Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК «ПНШ».
Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц». (Технологическая карта урока)
Учитель начальных классов первой категории Н.В.Савченко.
Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц». | Тип: открытие новых знаний. |
Задачи: Познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ц] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках. Учить акцентированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; Раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; Продолжить формирование осмысленного чтения и чтение целыми словами. Развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; Обогащать словарный запас учащихся; Воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения. Формировать: – умение объяснять значение слов; применять слова в устной речи. Рассуждать о роли труда и важности профессий, приводить примеры. – универсальные учебные действия. |
Планируемые результаты: |
Предметные: Выделять звук [ц] в процессе слого-звукового анализа; Определять звук [ц] на слух, находить его местоположение в слове; Соотносить звук и обозначающую его букву; Находить буквы Ц,ц в текстах; Владеть навыком слогового чтения | Метапредметные: Планировать деятельность на уроке. Слушать и слышать учителя. Выполнять задание под руководством учителя. Работать в паре, группе. Оценивать свою деятельность на уроке. | Личностные: Проявлять желание научиться читать самостоятельно; Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять уважительное отношение к труженикам села. |
Термины и понятия | Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, предложения, слого-звуковая схема слова, значение слова, изменение слова. |
Информационно образовательная среда | Ресурсы: Азбука. Авторы Н. Г. Агаркова, Ю.А.Агарков. Изд.Академкнига/Учебник. .2012. Чтение. Поурочные планы. 1 класс. Авторы Н. Г. Агаркова, Ю.А.Агарков. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2009. Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска. физкультминутка http://videouroki.net/ | Межпредметные связи: Математика. Владение понятиями "слева", "справа", "столбики", "строчки". Окружающий мир. Темы: Птицы. Профессии людей. |
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: |
Мотивация познавательной деятельности: |
Приветствие гостей -Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Встаньте, дети, подтянитесь, И гостям вы улыбнитесь! Психологический настрой. - Солнышко светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. 1.Звучит песня «Чему учат в школе» (песню можно включить в конце переменки). Учитель в ходе беседы вырабатывает с детьми формулировку учебной задачи урока «Обучения грамоте»: - Чему мы учимся на уроках обучения грамоте? 2.Предлагает отгадать загадку: Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. - Кто это? (цыпленок) Слайд 1. Пустой. 3.Предлагает ответить на вопросы: - Цыпленок, где ты? Не отзывается! - А как подзывают к себе цыплят? (цып-цып-цып). Звуковое сопровождение: писк цыплят. Бегут, бегут, но мы их почему-то не видим. - Какой звук повторялся чаще всего, когда мы звали цыпленка? ([ц]). Выскажите ваши предположения о теме нашего урока. Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц». - Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой ц). - Не появляется!? Может быть выполнение задания нам поможет? Работа в парах: раскрасьте все элементы картинки, где есть буква ц. - Молодцы! Прибежал цыпленок. Слайд 2. 4. Откройте стр. 110-111, сфотографируйте эти странички, закройте учебник. Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке, что нового хотите узнать, сделать? 5. На что похожа буква ц? Слайд 3,4. 6. Попробуйте создать свою букву. | Приветствие гостей Психологический настрой. 1.Обсуждают, высказывают свои предложения. 2.Отгадывают загадку, обсуждают ответ, высказывают свое мнение: (Мы думаем, что …..) 3.Обсуждают, дополняют ответы друг друга и делают вывод: любое дело надо делать тщательно и аккуратно, потому что по результату труда судят о человеке. 4. Высказывают свое мнение, называют тему урока. 5.Работа в парах: раскрашивают картинку, называют отгадку. 6. Выведение цели урока, самостоятельно, с опорой на учебник. 7. Работа по созданию буквы из разных материалов (пластилин, бумага, счетные палочки, пуговки и др.) Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов. |
Физкультминутка http://videouroki.net/ |
Актуализация необходимых знаний: |
7.Звуко-буквенный анализ слов: цех и цапля. Работа с одноуровневыми схемами. А сейчас поработаем с одноуровневыми схемами. - Какое слово зашифровано в 1 схеме? - Как понимаете значение слова цех? - Давайте назовём звуки в этом слове, чётко интонируя каждый звук и расселяя их по домикам. Аналогично проводится работа со словом цапля. - Какой новый звук встретился в этих словах? - Где он находится? - Проведем исследования: какие особенности имеет звук [ц]. 8.Работа с двухуровневыми схемами. - Какое слово зашифровано в 1 схеме? - Как оно записано на 1 уровне? - Как вы это определили? - Произнесите эти звуки, интонируя каждый звук и давая им характеристику. - Как записано это слово на 2 уровне. - Назовите эти буквы. - Прочитайте это слово по слогам. - Сколько в этом слове слогов? - Какой 1 слог, какой 2, какой ударный? - Прочитайте с ударением. Аналогично ведётся работа со словами цепь, цирк.
