Технологическая карта для мини-центра
Образовательные области: Познание 
Раздел: Основы экологии 
Тема: «Деревья и кустарники» 
Цель: учить различать деревья и кустарники, разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему, выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много), схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений. 
Оборудование: картины «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 4, карандаш. 
Словарная работа: названия деревьев кустарников (сосна, клен, шиповник, сирень), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья). 
Этапы 
деятельности Действия воспитателя Действия детей 
Мотивационно- 
побудительный
 Предлагает детям встать в круг вместе с ней и поприветствовать друг друга. 
«Сердце я свое открою, 
Счастьем поделюсь с тобою! 
Все сердечные слова, 
Говорю я для тебя!» 
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный. 
–Что случилось, Буратино? 
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет). 
–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарникам. 
Выполняют движение в соответствии с текстом. 
Дети садятся вокруг ковра. 
Дети соглашаются помочь Буратино. 
Организационно-поисковый 
Воспитатель садится на стул. 
Предлагает: 
–Вот, посмотрите, перед вами 2 картины (картины висят на доске). 
Говорит: 
- На этих картинах изображены растения – дерево и кустарник. 
- Посмотрите, ребята, на этой картине есть корень, один ствол и листья. 
Спрашивает: 
- Как вы думаете, какое это растение? 
–Правильно! 
- А это у нас какое растение? 
- Как вы догадались? 
–По этим картинам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общее, 
- Чем же похожи деревья и кустарники? 
- Женя, что есть у дерева и у кустарника? 
- А еще, что есть у дерева и кустарника, Коля? 
- Значит, у деревьев и кустарников есть корни и листья. 
– Ребята, а как вы думаете, чем же отличаются деревья и кустарники? 
- Сколько стволов у дерева? 
- Маша, а у кустарника есть ствол? 
- Сколько стволов у кустарника? 
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. 
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть. 
3. Физкультминутка. 
Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, два – нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 
А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники. 
–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. 
Он стоит высокий стройный. 
Лист на нем резной, узорный, 
Ветками качает он. 
Кто скажите это?.. 
Клен – это дерево или кустарник? 
Почему вы так думаете? 
Под какую картину, мы поместим картинку с изображением клена? 
На листочках там и тут 
Фиолетовый салют. 
Это в теплый майский день 
Распускается 
Сирень – Это дерево или кустарник? 
Почему? 
У меня иголки 
Длиннее, чем у елки. 
Очень прямо я расту 
В высоту. 
Если я не на опушке, 
Ветки только на макушке. (Сосна) 
Я на розу так похож, 
Разве, что не так хорош. 
Но зато мои плоды 
Всем пригодны для еды. (Шиповник) 
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где кустарник. А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. 
Раздает детям лист бумаги формата А4 и карандаш. 
Говорит: 
- Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и кустарник, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня. 
Посмотрите, как это сделаю я. 
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника) 
Дети сидят вокруг на ковре. 
Это растение дерево. 
Это растение кустарник. 
Потому, что у кустарника стволов много. 
У деревьев и кустарников есть корни. 
Листья. 
У дерева есть один ствол. 
Да. 
У кустарника стволов много. 
Дети выполняют движения за воспитателем. 
Клен. 
Дерево. 
Потому, что у клена один ствол. 
Под картину «дерево». 
Сирень. 
Кустарник. 
Потому что у сирени много тонких стволов 
Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под картину дерева или кустарника. 
Дети рисуют изображение дерева и кустарника. 
Рефлексивно – корригирующий 
Подведение итогов. 
- Кто к нам сегодня приходил в гости? 
- Какой он к нам пришел? 
- Мы помогли ему сегодня узнать, что такое дерево и что такое кустарник? Чем они отличаются и чем они похожи? 
Говорит: Молодцы дети! 
Раздает счатьеграммки. В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник. 
Ответ: «Буратино» 
Ответ: «Грустный» 
Ответ: Да. 
Дети радуются. 
Ожидаемый результат: 
Знать: чем отличаются деревья от кустарников (у дерева один ствол, а у кустарника много), названия деревьев, кустарников, частей объекта. 
Иметь: представление об общих существенных признаках деревьев и кустарников (корень, лист) 
Уметь: схематично изображать дерево, куст.
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
        
	
    
                                    
                                    
                                    
                                    