kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена технологическая карта урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»»

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:




«Мягкий знак (ь) на конце имён существительных

после шипящих»






Разработала: Бежкинева Инга Валерьевна

учитель начальных классов

                        













Г.Кингисепп

2018 г.

Конспект урока русского языка в 3 классе

«Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

ФИО (полностью) Бежкинева Инга Валерьевна

Место работы МБОУ «КСОШ № 5»

Должность учитель начальных классов

Предмет русский язык

Класс 3


Тема урока Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Урок в разделе 12

Источники, используемые при подготовке к уроку:

«Школа России». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Часть 2. М.:Просвещение,2013; В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Часть 2. М.:Просвещение,2016; рабочая программа по русскому языку; методические рекомендации, пособие для учителя; памятка с алгоритмом.

ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5597-0a01-00ee-01e8-1ab3570f7941/%5BRUS5_004%5D_%5BQS_135%5D.html

Цель урока: Создать условия для формирования навыка правописания имен существительных с шипящими на конце слова.

Задачи:

Предметные:

  1. Познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака (ь) после букв, обозначающих шипящие согласные, на конце имен существительных».

  2. Выработать алгоритм правописания имен существительных с шипящими на конце.

  3. Развивать речь учащихся.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению темы;

  • понимать причины успеха\неуспеха своей учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формулировать познавательную цель;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Регулятивные:

  • фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;

  • планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебное действие с известным правилом;

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;

  • выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания;

  • оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению;

  • адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы;


Коррекционная задача: организация индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Методы: проблемно - диалогический метод, наглядный метод, работа в парах.


Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.


Необходимое техническое оборудование: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, модели правил.





13. Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

время

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный этап.

Цель: включение в учебную деятельность.

- Доброе утро, ребята! Настроимся на совместную работу.


Слайд 1.


Самоопределение к деятельности.


(две последние строчки стихотворения повторяют вместе с учителем)


Личностные: самоопределение. Регулятивные: проверка готовности к работе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

1 мин.

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: сделать лично значимым результат работы на уроке.

- Продолжаем акцию «Этот день в истории». Открыть страничку календаря вы сможете в конце урока, если выполните все задания.

Мотивация «нового знания» из истории

Личностные:

работа каждого ученика является частью совместной работы класса

1 мин.

3.
































































4.


Актуализация знаний.

Цель: актуализировать опыт учащихся по теме «Имя существительное»


























































Постановка цели и задач урока.


Цель: выявить место затруднения, зафиксировать причину затруднения.

    1. «Аукцион знаний»

- Что вы можете сказать о данных именах существительных?

1 вариант:


окно

соловьи

Москва

Кто?


+


Что?

+


+

Собственное



+

Нарицательное

+

+


Одушевленное


+


Неодушевленное

+


+

Ед.ч.

+


+

Мн.ч.


+


М.р.


+


Ж.р.



+

Ср.р.

+




2 вариант:


лягушки

Петя

зерно

Кто?

+

+


Что?



+

Собственное


+


Нарицательное

+


+

Одушевленное

+

+


Неодушевленное



+

Ед.ч.


+

+

Мн.ч.

+



М.р.


+


Ж.р.

+



Ср.р.



+


- Проверьте себя с помощью опорной карточки.

- Кто полностью справился с заданием?

- У кого были ошибки?


- Какие грамматические признаки имен существительных тебе надо повторить?

(учитель обращается с этим вопросом к ученикам, допустившим ошибки)

    1. Игра «Чемоданчики».

- Прочитайте слова. Найдите основание для группировки.





- У нас три волшебных чемоданчика. Распределите имена существительные по родам.

Слова: животное, аллея, зверь, работа, медведь, встреча, метро, конь, тетрадь, кофе, сердце, яблоко.

- Обменяйтесь работами, проверьте. Работу у доски проверяет Варя.






- Какие вопросы у вас возникли?



- Ребята, кто может ответить на вопрос Сережи?


- Молодцы, вы справились с первыми заданиями, нашли и исправили ошибки.



