Организационно-поисковый | Сегодня мы отправляемся в чудесный мир природы. А о чем мы будем говорить на этом занятии, вы узнаете, отгадав загадку. Загадка И бесцветная она, И, как будто, не вкусна, Но её, пока живём, С удовольствием мы пьём. (Вода) Сегодня мы будем говорить о воде и о бережном отношении к ней. Показ глобуса. Кто мне скажет, что это такое? Да, это маленький макет нашей земли. Скажите, пожалуйста, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого) Правильно ребята, большую часть нашей планеты занимают океаны, моря, озёра и реки. Давайте скажем слова «вода», «река» на кзахском языке Воды на нашей планете много, но вся ли она пригодна для питья? Конечно, нет. В морях и океанах вода, соленная ее нельзя пить. Поэтому мы должны, бережно относиться к воде. В пресной и в солёной воде живут рыбы и животные, растут растения. Но случается, ребята, иногда и вот так. Хотите узнать как? Рассказ о речке Прозрачной Текла по равнине речка с чистой пречистой водой. И называлась она Прозрачная. Летом дети купались, рыбу ловили. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы заводу надо много воды, вот и проложили от завода к речке две трубы. Проводится опыт . Ребята у вас на столах стоит сок с трубочками. Попробуйте попить сок через трубочку. Вот так по одной вода на завод вливается, по другой обратно в речку выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается грязная отработанная. И стала речка в этом месте, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака. Ниже по течению построили еще один завод- завод резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка, словно от досады, чернее сходящих с конвейера черных резиновых сапог. Ещё дальше вырос на берегу третий завод- тканей, от чего речка сделалась пестрой- пестрее самого пестрого ситца. Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной, даже разноцветной. Люди сердятся не умыться, не искупаться. А о рыбаках и говорить не приходится. И приключилась с ними вот такая история. Инсценировка сказки Жили-были старик со старухой на берегу речки Прозрачной. И вот однажды забросил дед невод и вытащил его не только с травою речною, но и с ржавыми банками и битыми бутылками. Закинул он невод во второй раз и выловил рваный башмак, пластиковые пакеты и прочий мусор. Ну а в третий раз, как и полагается, попалась старику золотая рыбка. И известное дело заговорила рыбка человеческим голосом. Ну, вот чудо: не стала золотая рыбка просить старика: мол, отпусти меня, старче, в речку. А наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче в речку, лучше отнеси меня домой и отпусти меня в аквариум с чистою, прозрачную водою. Отслужу тебе верой и правдой любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», разноцветной, а хочу остаться рыбкой золотою. - Грустная сказка, правда. Но люди любят наш общий дом, со всеми живущими на земле, и стараются сделать так, чтобы таких грустных историй было как можно меньше. Вот об этом я вам расскажу чуть позже, а теперь давайте отдохнем. Физминутка. «Рыбки» Рыбки весело плескались. В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке. Приседаем столько раз. Сколько рыбок здесь у нас. Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитарный врач тех мест. На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы, говорит, это очень хорошо, но и про людей, и окружающую их природу тоже нельзя забывать. Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями? Как это так людям в речке не искупаться, не умыться, ни рыбу наловить? И приказал срочно на всех заводах построить «водоочистители». Пусть испачканная в цехах вода там же чистится и отмывается. Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно- черно- зеленые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С этой поры речка Разноцветная, вновь стала речкой прозрачной, чистой: можешь купаться, и рыбу наловить и ухи наварить. Ребята, а как называется наша речка? Чистая в ней вода? Когда то в нашей воде было много рыбы, раков. А сейчас раки пропали, потому что они живут только в чистой воде. Минута поэзии: Смотрю на глобус-шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки -Ты береги нас, береги! В тревоги рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: -Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя берега. И слышу голос я реки: - Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: -Будь человеком, человек, В тебя мы верим- не солги, -Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус- шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Сберегу, Я сберегу вас, сберегу! | Отгадывают загадку Рассматривают глобус и отвечают на вопрос. Слушают, запоминают Называют слова на казахском языке Внимательно слушают, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение Слушают Один ребёнок рисует трубы Пьют сок через трубочку Приклеивают на плакат рисунки заводов Внимательно слушают Инсценируют сказку Внимательно слушают Выполняют движения Отвечают на вопросы Читают стихи |