- какие буквы находятся на синим фоне? Назовите их? | Согласные (н,м,л,р,б,п,в,д,з,к,т,с) |
Изучение нового материала (15 мин.) | - -Молодцы, теперь вернемся к нашей азбуке. Мы сегодня с вами познакомимся с необычной буквой, которая называется «Я». А почему она необычная? Об этом мы и поговорим на уроке. -А как узнать, как ведет себя буква я? -Давайте сначала посмотрим на букву я. Откройте азбуку на странице 111. Ребята, из чего состоит буква я? -Хорошо. А какие звуки обозначает буква я, посмотрите на первую и на вторую квадратную скобку. А теперь послушайте стихотворение и скажите, сколько раз встретилась буква Я? Яблочки янтарные На яблоньке созрели. Яблочки янтарные Яна с Яшей ели. А теперь проверим. - Где стоит буква Я во всех этих словах? - Сколько звуков она обозначает? - А как вы думаете, всегда ли буква Я будет обозначать 2 звука? Придумайте такие слова, в которых буква Я будет обозначать 1 звук. | Буква Я состоит из 2 звуков [йа],[а] С помощью игры выделяют на слух новую букву. Буква Я стоит в начале слова. Она обозначает 2 звука Нет не всегда. Дети придумываю слова где буква Я обозначает один и 2 звука. |
Физкультминутка (1 мин.) | Пальчиковая гимнастика «Яблонька» Яблонька, яблонька, где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки) Заморозил их мороз? (кулачки) Или ветер их унес? (Плавные движения кистями) Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками) Или градом их побило? (постучать подушечками пальцев по столу) Или птицы поклевали? (изобразить, как птицы клюют зернышки со стола) Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку) Не спалило их огнем, града не было с дождем, Птицы их не поклевали… Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко) | Дети выполняю движение за учителем. |
Первичное закрепление знаний (15 мин.) | - А теперь мы с вами поработаем с учебником и почитаем слоги-слияния с буквой Я. Откройте, учебник на 112 странице внизу с лева написаны слоги давайте их прочитаем. Молодцы! - Скажите, как называется наша планета, на которой мы живем? - Как называется наша страна? - Какое название носит главный город нашей страны? - У каждого из нас есть то место, где мы живем, наша малая Родина, наш дом. Каждый любит свой дом, бережет его, старается содержать в чистоте. Давайте прочитаем текст, который размещен в «Азбуке» внизу стр. 112. - О чем вы прочитали, что растет возле дома? - Что такое слива и яблоня? - А что еще сажают в огородах, только ли фрукты? —дети посмотрите полянку ее облюбовали разные птицы. Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек, которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть слогослияние с буквой «я», вы хлопаете в ладоши, а если нет – вы топаете: (Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки, тетеревята, ласточки, жаворонки). | Дети открываю учебники и читаю слоги ( вя,мя,тя,дя,ля,ря) Земля Россия Москва Сад с яблоками и сливами. Это фрукты Нет ещё и овощи (дети приводят примеры) Дети слушаю учителя Хлопают (соколята, аистята, утята, орлята, тетеревята.) Топают( соловушки ,пеночки, ласточки, жаворонки ) |
Подведение итогов урока. Рефлексия | - Давайте подведём итоги урока. - С какой буквой мы работали на уроке? Что нового вы узнали сегодня о букве «я»? - У кого из ребят нашего класса в имени есть буква Я? — Давайте оценим свою работу. Если вам понравился урок, и все было понятно, то улыбнитесь, если было понятно не все, то мимика без эмоций, если вам урок не понравился, то сделайте грустное лицо. | Мы познакомились с буквой Я. Узнали что буква Я в начале слова имеет два звука. Дети отвечают на вопрос. Оценивают свою работу на уроке |