на слоги.
Личностные: имеют познавательные интересы, учебные мотивы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные: общеучебные — находят ответы на вопросы в рисунках, схемах; логические - определяют количество слогов словах, моделируют слоговой состав слова.
Коммуникативные: умеют работать в паре, учатся контролироватьдействия партнера.
Сценарий урока
IОрганизационный момент.
Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не шуми,
А лучше руку подними.
- Молодцы, все готовы к уроку.
Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?
Верно, оно ласковое, тёплое, желтое, веселое, доброе…
Скажите, а у вас хорошее настроение?
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с Солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко
– Пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
II . Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
У. Сегодня к нам на урок пришёл какой-то гость. Хотите узнать кто это? Увидеть вы его сможете, когда ответите на вопросы.
- Как называется способность говорить? Речь.
- А какие виды речи вы знаете? Устную и письменную.
- А из чего состоит наша речь? Из предложений.
- Что выражает предложение? Законченную мысль.
- Из чего состоит предложение? Из слов
- Что нужно сделать, чтобы появилось изображение того иного предмета? (Его нужно нарисовать.)
- Что нужносделать, чтобы изобразить название слова? (Написатьили начертить его схему)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Регулятивные: формулирование, принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, планирование.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению
- Посчитайте сколько на доске слов? ( На доске схемы слов, схемы предложений, записанные слова, записанные предложения.)
- Чем отличаются слова? (они по-разному подчёркнуты)
- Почему? ( Одни обозначают предметы, а другие действия предметов)
- А что вам не понятно на доске? (Некоторые слова разделены вертикальными чёрточками) Правильно некоторые слова разделены чёрточками на части.
- А кто знает, что это за части?
У. Правильно, каждая такая часть слова называется СЛОГОМ. Мы ещё с вами не знаем, что это такое.
Какова же тема сегодняшнего урока?
ТЕМА: СЛОГ (обозначаю на доске)
Отталкиваясь от темы, сформулируем цель нашего урока.
Цели: 1. Познакомиться со ….(слогом)
2. Учиться определять количество…. в слове.
IV. Первичное усвоение новых знаний и способов действий.
Знакомство со слогом и делением на слоги. Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос какой? Какая? Какое?
Познавательные УУД: логические - делают выводы на основе изучения учебного материала.
:Личностные УУД:умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.
Вы очень хорошо отвечали на все вопросы и смогли определить тему цель и задачи урока.
- А ну ка отгадайте, кто же к нам сегодня пришёл со своей сказкой. Только беда, слово, которое обозначает имя этого героя разлетелось на части.
- А как называются части, на которые делятся слова? СЛОГИ.
Дети составляют слово из частей ( ЛО, БОК, КО)
- Сколько частей в этом слове?.
- А кто начертит схему этого слова? (Чертим схему)
- А какой был КОЛОБОК? (круглый, румяный, весёлый, доверчивый, шустрый, торопливый, непоседливый, ?
музыкальный, быстрый, хвастливый, …)
Давайте начертим схему предложения: Колобок был …
- А что вас удивило? Вы слова стали обозначать волнистой линией.
- А какие слова я стала обозначать волнистой линией? – На какой вопрос они отвечают? ( Какой?)
- А что обозначают эти слова? Предмет? Действие? А тогда что?
У. Есть в русском языке слова, которые обозначают признак предмета (форму, цвет, размер, вкус,…) Эти слова мы будем обозначать волнистой линией.
- Ребята, а что мы уже узнали по теме нашего урока?
У. Слова делятся на части, которые называются слоги.
- А чего мы ещё не знаем?
1. Как делить слова на слоги? 2. Сколько в словах бывает слогов?
- Ваши предложения. Как делить слова на слоги?
У. Чтобы определить количество слогов в слове, надо пронести ладошку к подбородку и чётко, ясно произнести слова. Сколько раз подбородок коснётся ладошки, столько слогов в слове.
- Способ деления слогов на слоги узнали, теперь что надо сделать?
Молодцы. Тренироваться в делении слов на слоги.
V. Первичное закрепление
-Ребятки, назовите животных, с которыми разговаривал Колобок, когда катился по дороги? ( Дети называют животных, учитель прикрепляет на доску картинки)
- Какую работу можно выполнить со словами, изображающими этих животных, в соответствии с темой урока?
Можно определить, сколько слогов в каждом слове, и составить схемы слов. (Выполняем эту работу)
- К каждому данному слову придумайте новое, которое отвечало бы на вопрос
КАКОЙ? Или КАКАЯ? и в котором было бы больше слогов, чем в данном.
ВОЛК (какой?) серый
ЗАЯЦ- трусливый
МЕДВЕДЬ – косолапый
ЛИСА – хитрая, коварная
- Ребята, а какую задачу мы сейчас с вами выполняли, чем занимались?(учились делить слова на слоги)
- Кто хорошо понял, как это делать?
- А в каких ситуациях люди произносят слова по частям (по слогам)? (На стадионе: «Шай-бу!», «Мо-лод-цы!»; на празднике и дне рождения: «По-здрав-ля-ем!», «С днем рож-де-ни-я!»: в театре: «Бра-во!».)
- Давайте все вместе проскандируем возгласы: «Спа-си-бо!».
Физкультминутка
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Работа с вариативной частью букваря.
1. Работа в парах.
Каждый ученик называет имя своего соседа по слогам. Чьё имя оказалось длиннее по количеству слогов?
2. Чтение стихотворения Г. Сапгира.
На сколько слогов можно разделить слово лимон!
На сколько частей можно разделить сам лимон?
3. Работа в тетради (с. 8).
4.Интеллектуальный марафон.
- Подбери нужную схему. Презентация.
- А сколько в словах может быть слогов? В словах может быть разное количество слогов.
VII.Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД:оценивают свою работу на уроке.
Какая тема урока у нас сегодня была?
Какие задачи мы ставили?
Удалось ли нам их решить?
Как узнать, сколько слогов в слове?
-А зачем нам надо научиться делить слова на слоги? (Чтобы научиться читать, правильно проговаривая слова, и грамотно писать.)
Что нового для себя вы сегодня узнали?
В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)
Понравился вам урок?
Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток,
если считаете, что вам не всё удалось – красный,
а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться –белый.
Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше?
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам. А Колобок прощается с вами и дарит вам в подарок свою сказку. (Слушаем сказку и придумываем к ней хороший конец)