Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы урока |
I этап. Мотивирование к учебной деятельности Цель: организовать самоопределение мотивации учащихся к учебной деятельности | - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. - Что у меня в руках? Счастье! Оно мое, маленькое, но очень искреннее и лучистое. Хотите кусочек? Давайте ладошки, я поделюсь. Нравится? А теперь поделитесь с другими – и у вас добавится много своего счастья! – Когда человек счастлив? Когда ученик счастлив? - Что поможет ученику почувствовать себя счастливым на уроке? - Каким вы хотите видеть наш урок? - Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? - А еще надо помнить, что мы одна дружная семья. Будем учиться вместе, сообща, оценивать свою работу и не будем бояться ошибок. - Помните, ведь сегодня никогда не повторится! | Приветствие учащихся. Организация своего рабочего места. Включение в деловой ритм урока. | |
II этап. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, подготовить мышление детей к последовательным шагам УУД | - Один мудрец сказал: «Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». Вы согласны с ним? Тогда приведем в порядок то, что мы уже знаем. - Какой раздел мы изучаем? Какие части речи изучили более подробно? -Игра «Да» - «Нет» - Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? - Глагол обозначает действие предмета? - Глаголы настоящего времени - это неопределенная форма глагола? - Имена существительные изменяются по числам? -В слове яблоко первый звук [й]? - Глаголы изменяются по временам? - Глаголы изменяются по падежам? - Глаголы будущего времени имеют суффикс л? - Имена существительные изменяются по родам? - Глаголы прошедшего времени изменяются по родам? - Слово беговая это существительное? | Отвечают на вопросы учителя. Обобщают известные сведения об именах существительных, глаголах
| |
III . Самоопределение в учебной деятельности. Выявление места и причины затруднения Цель: организовать анализ деятельности этой ситуации и подвести к выявлению места и причины затруднения, стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вани. | - Ваня написал текст будущего поздравительного выступления для ребят 3 класса в связи с окончанием учебного года и показал Ане: «Ребята, примите поздравления с окончанием третьего класса! Мы успешно проделали этот путь. Желаю каникул, погоды, отдыха. Пусть летом будет много солнца, открытий, встреч. В путешествиях соберите впечатления и запаситесь здоровьем». - Аня прочитала и сказала, что поздравление хорошее, но не очень радостное, поэтому его надо «раскрасить». Ваня был озадачен: как и зачем раскрашивать устное выступление. - Ребята, почему Аня считает выступление безрадостным? Можно ли текст выступления Вани сделать праздничным? - Есть ли у вас желание научиться составлять текст поздравительного выступления, которым можно порадовать одноклассников? Для этого мы начинаем. | Читают поздравление. Прогнозируют. Высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений убедительно представить свое суждение.
| Слайд 1 |
V. Определение темы урока и постановка учебной задачи. | - Урок у нас будет необычный, урок - открытий. - Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? - Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
- Давайте же сегодня на уроке будем открывателями и исследователями. - Кто такой исследователь? Где можно узнать значение этого слова? - Предлагаю взять для урока такой девиз: "ВПЕРЁД, К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ!" - Ключевые слова урока – искать, думать, сотрудничать. - Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше. - Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну?
-Итак, послушайте стихотворение, которое поможет нам сделать первое открытие - тему урока. Котёнок – маленький, пушистый, Ручей - прохладный, серебристый, Зима – красивая и снежная, А мама – добрая и нежная, Слова в рифмовке очень дружные Они приятные и нужные. И среди них мы обязательно Узнаем быстро прилагательные! -Что же будет предметом нашего исследования? - По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место? - Итак, поэтапно, шаг за шагом исследуем имя прилагательное, вспомним, что знаем и сделаем еще новые открытия. - Поможет нам не сбиться с верного пути схема - таблица. - Определите, что знаете, что хотите узнать и поставьте перед собой учебные задачи. Вопрос | Начало урока | Конец урока | 1. Что такое имя прилагательное? | | | 2. С какой частью речи связаны? | | | 3. На какие вопросы отвечает? | | | 4. Почему имя прилагательное так названо? | | | 5. Что обозначают имена прилагательные? | | | 6. На какие группы по значению делятся имена прилагательные | | | 7. Для чего нужны в речи? | | | Знаю + Не знаю - Хочу узнать ! |
- Скажите, что знаете, что не знаете об имени прилагательном. Какие учебные задачи поставили. –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно! - Я думаю, в течение урока мы найдём ответы на эти вопросы. Для этого…
|
Предполагают. - Открытия делают ученые, исследователи, путешественники.
Принимают и осознают условия работы - В словаре. Ищут значение слова в словаре. - Человек, занимающийся научными исследованиями. Читают со слайда.
- 1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание. Слушают учителя. Формулируют тему урока.
- Имя прилагательное.
Принимают и осознают условия работы Работают со схемой-таблицей и ставят перед собой учебные задачи.
Перечисляют планируемые учебные задачи. |
Словарь Ожегова
Слайд 1
Таблица к уроку
Слайд 2, схема-таблица
|
V. Открытие новых знании. Построение проекта выхода из затруднения. Цель - построить проект алгоритма выхода из затруднения.
| - Проведем первое исследование. Наблюдаем и делаем выводы. Что такое имя прилагательное? - Прочитайте запись на ИД. Солнечный, денёк, весенняя, погода, лесные, жители, радостное, настроение, светит, греет, улыбается.. - Какое задание можно выполнить. Какие изученные группы слов можно выделить? Дайте общее название всем словам. Есть ли среди этих частей речи имена прилагательные?
- Сделайте вывод, что же такое имя прилагательное (На доске выстраивается схема из таблиц с выводами, постепенно заполняемая по ходу урока)
- Проведем второе исследование. В результате которого ответим на несколько вопросов. С какой часть речи связаны? На какие вопросы отвечают? Почему так названы? - Составьте и запишите словосочетания с именем прилагательным, ставя вопрос к нему. - Почему именно так вы соединили пары? Почему нельзя иначе составить словосочетания? - Сделайте вывод. (На доске выстраивается схема с выводами) | Читают вопрос на ИД
Исследуют запись на доске. Предлагают возможные задания. Называют изученные группы слов: имя существительное, глагол. Дают общее название группе – части речи. Выделяют часть речи – имя прилагательное. Делают вывод - имя прилагательное – это часть речи. Читают вопросы на ИД
Самостоятельно составляют и записывают словосочетания: Денек (какой?) солнечный, погода (какая?) весенняя, жители (какие?) лесные, настроение (какое?) радостное - Не будет смысла. - Имена прилагательные связаны с именем существительным. Отвечают на вопросы какой, какая , какое, какие? Они прилагаются, присоединяются к имени существительному.
| Слайд 3
Таблица к уроку
Слайд 4
Работа в тетради
Таблица к уроку |
| - Проведем третье исследование. Наблюдаем и делаем выводы. Что обозначают имена прилагательные? - Выполним устно задание 172 из учебника.
- Как вы угадали предмет? - Что общего имеют слова первой строчки? Что они называют?
- Какой вывод мы можем сделать? (На доске выстраивается схема с выводами) - Сделаем вывод.
- Проведем четвертое исследование. Наблюдаем и делаем выводы. Что такое признак предмета? На какие группы по значению делятся имена прилагательные - Игра «Угадай предмет» (слова появляются по одному) Маленький, зеленый, круглый, легкий, резиновый, (Мяч). - Почему вам потребовалось несколько прилагательных, чтоб угадать предмет? - На что указывают признаки? Сделаем вывод. - Признаков очень много вот лишь некоторые из них:.... (На доске выстраивается схема с выводами) -Оказывается, если точно указать разные признаки и описать предмет с помощью имени прилагательного, то можно узнать его, даже не видя. - Итак, мы составили алгоритм, которым вы будете пользоваться при изучении темы и оценивать свои умения. | Читают вопрос на ИД.
Читают и выполняют устно задание. - По описанию. - Данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.
- Имена прилагательные обозначают признак предмета? Читают вопрос на ИД.
Угадывают предмет.
- Описывают предмет разными признаками. - На размер, на цвет, на форму, на вес, на материал. - Признаки указывают на размер, цвет, форму, вес, материал и т. д.
| Слайд 5
Учебник
Таблица к уроку
Слайд 6
Таблица к уроку
|
Физкультминутка Релаксация | - Немного отдохнем. Если я назову прилагательные, обозначающие внешний вид, все топаем и поворачиваем голову налево и направо. А когда вы услышите прилагательные, обозначающие настроение, все весело хлопаем и киваем головой. Ушастые, радостные, симпатичные, кудрявые, грустные, высокие, стройные, серьезные, спокойные, глазастые, носастые, печальные. - Положите голову на парту. "Мы с вами в удивительной сказочной стране, в самое ее сердце - на Волшебной полянке . Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба - его только что испекли. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... И шелковая молодая трава, устилающая Волшебную Поляну, нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)..." А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все хорошее, что было с вами. И потихонечку открывайте глаза. |
|
VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: вовлечь учащихся в систему знаний и повторений.
| - К каким результатам вы пришли в результате исследования имени прилагательного?
- А теперь послушаем нашего друга и помощника профессора Ивана Ивановича Самоварова и сверим наши выводы с научными. Верны наши открытия? - Читаем «Узелки на память» в учебнике. - Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
| Рассказывают самостоятельно или с опорой по таблицам на доске. Слушают и приходят к выводу, что все открытия верны. Читают.
| Таблицы к уроку
Электронное приложение к учебнику Учебник
|
V. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект (новое знание). | - Как вы думаете, чем займемся теперь.
- Применяем на практике новые знания. Определяем признак и группируем прилагательные по значению, таким образом, пополняем свой словарный запас. Еще раз перечислите признаки.
1. Работа по учебнику – стр. 97 упр. 173 - На что указывает условный знак на полях учебника? - Перечислите правила работы в парах. - Какие признаки будем записывать? - Записываем только свои примеры.
- Проверим задание.
| - Потренируемся в применении нового знания.
Перечисляют: цвет, форма, размер и т. д. - Будем работать в парах.
Перечисляют признаки. Работают в парах. Классифицируют имена прилагательные по значению. Подбирают свои примеры и записывают имена прилагательные, группируя их по признакам, указанным в учебнике. Называют свои примеры, оценивают свою работу. |
Учебник
Работа в тетради |
V. Включение в систему знаний и повторений. Цель: организовать усвоение нового знания
| - Где вам может помочь новое полученное знание?
2. Игра «Найди свое место» (на магнитной доске конверты с названиями признаков: размер, форма, температура, материал, настроение; на столе учителя карточки с именами прилагательными)
- Проверим
3. Игра «Цепочка - гармошка» (на каждый ряд выдается карточка с названиями признаков имен прилагательных)
- Проверим.
| - При выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных, в игре. Подходят к столу учителя, берут карточку со словом, находят соответствующий конверт и кладут карточку в конверт. По желанию выходят к доске, берут любой конверт, достают из него карточки со словами, зачитывают. Все остальные показывают свое согласие или несогласие. Оценивают свою работу. Пишут имя прилагательное, сгибают листок и передают дальше. Выходит ученик, получивший последним карточку, зачитывает слова. Оценивают работу своего ряда
|
Конверты, карточки с именами прилагательными
Карточка для игры |
V. Интеллектуально - преобразовательная деятельность. Цель: – стимулировать творческое отношение к выполнению задания, - использовать приобретенные знания для выполнения варианта ситуативного задания; - составлять и писать поздравительный текст выступления, используя имена прилагательные; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - адекватно использовать речь для представления результата.
| - Мы сейчас прикоснемся сердцем к красоте и творчеству. 1. Творческая работа в группах. - Перечислите правила групповой работы -Попробуем себя в роли поэта. (Учитель читает стихотворение) Если б всё на свете было Одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, На зелёной спать перине Под зелёным одеялом? И зелёною водою На рассвете умываться? И зелёным – презелёным Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелёными долами зеленое солнце светит? - Что бы вы изменили в этом стихотворении? - На ваших столах лежат каточки с этим стихотворением, но слово “зелёный” пропущено. Ваша задача заменить это слово другими именами прилагательными. - Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным. Пусть же всё вокруг нас будет Удивительным и разным. 2. А сейчас вернемся к тому, чего мы не смогли сделать в начале урока. Составьте такой текст поздравительного выступления, чтобы он был праздничным и порадовал одноклассников. Для этого можно использовать слова для справок. «Ребята, примите ……………..поздравления с окончанием третьего класса! Мы успешно проделали этот …………….путь. Желаю ………………каникул, …………….погоды, …………….отдыха. Пусть летом будет много солнца, ……………….открытий, …………………..встреч. В путешествиях соберите ………………..впечатления, запаситесь ……………..здоровьем». Слова для выбора: крепкий, интересный, увлекательный, учебный, сердечный, добрый, душевный, хороший, ясный, безоблачный, солнечный, хмурый, пасмурный, приятный, трудный, лёгкий, долгий, тернистый, деревянный, трудовой, учебный, чудесный, радостный, счастливый, незабываемый, волшебный, красивый, глубокий, синий, мягкий, памятный, яркий. - Прочитайте получившийся текст.
|
Перечисляют
Слушают учителя
Отвечают. Работают в группах, затем зачитывают свои варианты стихотворения.
Работают в группах. Составляют текст.
Один представитель от группы зачитывает текст поздравления и прикрепляет лист к доске. |
Слайд 7
Карточка для творческой работы в группах
Слайд 8 Карточка с текстом - поздравлением |
Рефлексия учебной деятельности. Цель : • соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат учебной деятельности.
| - Зачем нам был нужен урок? -Вы сегодня научились проводить исследование, а где пригодится вам это умение? - Действительно, в жизни все новое будете постигать через исследование. -Удалось ли нам? - Что было предметом нашего исследования? -Обобщите все, что мы сегодня исследовали и открыли.
- Вернемся к таблице – схеме. Укажите, что теперь вы знаете об имени прилагательном на конец урока.
- На все поставленные вопросы мы нашли ответы? - Что помогло добиться хороших результатов? - Какое задание было самым интересным? -Кто доволен своей работой? За что вы можете себя похвалить? - Прочитайте на интерактивной доске фразы и укажите то, что вам больше всего подходит к окончанию урока. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! - Нашу работу хочется подытожить словами: Очень занимательное имя прилагательное, Трудно будет без него, если пропадет оно. Будем спорить, говорить, веселиться и шутить. Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное» , не скажем «безобразное», Не скажем маме милая, любимая, красивая. Отцу и брату и сестре, не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные. Чтобы всем отлично стало, разных признаков не мало. Будем всюду замечать и к месту в речи применять.
- Игра “Корректура”. Соедини слова парами.
- И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного.
| Отвечают на поставленные вопросы.
- Имя прилагательное. Один ученик рассказывает об имени прилагательном по схеме, выстроенной из таблиц на доске, остальные дополняют, если необходимо.
Заполняют индивидуальную карточку со схемой - таблицей. Отвечают на вопросы по карточке. Оценивают свою работу.
Читают фразы, подходят к ИД и ставят «человечка» у тех фраз, которые им больше подходят к окончанию урока.
Выходят к ИД, выполняют задание.
|
Таблицы к уроку
Схема - таблица
Слайд 9
Слайд 10 |