I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня на уроке мы будем рисовать портрет. Это занятие интересное и сложное. Ведь если вы не совсем точно нарисуете пейзаж, этого могут и не заметить, а портрет всегда можно сравнить с оригиналом и сказать, получился он или нет. Поэтому мы не раз будем возвращаться к этому жанру и учиться рисовать портрет по всем правилам | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Сообщение теоретических сведений. Портрет. Просмотр мультимедийной презентации | – Что означает слово «портрет»? Это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности: строение лица, черты характера. Существует немало разновидностей портретов. Как видите, есть портреты в полный рост, есть погрудные, парадные и камерные и т. п. Но среди всего этого многообразия выделяется такой вид, как автопортрет. Что обозначает этот термин? Автопортрет – это портрет художника, выполненный им самим. Портрет является прекрасным источником знаний о людях, живущих в разное время, как и письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека | Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делятся впечатле- ниями | Фронтальная | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, умеют наблюдать | Устные ответы |
Словесно-иллюстративный рассказ «История портрета». Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает об истории портрета. (См. Ресурсный материал.) | Слушают учителя, смотрят презентацию, делятся впечатлениями о просмотренных произведениях | Фронтальная | Познавательные: извлекают информацию из рассказа учителя, осуществляют анализ информации. Коммуникативные: умеют слушать учителя | Устные ответы |
Анализ произведений живописи. Просмотр мультимедийной презентации | – О чем же нам может рассказать портрет? Давайте рассмотрим на примере. Одной из лучших работ художника И. Аргунова, несомненно, является портрет неизвестной крестьянки. Мастер сумел создать дивный образ русской женщины из народа. Созданный им портрет выражает его представление о душевном благородстве человека. Мягкие черты типично славянского лица, легкая улыбка излучают доброту, скромную приветливость и открытость женщины. Этот портрет И. Аргунова почти скульптурно вылеплен светотенью, а нейтральный, теплого оливкового тона фон, слегка высветленный около лица, особенно красиво выявляет его цветовое решение. Глубокий смысл вложил художник в основные цвета: белый, пурпур и золото, – они говорят о человеческом достоинстве крестьянской женщины | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают картины, рассуждают, делают выводы. Рассматривают портреты других выдающихся художников и рас-сказывают об изображенном человеке, его харак-тере, увлечениях | Фронтальная | Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания; умеют наблюдать, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов | Устные ответы |
Прослушивание музыкальных произведений и стихотворений | Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 76–77), прослушать музыкальные произведения (М. Глинка «Петя и волк» (тема Пети), А. Даргомыжский «Старый квартал») и описать портреты героев, созданные композиторами, прочитать стихотворения М. Левиной «Митя», А. Толстого «Илья Муромец» | Слушают музыку, стихотворения | Фронтальная | Коммуникативные: слушают учителя, вступают в учебное сотрудничество. Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов | Устные ответы |
Физкульт- минутка | Проводит физкультминутку. Только уставать начнем, Сразу пальцы разожмем, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжем. (Вытянуть руки вперед, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.) | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положи-тельно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Дейст-вия согласно инструкции учителя |
III. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем рисовать». Демонстрация приемов работы | – Итак, сегодня вы будете рисовать своего родственника или автопортрет. С чего же начинается работа над портретом? Конечно, с изучения натуры, то есть того человека, которого художник хочет изобразить. Демонстрирует приемы рисования портрета. – Начинаем рисовать портрет карандашом. Черты лица изображаются в виде геометрических фигур, затем выделяются карандашом расстояние между глазами, ртом и носом, подбородком и ртом и т. д. Очень важно соблюдать пропорции – размеры частей лица относительно друг друга. Затем обрисовывается контур лица, при этом важно, чтобы он не занимал весь лист. Но и не следует делать его слишком маленьким, чтобы удобнее было рисовать глаза, нос и губы. Далее лицу придается объем с помощью цветовых оттенков | Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых дейст-вий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы. Анализируют готовый ри-сунок | Фронтальная | Познавательные: осуществляют анализ рисунка, умеют наблюдать. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. Коммуникативные: слушают учителя, вступают в учебное сотрудничество. Личностные: соблюдают правила поведения во время уроков | Устные ответы |
Выполнение творческого задания: рисование портрета или авто- портрета | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выполняют творческие задания. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия | Рисование красками |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Какое у вас сейчас настроение? | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища о готовом рисунке. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы | Оцени- вание обучаю-щихся за работу на уроке. Устные ответы |
V. Домашнее задание | Работа по учебнику (с. 74–79). Нахождение в журнале фотопортретов людей в исторических костюмах и составление из них коллажа | Задает домашнее задание | Слушают учителя | Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | |