проведенного 17.04.2015 г. во 2 «Б» классе
МБОУ СОШ г. Зернограда
Учитель: Е.Б. Руднева
Методист: А. А. Резникова
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Здравствуйте, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Меня зовут Светлана Андреевна. | - Здравствуйте. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
2. Этап проверки домашнего задания. | - Ребята, какое домашнее задание было задано на сегодняшний урок? - Пожалуйста. Есть желающие? | - Выучить стихотворение Эдуарда Успенского. Чтение наизусть. (дети читают стихотворения наизусть) | |
2. Этап актуализации пробного действия | - Прочитайте считалку (её сочинили дети). (На экране считалка) - Раз- картошка, два- картошка Под моим растет окошком. Я водички вскипячу И картошечку сварю. Я и сам поем немножко, Остальное кину кошке, А потом пойду гулять- Раз, два, три, четыре, пять. - Прочитайте её скороговоркой. - Теперь прочтите её выразительно. | - дети читают. | Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения о произведение; коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | - Ребята, тему сегодняшнего урока я предлагаю определить вам самим. Отгадайте, чьи это строки: - Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. - И ещё послушайте: Гляжу с высоты На обиду. Теряю обиду Из виду. - (Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Берестова) - Правильно, сегодня мы познакомимся со стихами еще одного детского писателя- Валентина Дмитриевича Берестова. - Слушайте внимательно, в конце урока я буду вам задавать вопросы по прослушанному материалу. -Валентин Дмитриевич Берестов пишет для детей замечательные стихи и сказки. Точно так же, как и Корней Чуковский, детским писателем Валентин Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. А до этого он закончил исторический факультет МГУ и был археологом. Валентин Дмитриевич известен не только как детский писатель и поэт, он написал воспоминания о своем наставнике и друге Корнее Чуковском, о Самуиле Маршаке, с которым тоже был знаком. Известен он и как переводчик. - Ребята, давайте познакомимся с одним из стихотворений Берестова, которое называется "Знакомый". Откройте учебники на стр.150. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы поставьте пальчик и следите за мной. - Что вы узнали о друзьях? - О какой встрече рассказывает автор? Кем оказался знакомый мальчика? - А у вас есть такие знакомые? Как вы к ним относитесь? - Почему друзья обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто? -Давайте выразительно прочитаем стихотворение. | - дети слушают учителя, смотрят презентацию. - Это строки Валентина Берестова. - Что они очень рады видеть друг друга, что они- неразлучные друзья. - О встрече мальчика и его друга. Знакомым мальчика оказался щенок. Ответы детей. - Потому что один из друзей был собакой, а собаки неравнодушны к кошкам. Кошка боялась собаку, поэтому кралась, чтобы её не заметили. (читают стихотворение) | Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Прочитайте название следующего стихотворения. - Как вы думаете, о чем и о ком будет это стихотворение? - Давайте проверим наши предположения и прочитаем его. -Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Почему? - О чем же это стихотворение? - Найдите строчки в стихотворении, в которых описана дружба мальчиков. - Чему помогает дружба ребят? - Давайте выразительно прочитаем стихотворение. | - Путешественники - дают свои ответы. (дети читают стихотворение) - Можно, т.к. мужчины не пропадут без сушеных груш. Посмеивается, т.к. маленькие мальчики, которым ничего не страшно отправляются в поход имея с собой только сушеные груши. - О дружбе. - Я у Старкова за спиной, Спешит Красильников за мной- Назад не повернуть. Взлетают палки наши в лад, И наши лыжи в лад скрипят. - С помощью дружбы, ребята преодолевают трудности в путешествии. |
5. Физминутка | - Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | - дети выполняют движения. | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | - Прочитайте, пожалуйста, название следующего стихотворения. - О чем говорится в стихотворении? - На кого похожа кисточка? Чем она машет? - Что рисует девочка? - Ребята, а вы любите рисовать? - Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете учебные предметы. Я предлагаю вам отгадать загадки. (Загадки про учебные предметы.) - Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. - Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. - Хоть я и не прачка, друзья, Стираю старательно я. - Я люблю прямоту и сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. - Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — ... . Все вы хорошо знаете учебные принадлежности. Молодцы ребята! - Итак, что объединяет все 3 стихотворения? Какая тема? | - дети читают. - о кисточке и красках. (дают свои ответы) - На кошку. Как кошка машет хвостом. - Куклу. Дают ответы. (Отгадывают загадки про учебные предметы.) - Карандаш. - Книга. - Ластик - Линейка. - Тетрадка - Тема дружбы. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; . |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | - Выберите одно из стихотворений, которое больше всего вам понравилось, и прочитайте его выразительно. | - дети читают ответы. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности | - Ребята, давайте вспомним с вами, какие стихи мы читали сегодня на уроке? - А кто автор этих стихов? Что вы запомнили о Берестове? - А сейчас, ребята, я вас попрошу открыть рабочие тетради на стр. 83. Это задание будет вашей домашней работой. Давайте разберём его. Ваша задача- перечислить учебные принадлежности, которые изображены на картинке в учебнике, слова, которые помогают представить тот или иной учебный предмет. И последнее задание. Придумать историю о школьном предмете. В этом вам поможет план, который вы можете при необходимости дополнить. - Вам понравился урок? Давайте посмотрим, насколько он вам запомнился. Если всё было понятно, то поднимите руки вверх домиком. Если были затруднения и ваше настроение от этого стало хуже, то задержите руки перед собой на уровне груди. Если же тема совсем не усвоена, то положите руки на парту. Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать. | - «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». - К. Ушинский, ответы детей. - Валентин Берестов. (Дают ответы) Выполняют рефлексию. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |