III. Стадия осмысления. Постановка проблемы. Прием «ИНСЕРТ» Прием «Мозговой штурм» | 1.Работа с текстом Формулирует задание: перед вами лежит текст, прочитайте его, отметьте информацию знаками, а затем обсудите с соседом по парте. Организует диалог с обучающимися. - Что узнали нового? Какие вопросы возникли при чтении текста? - Какой возникает вопрос? 2. Решение проблемного вопроса. Организует диалог с обучающимися. - Наверное, многие из вас смотрели мультфильм «В стране невыученных уроков». Давайте мы с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной. - Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? - Определите тему нашего урока. - Сформулируйте цель урока. - Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик- 3. Работа в группах. I группа Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-. Есть столик – нет столика Есть бантик – нет бантика Есть чайничек – нет чайничка Есть горошек – нет горошка II группа Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-. Билетик Ларчик Мешочек Кармашек | (нет) кармашка (нет) мешочка (нет) ларчика (нет) билетика | III группа Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс – ек-, а когда –ик-. Огурчик Кораблик Замочек Листочек | | Приложение 4 Организует диалог - Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. - Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити. Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки? 4. Физкультминутка. Читает стихотворение. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели, И их лучики погрели. Бабочки летали, Крылышками махали. Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, Нам пора букет собрать. Раз присели, два присели, В руках ландыши запели. Физкультминутка 5. Открытие новых знаний. 1.Чтение текста правила в рамке. - Проверим верность наших выводов и высказываний Вити, обратившись к учебнику. 2. Составление схемы. - Составьте схему правила или его графическую модель. - Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (коллективно) Контролирует выполнение работы. 6. Развитие учебноязыковых и орфографических умений. Организует уточнение и углубление понимания правила учащимися. 1.Редактирование слов. - Исправьте ошибки, доказав правильность своего утверждения, запишите слова правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, орешик, клубочик, столек. Объясняет задание. 2. Работа на интерактивной доске. «Перетягивание». 3. Упр. 358 - развивается умение конструировать слова по заданной модели, графически обозначать изучаемую орфограмму, находить чередования (кусочек, чайничек, песочек). | Читают текст, делают пометки на полях. «v» - уже знал «+» - новое «?» - не понял, есть вопросы Текст. 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. 2. Чтобы выделить в слове суффикс, надо: а) выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова; б) выделить в слове корень; в) выделить в слове суффикс. 3. Суффиксы имен существительных могут быть нулевыми, т.е. не выраженными звуками. 4. Нулевые суффиксы встречаются у существительных, образованных от глаголов или имен прилагательных. 5. Есть суффиксы –ек- и –ик-: (домик, замочек). 6. Без ударения суффиксы –ек- и –ик- произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Приложение 2 Формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике. Смотрят фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» (отрывок). Приложение 3 Отвечают на вопросы. Записывают тему урока. Формулируют цель урока. Обсуждают в группах. Делают выводы. Досматривают фрагмент мультфильма. Приложение 3 Отвечают на вопросы Под музыкальное сопровождение выполняют движения. Читают текст правила в рамке учебника на стр. 17 Составляют схему. Вырабатывают алгоритм. Сравнивают с образцом: 1) Измени слово по падежам (просклоняй). 2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе. 3) Если выпадает, пиши ек. Если сохраняется, пиши ик. Проговаривают алгоритм. Выполняют в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная на интерактивной доске. -ек | -ик | | | Василеч_к, двор_к, человеч_к, словар_к, шалаш_к, ореш_к, звоноч_к, сыноч_к, мяч_к, карандаш_к, куст_к, горош_к, подароч_к, лещ_к, камеш_к. | Распределяют по колонкам слова. Приложение 5 Выполняется самостоятельно. Самопроверка по записям на доске. (Два ученика работают на оборотных сторонах доски.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, преобразовывать информацию (строить алгоритм, схему, свёртывать информацию до ключевых слов). 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | 4 |