2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -На уроке мы будем много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. -Сделаем зарядку для губ и языка. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно 1.“Язык путешествует”. Оближи губы, потрогай зубы, достань до нёба, потянись язычком к носу, затем – к подбородку. 2.“Лягушка-квакушка”. Улыбнись. Тяни звук [и]. 3. – змеиный слышен свист - С-С-С – шуршит опавший лист - Ш-Ш-Ш – шмели в лесу жужжат - Ж-Ж-Ж – моторы тарахтят - Р-Р-Р - Как в дудочку дудят? ду-ду-ду -Вы подготовили свой речевой аппарат и мы можем работать дальше. -Посмотрите на ленту букв. -А теперь посмотрите на улицу гласных и скажите, какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков? - А какие буквы показатель мягкости согласных звуков? - Назовите хитрые буквы, которые живут на улице гласных? - А почему их называют хитрыми? - Когда они обозначают 2 звука? Теперь посмотрите на улицу согласных букв. Скажите, а какие буквы живут на первом этаже? Почему их называют глухими? А как называются буквы, которые живут на 2 этаже? Назовите буквы, которые всегда обозначают твердые согласные звуки? Назовите буквы,которые обозначают,мягкие согласные звуки. - А какая буква не оказалась, не на улице гласных не на улице согласных? Почему? - А все ли буквы мы заселили в домики? - Послушайте внимательно и отгадайте загадку: Пламя пышет жаром, Льется пот с лица, звонко бьет по стали молот ..кузнеца. (Слайд 1) - Кого называют кузнецом? -Как называется место где работает кузнец? (кузница) Произнесите слово кузнец. - Выделите последний звук в слове кузнец? Послушайте его. - Какой это звук? - Что бы вы хотели узнать про этот звук? -Могли бы вы сразу дать ответ на эти вопросы? Подумайте, чем будем заниматься на уроке? | Выполняют упражнения дляподготовки речевого аппарата. - Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминаю материал прошедших уроков. Отгадывают загадку. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о кузнице. [ц] | ЛУУД: смыслообразование: приобщение к здоровому образу жизни. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. информационные: поиск и выделение необходимой информации. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, высказыванию. |
4. Реализация построенного проекта | - Произнесите слово кузнец по слогам. Это слово очень сложное для звуко- слогового разбора, Обратите внимание на [з’]. Хоть и нет мягкого знака и гласных, которые смягчают, но [з’] в этом слове мягкий. - Сколько слогов в слове кузнец? -На какой слог падает ударение? -Назовите первый слог? -Назовите второй слог. -Произнесите его протяжно. Сколько звуков в этом слоге? -Произнесите последний звук протяжно. - Встречает ли воздух преграду? -Сделайте вывод - это какой звук? -Закройте ладонями уши и произнесите [ц] и скажите какой это звук глухой или звонкий? - Что мы еще не узнали о [ц]? -Скажите в слове кузнец [ц] твердый или мягкий?..\ -Попробуйте подобрать слова, в которых [ц] произносился бы мягко. - Смогли ли вы подобрать такие слова?. - Какой вывод можно сделать? -С каким звуком мы познакомились и что о нём узнали? | Дети отвечают на вопросы и составляют схему слова кузнец. Характеризуют звук [ц] – согласный [ц] – глухой [ц] – твердый Учащиеся делают вывод, что они узнали о [ц] | Познавательные УУД Знаково -символические: моделирование слова. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Найди звук» Я называю слова, а вы внимательно слушаете. Если вы услышали в слове [ц] то хлопаете в ладоши, если нет – топаете. -Всем понятно условие игры? Огурец, снег , железо, царь ручка, кольцо, машина, цыпленок, тетрадь, цыган - Какой звук мы искали в словах? -Расскажите, что вы запомнили о [ц]. Буква Ц - [ц] обозначается буквой Ц. Скажите, а что похожа буква Ц? (ответы детей?) Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. (Слайд 3)- Посмотрите на изображение на экране и назовите слова в которых есть буква Ц. - Скажите,а на ленте букв на какой улице будет жить буква Ц? А в домике какого цвета будет жить буква ц? Почему? А на каком этаже?(т.к. она обозначает глухой звук.) (открытие буквы на ленте ) -Посмотрим, правильно ли мы ответили. - Найдем букву ц в алфавите? Посмотрите внимательно на букву ц и запомните ее. - Мы познакомились со [ц]? Мы узнали какой буквой он обозначается? Какая задача теперь стоит перед нами? - Откройте азбуку на стр.51. -Прочитайте тему урока. -С помощью схем дайте характеристику новому звуку. - Прочитайте вслух столбик слогов. -Прочитаем столбик слогов по цепочке. - А теперь поработаем в парах. Распределите, кто будет читать первым, кто вторым и прочитайте друг другу. Кто выполнит работу, подайте сигнал. (Слайд 4)Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте слоги. - Что вы заметили? -Почему? Гимнастика для глаз. -Мы читали, наши глазки устали. Им нужно отдохнуть. Все встали. Соберите капельки для радуги. Поморгали глазками и сели -Научимся читать слова с новой буквой. -Прочитайте вслух столбики слов. Читаем первую пару слов? -Чем эти слова различаются? -Читаем вторую пару слов. Чем эти слова различаются. -Прочитайте слова, которые имеют значение один? -Прочитайте слова, которые имеют значение много. - Прочитайте слова, в которых 3 слога? Прочитайте слова, в которых один слог? Физкультминутка Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на иллюстрации? -Посмотрите внимательно и скажите, почему конь поднял одну ногу? -А чем кузнец может помощь коню?(сделать новую подкову и подковать коня). Чтение текста. Прочитайте вслух стихотворение. -Читаем стихотворение по цепочке. - О ком говориться в стихотворении? Почему жеребец захромал? Кто помог жеребцу? А как автор называет кузнеца? Найдите в тексте. Почему он его так называет? Физминутка . - Ребята, лошадка вам предлагает прокатиться. А куда? Узнаете, если правильно совершите путешествие глазами по полю букв.(Слайд 5) -Найдите букву Ц. А теперь два шага вправо (и), два шага вниз (р), один шаг влево (к). - Какое слово получилось? (Цирк.) - Кто из вас был в цирке? - Прочитайте пословицу на стр. 50 - Как вы понимаете эту пословицу? - Прочитайте задание к иллюстрации . Рассмотрите рисунок. - Что на нем изображено? - Составьте свой рассказ о цирке. - Как прыгают тигры? На чем катаются медведи? Что делают собачки в цирке? | Дети слушают слова и определяют наличие [ц]. Характеризуют звук (согласный,глухой,твердый) Ученики рассматривают букву Ц и отвечают на что похожа буква Ц. Учащиеся отвечают, что они узнали о букве ц. Ученик находит и показывает букву Ц в алфавите. - Читают слоги- слияния. Определяют,что [ц] не может быть мягким Чтение слов с буквой Ц. Характеристика звука учащимся. Учащиеся работают в парах. Обучающиеся читают текст и отвечают на вопросы. Рассказывают, что изображено на иллюстрации. Отвечают на вопросы учителя Цирк Обучающиеся составляют рассказ о цирке | ПУУД: информационные: поиск нужной информации из различных источников. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. РУУД: осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в громкоречевой форме. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. КУУД: работа в паре, предлагать помощь и сотрудничество. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация, подведение под понятие. ПУУД: поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа. ЛУУД: уважительное отношение к чужому высказыванию. РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. ПУУД: общеучебные: осуществлять смысловое чтение. ЛУУД: приобщение к здоровому образу жизни. ПУУД: общеучебные: осуществлять смысловое чтение. ПУУД: поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа. |