kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Именительный и винительный падежи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном материале подробно описаны все этапы урока в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Именительный и винительный падежи"»

Технологическая карта урока


Предмет

русский язык

Класс

4 «Б»

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Именительный и винительный падежи».

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;

  • Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;

  • Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;

  • Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.

  • Извлекать необходимую информацию;

  • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;

  • Проводить самопроверку и самооценку

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.

  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.






Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (чтение сказки, стихов).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

2. Презентация к уроку.

3.Карточки для дифференцированной работы.

4.Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014

5.Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.

6.Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.




I этап. Организационный момент.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель - создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.


Слайд № 2

- Вы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

-Продолжите.



- Вы готовы быть такими на уроке?


-Приступаем к работе. Садитесь.




Читают на слайде.

- Будем мы внимательны, активны и старательны.

- Да.




Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


II этап. Актуализация знаний.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель - актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.









Слайд №3.

Словарная работа со словом «корабль».

- Что изображено на картинке?

- Какая гласная ударная в слове?

- Какая гласная безударная?

- Подберите однокоренные слова.


- Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»?

- Значит, какая это гласная «о»?

- Составьте предложения со словом «корабль».


- Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске.


- Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь.


- Корабль.

- «а»

- «о»

- Корабельщик, корабельный, кораблик.


- Нет.

- Непроверяемая.

Составляют и произносят предложения.


Дети читают предложения.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.


Дети записывают предложения.


Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;


III этап. Мотивация к деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель – мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).





Слайд № 4.(5)
















Проблемная ситуация.



- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

- Определите его падеж.

На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

- Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами)

- Послушайте сказку.

( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

- Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.


Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.


-Слово «корабль».


- На вопрос что?

- И.п.


- На вопрос что?

- В.п.













-Имеют одинаковый вопрос что?


-Распознавать И.п и В.п.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке; познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).



IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель - наблюдение над признаками И.п. и В.п.

( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).



Слайд № 6



















































Слайд № 7

































































Слайд № 8





































Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование?

- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.





-Сравните.


- Что заметили?



В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?



Карточки на доску. (Подлежащее, Второстепенный)


- В чем ещё особенность? (Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении?)





Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже?





- Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?


- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

- Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.


- Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению падежа имени существительного.






- Разберём предложения по членам.

Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные в тетрадях. Коллективная проверка.)

Работают с предложениями самостоятельно.

Самопроверка.

- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством.


- В именительном.



- В винительном.






- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

- Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п.

- Нет, не имеет,









- Об И.п.




- Об В.п.





Алгоритм:

- Нахожу слово, к которому относится имя сущ.

- Задаю вопрос.

- Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.

- Определяю падеж.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.

коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.




- Откройте учебник на с.105 упр. 186 (устно.) Прочитайте задание.

- Какими членами предложения являются выделенные имена существительные? Определите их падеж. Объясните свой ответ.




- Что ещё мы видим в этом упражнении?







Физминутка






Упражнение 187 с. 106 (письменно, в парах)























- Чем интересны эти предложения?





- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

-Какой вывод можно сделать?



-Дождь (подлежащее), грязь (второстепенный член), снежок (подлежащее), ночь (подлежащее), воздух (подлежащее), река (подлежащее).


- Слово ночь нужно разобрать как

часть речи.

Один ученик работает у доски. Остальные в тетрадях.










- Записать два первых предложения, разобрать по членам.

Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Рассуждение следующего ученика.

(Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Вывод:

- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.


- В И.п.



- (В В.п.)


- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.


-упр. 189 (программный уровень)

Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания. Самооценка.











- упр.188 (уровень повышенной сложности).

- Прочитай, N, задание вслух.

- Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И.п., затем в форме В.п.. Запишите предложения.

книга площадь учитель

Подчеркните в предложениях главные члены. Укажи падеж имён существительных.




























- выполняют Гуртовой Н., Желтоногов В., Чуприк А.



Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- синтез.

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

- контроль полученного результата.

коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


V этап. Диагностика качества учебно – познавательной деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».































Слайд 9.

- Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно.

(Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.).































Физкультминутка для глаз.



Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений.

регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;

- контроль и коррекция полученного результата;

- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция.

коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

- способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;

- поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

личностные:

- нравственно-этическая ориентация.




VI этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

- Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый).




Проверка осуществляется учителем.


Выполняют работы по карточкам.

1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)


Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


VII этап. Подведение итогов и рефлексия.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.













Слайд 10.




- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?




- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Что показалось вам трудным?

- Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор)

-У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор)


- Запишите домашнюю работу: с.107 упр.190.

-Я всех благодарю за хорошую работу.


- В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом.

- В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.


Ответы обучающихся.



Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо.



Со слайда записывают домашнее задание в дневник.



Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено;

коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности (в начале следующего урока)

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».







Проведение теста по теме «Именительный и Винительный падежи».


Выполняют тест с помощью программного обеспечения системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;

-осознание качества и уровня усвоения;

личностные:

-самоопределение





























Приложение №1


Карточки с разноуровневыми заданиями.


Карточка № 3






Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)



Карточка № 2






Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.


Карточка № 1






Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Снегирева Елена Васильевна

Дата: 01.05.2018

Номер свидетельства: 468129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "технологическая карта урока русского языка 4 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416134323"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Технологическая карта урока по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(49) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "491100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544984479"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства