kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­-ек­, -­ик"­.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Предлагаемый урок русского языка «Буквы гласных в суффиксах имен существительных –ек, -ик» является одним из серии уроков,  входящих  в блок «Слова со значением «предмет»» в  раздел  «Имя существительное в языке  и речи» был проведен в 5б классе на методической неделе в школе.

     Урок разработан по технологии развития критического мышления с использованием технологической карты уроков в соответствии с ФГОС основного образования по УМК ОС «Школа 2100».

     Технологическая карта позволяет сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным. Кроме этого, карта позволяет строить материал системно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД. Такая форма обеспечивает согласованные действия учителя и учащихся, дает возможность применять эффективные приемы и формы, осуществлять контроль результатов деятельности.

     Для лучшего усвоения материала использованы методы и приемы технологии критического мышления «Инсерт», «Мозговой штурм», «РАФТ», «Верные и неверные утверждения»,  в том числе информационно-коммуникативные технологии, применяется интерактивная доска.

     Используемые формы и методы работы помогают развивать у школьников творческую самостоятельность, логические умения, воспитывают любовь к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­-ек­, -­ик"­. »



Технологическая карта урока



Черкасова Оксана Викторовна

учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1» г.Спас-Деменска

Класс: 5. Предмет: русский язык

Тема урока: Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2-х кн. Кн.1 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева; под науч.ред.акад.РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2012. (ОС «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). - …с.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6/4ЛР: видеть в словах орфограмму­букву е, и в суффиксах существительных, писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.





Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Время,

мин

I. Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Мотивация учащихся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Положительный настрой на урок


1

II. Стадия вызова.

Прием «Найди верное утверждение»

Учитель читает утверждения:

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3. Имена существительные изменяются только по родам.

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. Число – непостоянный признак имени существительного.

6. Имя существительное прогулка образовано суффиксальным способом.

7. Суффикс служит для образования новых слов.

8. Суффикс стоит перед корнем.

9. В слове прогулка суффикс –к (а). Приложение 1

Слушают утверждения, записывают ответы в тетрадях: рядом с верными утверждениями ставят «+», с неверными – «-».



Самопроверка ответов по ключам на интерактивной доске.


Вспоминают, что известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала.

Познавательные УУД

Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.




5

III. Стадия осмысления. Постановка проблемы.



Прием «ИНСЕРТ»

















































Прием «Мозговой штурм»


1.Работа с текстом

Формулирует задание:

перед вами лежит текст, прочитайте его, отметьте информацию знаками, а затем обсудите с соседом по парте.
























Организует диалог с обучающимися.


- Что узнали нового? Какие вопросы возникли при чтении текста?

- Какой возникает вопрос?


2. Решение проблемного вопроса.

Организует диалог с обучающимися.

- Наверное, многие из вас смотрели мультфильм «В стране невыученных уроков». Давайте мы с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной.

- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

- Определите тему нашего урока.

- Сформулируйте цель урока.

- Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-


3. Работа в группах.


I группа

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-.

Есть столик – нет столика

Есть бантик – нет бантика

Есть чайничек – нет чайничка

Есть горошек – нет горошка


II группа

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-.

Билетик

Ларчик

Мешочек

Кармашек

(нет) кармашка

(нет) мешочка

(нет) ларчика

(нет) билетика


III группа

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-.

Огурчик

Кораблик

Замочек

Листочек


Приложение 4

Организует диалог

- Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

- Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити. Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки?

4. Физкультминутка.

Читает стихотворение.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Физкультминутка

5. Открытие новых знаний.

1.Чтение текста правила в рамке.

- Проверим верность наших выводов и высказываний Вити, обратившись к учебнику.


2. Составление схемы.

- Составьте схему правила или его графическую модель.



- Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ­ек, ­ик у существительных» (коллективно)

Контролирует выполнение работы.






6. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.


Организует уточнение и углубление понимания правила учащимися.

1.Редактирование слов.

- Исправьте ошибки, доказав правильность своего утверждения, запишите слова правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, орешик, клубочик, столек.

Объясняет задание.


2. Работа на интерактивной доске. «Перетягивание».





3. Упр. 358 - развивается умение конструировать слова по заданной модели, графически обозначать изучаемую орфограмму, находить чередования (кусочек, чайничек, песочек).


Читают текст, делают пометки на полях.

«v» - уже знал

«+» - новое

«?» - не понял, есть вопросы

Текст.

1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2. Чтобы выделить в слове суффикс, надо:

а) выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова;

б) выделить в слове корень;

в) выделить в слове суффикс.

3. Суффиксы имен существительных могут быть нулевыми, т.е. не выраженными звуками.

4. Нулевые суффиксы встречаются у существительных, образованных от глаголов или имен прилагательных.

5. Есть суффиксы –ек- и –ик-: (домик, замочек).

6. Без ударения суффиксы –ек- и –ик- произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Приложение 2


Формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.







Смотрят фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» (отрывок). Приложение 3


Отвечают на вопросы.



Записывают тему урока.

Формулируют цель урока.






Обсуждают в группах.

Делают выводы.
































Досматривают фрагмент мультфильма. Приложение 3


Отвечают на вопросы





Под музыкальное сопровождение выполняют движения.












Читают текст правила в рамке учебника на стр. 17







Составляют схему.





Вырабатывают алгоритм. Сравнивают с образцом:

1) Измени слово по падежам (просклоняй).

2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

3) Если выпадает, пиши ­ек. Если сохраняется, пиши ­ик.


Проговаривают алгоритм.





Выполняют в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная

на интерактивной доске.


-ек

-ик



Василеч_к, двор_к, человеч_к, словар_к, шалаш_к, ореш_к, звоноч_к, сыноч_к, мяч_к, карандаш_к, куст_к, горош_к, подароч_к, лещ_к, камеш_к.


Распределяют по колонкам слова.

Приложение 5


Выполняется самостоятельно. Самопроверка по записям на доске. (Два ученика работают на оборотных сторонах доски.)


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

























Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.










































































Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (строить алгоритм, схему, свёртывать информацию до ключевых слов).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.













Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.













Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

4






































V. Открытие новых знаний.




IV. Рефлексия. Итог урока.






Прием «РАФТ».

Организует диалог с учащимися.


– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.


Предлагает оформить вывод, создав письменное высказывание в форме письма другу, в котором каждый сообщит, что узнал нового по теме, и задаст вопрос, на который не получил ответ или который оказался не совсем понятным на уроке.


Р – роль

А – аудитория

Ф – форма

Т - тема

Приложение 6

Побуждает к высказыванию своего мнения.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?



Называют ключевые слова.


Читают ключевые слова в учебнике. Сравнивают со словами учебника.

Задают вопросы.


Приложение 6

Пишут письма.


Зачитывают получившиеся письма.













Дают самооценку своей работы с опорой на алгоритм.





Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


V. Домашнее задание.

1. Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

2. Напишите сказку про суффиксы –ек- и –ик-.

Записывают задание, кто-то уточняет, прощаются учителем.




0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черкасова Оксана Викторовна

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "технологическая карта по русскому языку 5 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-russkomu-iazyku-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455559918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства