Технологическая карта для мини-центра
Образовательные области: Познание
Раздел: Основы экологии
Тема: «Деревья и кустарники»
Цель: учить различать деревья и кустарники, разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему, выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много), схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.
Оборудование: картины «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 4, карандаш.
Словарная работа: названия деревьев кустарников (сосна, клен, шиповник, сирень), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья).
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный
Предлагает детям встать в круг вместе с ней и поприветствовать друг друга.
«Сердце я свое открою,
Счастьем поделюсь с тобою!
Все сердечные слова,
Говорю я для тебя!»
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
–Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет).
–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарникам.
Выполняют движение в соответствии с текстом.
Дети садятся вокруг ковра.
Дети соглашаются помочь Буратино.
Организационно-поисковый
Воспитатель садится на стул.
Предлагает:
–Вот, посмотрите, перед вами 2 картины (картины висят на доске).
Говорит:
- На этих картинах изображены растения – дерево и кустарник.
- Посмотрите, ребята, на этой картине есть корень, один ствол и листья.
Спрашивает:
- Как вы думаете, какое это растение?
–Правильно!
- А это у нас какое растение?
- Как вы догадались?
–По этим картинам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общее,
- Чем же похожи деревья и кустарники?
- Женя, что есть у дерева и у кустарника?
- А еще, что есть у дерева и кустарника, Коля?
- Значит, у деревьев и кустарников есть корни и листья.
– Ребята, а как вы думаете, чем же отличаются деревья и кустарники?
- Сколько стволов у дерева?
- Маша, а у кустарника есть ствол?
- Сколько стволов у кустарника?
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники.
–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
Под какую картину, мы поместим картинку с изображением клена?
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где кустарник. А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки.
Раздает детям лист бумаги формата А4 и карандаш.
Говорит:
- Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и кустарник, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника)
Дети сидят вокруг на ковре.
Это растение дерево.
Это растение кустарник.
Потому, что у кустарника стволов много.
У деревьев и кустарников есть корни.
Листья.
У дерева есть один ствол.
Да.
У кустарника стволов много.
Дети выполняют движения за воспитателем.
Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.
Под картину «дерево».
Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов
Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под картину дерева или кустарника.
Дети рисуют изображение дерева и кустарника.
Рефлексивно – корригирующий
Подведение итогов.
- Кто к нам сегодня приходил в гости?
- Какой он к нам пришел?
- Мы помогли ему сегодня узнать, что такое дерево и что такое кустарник? Чем они отличаются и чем они похожи?
Говорит: Молодцы дети!
Раздает счатьеграммки. В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.
Ответ: «Буратино»
Ответ: «Грустный»
Ответ: Да.
Дети радуются.
Ожидаемый результат:
Знать: чем отличаются деревья от кустарников (у дерева один ствол, а у кустарника много), названия деревьев, кустарников, частей объекта.
Иметь: представление об общих существенных признаках деревьев и кустарников (корень, лист)
Уметь: схематично изображать дерево, куст.