9.Работа со слоговыми схемами и чтение слогов. - Что означает 1 слоговая схема? Чтение слогов. - Что означает 2 слоговая схема? Чтение слогов. - Что-нибудь заметили при чтении этих слогов? цы - ци - Почему эти слоги пишутся по-разному, а читаются одинаково? Вторичное закрепление. Чтение слогов и слов с буквой ц по цепочке. - Прочитай слова, состоящие из одного слога. - Прочитай слова, состоящие из 2 слогов. - Прочитай слова, состоящие из 3 слогов. - Как понимаете значение слова циркуль?
- Объясните значение слова церковь.
- Кто такой рыцарь?
Работа с моделями предложений. - А сейчас составим модели предложений. ПАДАЕТ И КРУЖИТСЯ ПЕРВЫЙ СНЕГ.
НА АРЕНЕ ЦИРКА ВЫСТУПАЮТ ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ. 3.Чтение слов на розовом и голубом фоне.
Чтение пар слов по цепочке. | 8. Выполнят звуковой анализ слов (сравнивают слова по звучанию, выделяют первые звуки в словах, характеризуют звук по алгоритму) и делают вывод: звук [ц] - твердый согласный, у него нет мягкой пары, глухой. 9. Оценивает свою работу и работу. 10. Повторение и закрепление знаний об изученной букве. 11.Учащийся выполняет задание. 12.Циркуль- инструмент, состоящий из двух раздвигающихся ножек и служащий для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах. Церкви – здания для исполнения религиозных обрядов и служб. Рыцарь – феодал – воин в Западной Европе в Средние века. 13.Учащийся работает у доски. 14. Учащийся объясняет какую букву заменили, добавили. |
Организация познавательной деятельности: |
11.Названия профессий. - Как называют мужчину, который катается на лыжах? - А женщину? - Давай поиграем так: я начну предложение , а ты закончишь. Нужно будет назвть мужчину или женщину по его занятию или профессии. Картины рисует …..художник. Моя мама - ….художница. Этот мальчик …..проказник, А девочка - ……проказница. Мой сын …школьник, А дочь - ….школьница. 12. Установить соответствие между словами и предметами. Определение профессии людей, которые могут с этими предметами работать. Определение принадлежности одного и того же предмета людям разных профессий. | Лыжник Лыжница 15. Знать профессии людей, которые делают разные вещи. Уметь классифицировать предметы по заданному признаку. Знать правило, как |
Физкультминутка Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы. (последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно). |
Подведение итогов: |
13. Прочитайте слова левого столбика, слова правого столбика. Прочитайте по строчкам. - Объясните почему получилась чепуха. Подберите к каждому слову левого столбика слова правого столбика подходящие по смыслу. 14. Подводит итоги урока: - Какую тему мы сегодня обсуждали? - С какими целями справились, что не успели сделать, что бы еще хотели сделать? -- Какой звук мы изучили? - Охарактеризуйте звук [ц]. - Как называется буква, обозначающая этот звук? | 16.Продолжают работу, обсуждают составленные пары слов. 17.Читает составленные словосочетания, объяснение значений получившихся словосочетаний. 18. Подводит итоги, отвечает на вопросы, определяют место буквы в ленте букв. |
Рефлексия |
Спрашивает: - Что нового узнали? - Чему научились? - Что важное для себя поняли? | Анализируют свою работу, начинают ответ со слов: «Я узнал, что….» «Я понял, что….» «Я запомнил, что…..» |