3. 4. | Актуализация знаний. Цель: актуализировать опыт учащихся по теме «Имя существительное» Постановка цели и задач урока. Цель: выявить место затруднения, зафиксировать причину затруднения. | - Что вы можете сказать о данных именах существительных? 1 вариант: | окно | соловьи | Москва | Кто? | | + | | Что? | + | | + | Собственное | | | + | Нарицательное | + | + | | Одушевленное | | + | | Неодушевленное | + | | + | Ед.ч. | + | | + | Мн.ч. | | + | | М.р. | | + | | Ж.р. | | | + | Ср.р. | + | | | 2 вариант: | лягушки | Петя | зерно | Кто? | + | + | | Что? | | | + | Собственное | | + | | Нарицательное | + | | + | Одушевленное | + | + | | Неодушевленное | | | + | Ед.ч. | | + | + | Мн.ч. | + | | | М.р. | | + | | Ж.р. | + | | | Ср.р. | | | + | - Проверьте себя с помощью опорной карточки. - Кто полностью справился с заданием? - У кого были ошибки? - Какие грамматические признаки имен существительных тебе надо повторить? (учитель обращается с этим вопросом к ученикам, допустившим ошибки) - Прочитайте слова. Найдите основание для группировки. - У нас три волшебных чемоданчика. Распределите имена существительные по родам. Слова: животное, аллея, зверь, работа, медведь, встреча, метро, конь, тетрадь, кофе, сердце, яблоко. - Обменяйтесь работами, проверьте. Работу у доски проверяет Варя. - Какие вопросы у вас возникли? - Ребята, кто может ответить на вопрос Сережи? - Молодцы, вы справились с первыми заданиями, нашли и исправили ошибки. 1)Создание проблемной ситуации. - Думаю, что и следующее задание вам будет по плечам. Запишите в тетрадь слова, данные в транскрипции. Слайд 2. - Проверьте себя. Слайд 3. - Что вызвало затруднения? - Назовите звуки, которыми заканчиваются слова. - Что мы знаем об этих звуках? 2)Постановка учебной задачи. - Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ на уроке. 3)Поиск решения. - Объединитесь в группы. Обсудите, как бы вы ответили на главный вопрос урока. - Представьте, пожалуйста, результат вашей совместной работы. - Спасибо. Давайте, проверим ваши предположения. - Назовите последний звук в слове «мышь» и дайте его характеристику. - А в слове «плащ»? - Подтвердилась ли ваша версия? - Распределите слова в две группы по родам. плащ мяч нож товарищ | дочь вещь мышь | - Подтвердилась ли ваша версия? 4) Выражение решения. - Давайте, с помощью учебника узнаем, кто был прав. Откройте страницу 31. Прочитайте правило. - Сделайте вывод. - Какова роль мягкого знака в этих словах? - Запомните, мягкий знак на конце имен существительных после шипящих – это орфограмма. | Работа с таблицей (по вариантам). Вносят знак + в соответствующие графы таблицы. Поднимают сигнал зеленого цвета. Поднимают сигнал красного цвета. - Имена собственные и нарицательные. - Можно разделить на две группы: одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Можно разделить слова на три группы: по родам. Один ученик раскладывает слова в три чемоданчика. Остальные работают в тетрадях. м.р. зверь медведь конь кофе | ж.р. аллея работа встреча тетрадь | ср.р. животное метро сердце яблоко | Ученики проверяют работы. В случае несогласия или сомнения ставят - ? - У меня существительное кофе мужского рода, а у Егора – среднего. Кто прав? - Слово кофе мужского рода. Записывают слова в тетрадь. Подняты сигнальные карточки красного цвета у большинства детей. -Почему в некоторых словах надо на конце слова надо писать мягкий знак? - [щ´] [ч´] [ш] - Звуки [щ´] [ч´] [ш] [ж] – шипящие. (Дети формулируют тему урока и его задачу) - Почему на конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак? Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез. (обсуждают в группе, подают сигнал о готовности) - Мы думаем, что мягкий знак – показатель мягкости. - А мы считаем, что у существительных женского рода на конце пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода – нет. - Звук [ш]. Согласный, глухой парный, твердый непарный. - Звук [щ´]. Согласный, глухой непарный, мягкий непарный. - Нет, не подтвердилась. (записывают слова в две группы) - Да. У имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода – нет. (работа с информацией учебника) - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. - Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение; Работа с информацией, представленной в таблице Регулятивные: самопроверка Личностные: постановка учебной задачи для индивидуального повторения Познавательные: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: выражение своих мыслей достаточно полно и точно, учет различных мнений. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Познавательные: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению Регулятивные: поиск нужной информации, анализ, выделение главного, целеполагание Познавательные: сравнение, обобщение, подведение под понятие, выделение основной и второстепенной информации. | 6 мин. 6 мин. |
8. | Первичное закрепление. Цель: обеспечение закрепления в памяти учащихся новых знаний. | Выполнение разноуровневых заданий. - На столе у вас лежат карточки. Прочитайте задания. Выполните в тетради. Уровень 1. Измените слова по образцу, вставляя, где нужно мягкий знак. калачи – калач (м.р.) ночи – печи – грачи – камыши – вещи – скрипачи - | Уровень 2. Уровень 3. Запишите текст, чтобы имена существительные стояли в единственном числе. На берегу реки я и мои товарищи поставили шалаши. Ночи были звёздные. Утром лучи солнца осветили поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши, щуки, лещи. | - Оцените результаты своей работы с помощью контрольных карточек. Исправьте ошибки. | Самостоятельная работа учащихся. На доске памятка: Предлагается выполнение карточек на выбор. Уровень сложности выбирают учащиеся. Проверка по картам самоконтроля. Уровень 1. калачи – калач (м.р.) ночи – ночь (ж.р.) печи – печь (ж.р.) грачи – грач (м.р.) камыши – камыш (м.р.) вещи – вещь (ж.р.) скрипачи – скрипач (м.р.) Уровень 2. Вещи – вещь (ж.р.), ландыши – ландыш (м.р.), силачи – силач (м.р.), мячи – мяч (м.р.), плащи – плащ (м.р.), печи – печь (ж.р.), ножи – нож (м.р.), ключи – ключ (м.р.), лещи – лещ (м.р.), ерши – ёрш (м.р.), камыши – камыш (м.р.), чижи – чиж (м.р.), сычи – сыч (м.р.), грачи - грач (м.р.), стрижи – стриж (м.р.), гаражи – гараж (м.р.), малыши – малыш (м.р.). Уровень 3. На берегу реки я и мой товарищ поставили шалаш. Ночь была звёздная. Утром луч солнца осветил поляну. Мы закинули удочки. Попался ёрш, щука, лещ. (в случае досрочного выполнения задания выполняют работу с использованием ЭОР) | Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль и коррекция выполняемого задания, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | 13 мин. |
10. | Рефлексия. Цель: подвести итоги работы на уроке, дать качественную оценку работы класса, отдельных учащихся | - На какой вопрос мы искали ответ на уроке? - Как бы вы ответили на этот вопрос? Слайд 9. - Добились ли мы поставленной цели? - Хочу отметить вашу работу в парах. - Вы тщательно проводили самопроверку и были внимательны к своим одноклассникам. - На «лесенке успеха» отметьте уровень, который вы сегодня достигли. - Пора открыть новый лист календаря акции «Этот день в истории». 30 января 1790 года в Англии впервые в мире испробовали на море спасательную шлюпку. 30 января празднуют День Деда Мороза и Снегурки. 30 января 1900 года родился русский композитор Исаак Дунаевский. На этой перемене будут звучать песни, музыку к которым он написал. (звучит песня из к\ф "Дети капитана Гранта" – «Веселый ветер») | - Почему на конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак? - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. - Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода - Да, мы познакомились с новой орфограммой. Работают с «лесенкой успеха» | Коммуникативные: адекватно оценивать свои знания, формулировать свое мнение. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов действий. Личностные: понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. | 3мин. |