II. Развитие умений. | 2 4 1 2 3 1 2 3 3 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Уточнение представлений о личности Толстого, о Толстом-учителе. – Хотелось бы вам совершить путешествие на родину великого писателя, но в наше время? Пройтись по местам, где любил гулять Лев Николаевич? Зайти в гости в дом семьи Толстых? Почувствовать и понять, что же это за удивительное место в бесконечных просторах России – Ясная Поляна? Почему она подарила столько ни с чем несравнимого счастья Льву Николаевичу Толстому? -Друзья мои, через несколько секунд сработает наша машина времени, и мы окажемся на этом самом месте, но сейчас, в XXI веке. Вы готовы? Полетели. (демонстрация видеоролика: Ясная Поляна – родина великого писателя) – Как можно дать людям великое благо, сделать всех счастливыми? Как этого может добиваться учитель? Писатель? Человек? Лев Николаевич Толстой счастливо соединял в себе мыслителя-философа, педагога, заботливого отца, нравственного человека. Но чем бы он ни занимался, всё пронизывала мысль «не навреди!». И школа Толстого, и его книги, и вся его жизнь охраняли «таинственный и нежный процесс души» окружающих его людей, в первую очередь – крестьянских детей. Именно для них, своих учеников, написал он сказку «Два брата. – Давайте порассуждаем, с какой целью Лев Николаевич написал эту сказку? (Сказка может ненавязчиво поучать, описание учит внимательному отношению к себе и миру, рассказ – это и новые знания, и знакомство с чужим жизненным опытом.) Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение сказки «Два брата». – На что похожа сказка? – Что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок? – Можете ли вы сразу сформулировать суть урока? 2) Выборочное чтение текста. – Почему на одну и ту же надпись братья реагируют по-разному? (Они сами разные, у них разные взгляды на жизнь.) – Прокомментируйте доводы старшего. Можно ли с ними согласиться? – Прокомментируйте доводы младшего. Можно ли согласиться с ними? – А если бы был третий брат, могли ли родиться другие доводы? Какие, например? – Рассудила ли братьев жизнь? (Нет, каждый остался при своём мнении.) – Кого из братьев вы считаете правым? А автор? (Каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость.) Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: – В чём же мудрость сказки? Попробуйте выразить её, как и братья, с помощью пословицы, поговорки («Каждому своё», «Кому как, а нам эдак», «То и счастье, что иному вёдро, иному ненастье», «Не всем большим под святыми сидеть», «Кому что на роду написано».) – Сказка написана простым, понятным языком. А просто ли нам было её понять? (Понять можно, если душа будет трудиться.) 2) Самостоятельная работа. – Сейчас будет возможность самостоятельно оценить свои читательские умения. У вас на столах лежат тесты. Прочитайте задания и выполните (после выполнения учащиеся делают самопроверку по ключу и выставляют аргументируемую оценку). 3) Итоговая беседа – Почему для своих яснополянских школьников Толстой не придумывал развлекательные истории? Так каким же учителем был Л.Н. Толстой? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |