Моисеева Т.В.
Предмет | русский язык |
Клaсс | 3 |
УМК | «Школа России» |
Тема урока | «Именительный и винительный падежи». |
Тип урока | Урoк открытия новых знаний. |
Цель урока | Актуализировать знания oб именительном и винительном падежах; познакомить сo способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах. |
Задачи урока | Образовательные: пополнить знания учащихся об именительном и винительном падежах, тонкости употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения. |
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познавательные: развивать умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные: | |
|
Название этапа урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Результат (формируемые УУД) |
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) (3 мин) | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности нa уроке. | - Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок, Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок Сколько правил! Правил сколько С непривычки бросит в дрожь Будь внимательным и только Всё запомнишь, всё поймёшь! -Прочитайте слова на слайде, они помогут нам сегодня на уроке. -Мы уже много знаем - В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. -У нас у каждого своё мнение и его нужно озвучить. - Мы не боимся ошибаться. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Настраиваются на продуктивную работу на предстоящем уроке. - Обучающиеся читают | Коллективная | Л. Самоопределение. Р. Целеполагание. К. планирование учебного сотрудничества c учителем сверстниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций | – С чего мы начинаем наш урок? (С минутки чистописания) - Чему мы учимся на минутке чистописания? (Писать красиво, правильно) - Верно, а ещё будем думать и рассуждать. - К нам сегодня на урок пожаловала буква… Отгадайте какая. Половинку от жука, составляет буква…к Словарная работа со словом корабль. - Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль — По волнам плывет... (Корабль) - Какая гласная ударная в слове? - Какая гласная безударная? - Подберите однокоренные слова. - Подберите проверочное слово к безударной гласной «о». - Составьте предложения со словом «корабль» - Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте. (Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.) - Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь. | - Задаёт вопросы Учитель показывает образец написания букв, слогов на доске - Задаёт вопросы - Задаёт проблемный вопрос - Предлагает задания для выполнения | - Дают ответы на вопросы учителя Обучающиеся записывают в тетрадь: к К кк Кк ко ка ки Отгадывают загадку - Дают ответы на вопросы учителя - Устно подбирают однокоренные слова. -Находят выход из затруднения (Непроверяемая) - Составляют предложения. - Дети записывают предложения | Коллективная, | П.- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -находить ответы на вопросы, используя информацию полученную ранее. Р.- осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; - высказывать своё предположение на основе учебного материала К. – слушать и понимать речь учителя; -уметь с достаточной полнотой и тонкостью выражать свои мысли Л. – оценивают усвоемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения |
Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока | - Что общего в этих предложениях? - На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении? - Определите падеж. - На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении? - Определите падеж. - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различать. - Можете ли вы объяснить, почему их не могли различать? - Кто может сформировать тему урока? - Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный надо знать, От именительного отличать. - Чтобы урок вам ребята пошёл впрок, давайте каждый сформирует для себя цель работы на сегодняшнем уроке. Чему будем учиться на уроке. | - Задаёт вопросы -Показывает карточки И. п. и В. п. - Читает сказку - Подводит к теме урока. - Задаёт вопрос. - Читает стихотворение. - Задаёт вопрос для определения цели урока | - Дают ответы на вопросы учителя - Слушают сказку - Формируют своими словами. (Имеют одинаковый вопрос) -Формируют тему урока. - Слушают стихотворение. - Формируют своими словами цель урока. | Коллективная | П. –ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -находить ответы на вопросы, используя информацию полученную ранее. Р.- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - высказывать своё предположение; - определять последовательность действий на уроке. К.- точно и полно выражать свои мысли. Л. – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?) |
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) | Наблюдение над признаками И. п. и В. п. (какими членами являются в предложения, на какие вопросы отвечают) | - Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения. - Сравните. - Что заметили? - Сформулируйте правило. - Где мы можем проверить правильность наших высказываний. Откройте учебник на стр. 49, проверьте правильно ли мы сформулировали правило. - В чём ещё особенность. - Почему? - Определите, о каких падежах идёт речь? - Предлогов с детства не люблю, с собою радом не терплю. Мои вопросы кто? и что? Ни с чем не спутает никто. - Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить. - Попробуете составить алгоритм рассуждений и действий по определению именительного и винительного падежей имён существительных. | - Предлагает выполнить задание. - Предлагает сформулировать правило. -Предлагает сравнить свои высказывание с эталоном. - Читает стихотворение. - Предлагает поработать в парах. Составить алгоритм. Организует деятельность по исследованию проблемной ситуации. | - Выполняют синтаксический разбор предложения. - Формулируют правило. Читают правило в учебнике. Сравнивают. -Слушают стихотворение. Определяют, о каких падежах идёт речь. Доказывают. - Составляют план достижения цели и определят средства (алгоритм, модель) | Индивидуальная, парная | П.- поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; - анализ объектов с целью признаков (существенных, несущественных). Р.- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соответствия того. Что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно. К. – умение аргументировать своё предложение; - ориентация на позицию других. Отличную от собственной. Уважение иной точки зрения; - учёт разных мнений и умения обосновывать собственное. Л. – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
Первичное закрепление во внешней речи | | - Откройте учебник на стр. 48 упр.87 - Прочитайте задание. - Какое задание нужно выполнять? - Чем интересны эти предложения? - В каком падеже стоит имя существительное, которое является главным членом предложения? -В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? -Какой вывод можно сделать? Физкультминутка. | - Предлагает работу по учебнику. - Предлагает сделать вывод. - Предлагает слайд для проведения физминутки. | - Работают по учебнику. Объясняют задание. - Один ученик выходит к доске, выполняет задание с объяснением. - Делают вывод, отвечая на вспомогательные вопросы учителя. - Дети выполняют подвижную физминутку. . | Коллективная, индивидуальная. | П.- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -выдвижение гипотез и их обоснование; - синтез. Р.- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известного и усвоено и того, что ещё неизвестно; - контроль полученного результата. К. – умение слушать и вступать в диалог; - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - умение договариваться, находить общее решение; - способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Л. – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и винительный падежи» | -А сейчас самостоятельно выполните упр. 89, стр.49 Назовите слова, стоящие в винительном падеже. -Как вы это определили? Дополнительно, кто быстро работают по карточкам (Определить падежи имён сущ. Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч.) | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Индивидуальная | П.- выделение и формирование познавательной цели; - рефлексия способов и условий действия; - анализ объектов с целью выделения признаков; - построение логической цепи рассуждений. Р.- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; - контроль и коррекция полученного результата; - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция. К. – умение слушать и вступать в диалог; Л. – нравственно- этическая ориентация. |
Включение в систему знаний и повторение. | Проверить, как учащиеся усвоили новый способ различия в определении именительного падежа от винительного. Тренировать способность ребят в определении падежей в тексте. | -Найдите лишнее словосочетание. 1) Положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел… -Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. | Организует выполнение задания в парах. | Выполняют в парах задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение. | Парная | П.- выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывание; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Р.- К. – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. | -Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах? -Какое задание на уроке было самым интересным? - Какое новое знание вы получили на уроке? - Что об этом знали раньше? - Чем отличаются именительный и винительный падежи? - Домашнее задание (учитель объясняет выполнение). с. 49 , упр.88 или Сочинение на тему « Встреча И. и В. падежей» « Однажды….» по выбору. или Составить задания для одноклассников, чтобы они могли потренироваться в определении именительного и винительного падежей. | - Стимулирует обобщение сведений по изучаемой теме, предлагает определить, чему планировали научиться на уроке, чему научились, где полученные знания могут пригодиться.. - Комментирует его выполнение. | - Анализируют учебный материал и свои достижения, возможность применении полученных знаний. - Учащиеся слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание в дневник. | -Коллективная | П.- Р.- К. - выявление проблемы, поиск и оценка способов решения, коррекция действий одноклассников. Л. - установление связи между целью учебной деятельности и ее результатом, осознание смысла учения. |