1)Создание проблемной ситуации.

- Думаю, что и следующее задание вам будет по плечам. Запишите в тетрадь слова, данные в транскрипции.

Слайд 2.

- Проверьте себя.

Слайд 3.


- Что вызвало затруднения?



- Назовите звуки, которыми заканчиваются слова.

- Что мы знаем об этих звуках?



2)Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ на уроке.




3)Поиск решения.

- Объединитесь в группы. Обсудите, как бы вы ответили на главный вопрос урока.

- Представьте, пожалуйста, результат вашей совместной работы.








- Спасибо. Давайте, проверим ваши предположения.

- Назовите последний звук в слове «мышь» и дайте его характеристику.

- А в слове «плащ»?

- Подтвердилась ли ваша версия?



- Распределите слова в две группы по родам.

плащ

мяч

нож

товарищ

дочь

вещь

мышь


- Подтвердилась ли ваша версия?






4) Выражение решения.

- Давайте, с помощью учебника узнаем, кто был прав. Откройте страницу 31. Прочитайте правило.

- Сделайте вывод.

- Какова роль мягкого знака в этих словах?


- Запомните, мягкий знак на конце имен существительных после шипящих – это орфограмма.

Работа с таблицей (по вариантам). Вносят знак + в соответствующие графы таблицы.





























Поднимают сигнал зеленого цвета.

Поднимают сигнал красного цвета.

- Имена собственные и нарицательные.



- Можно разделить на две группы: одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Можно разделить слова на три группы: по родам.


Один ученик раскладывает слова в три чемоданчика.

Остальные работают в тетрадях.

м.р.

зверь

медведь

конь

кофе

ж.р.

аллея

работа

встреча

тетрадь

ср.р.

животное

метро

сердце

яблоко


Ученики проверяют работы. В случае несогласия или сомнения ставят - ?

- У меня существительное кофе мужского рода, а у Егора – среднего. Кто прав?

- Слово кофе мужского рода.







Записывают слова в тетрадь.



















Подняты сигнальные карточки красного цвета у большинства детей.















-Почему в некоторых словах надо на конце слова надо писать мягкий знак?

- [щ´] [ч´] [ш]


- Звуки [щ´] [ч´] [ш] [ж] – шипящие.


(Дети формулируют тему урока и его задачу)

- Почему на конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез.

(обсуждают в группе, подают сигнал о готовности)

- Мы думаем, что мягкий знак – показатель мягкости.

- А мы считаем, что у существительных женского рода на конце пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода – нет.



- Звук [ш]. Согласный, глухой парный, твердый непарный.

- Звук [щ´]. Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Нет, не подтвердилась.


(записывают слова в две группы)







- Да. У имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода – нет.


(работа с информацией учебника)

- На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.






- Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.





Познавательные: анализ, сравнение, обобщение;

Работа с информацией, представленной в таблице






























Регулятивные:

самопроверка

Личностные:

постановка учебной задачи для индивидуального повторения


Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей достаточно полно и точно, учет различных мнений.

















Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии










Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению





Регулятивные: поиск нужной информации, анализ, выделение главного, целеполагание










































Познавательные:

сравнение, обобщение, подведение под понятие, выделение основной и второстепенной информации.






6 мин.
































































6 мин.













5.
























Первичное усвоение новых знаний.
Цель: формирование навыка безошибочного письма слов на новую орфограмму.

- Откройте тетрадь на печатной основе на странице 26. Прочитайте задание к упр.53.

- У кого есть вопросы? Выполняйте.




- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Какие слова вызвали затруднение?

- Как вышли из трудной ситуации?

Самостоятельное выполнение задания. Работа в парах по взаимопроверке. (в случае расхождения мнений ставят знак ?, обращаются за помощью к учителю)











Показывают сигналы.


- Нам было трудно определить род слова «роскошь».

- Мы смотрели значение слова по «Толковому словарю». Слово «роскошь» женского рода.







Познавательные:

Применение новых знаний на практике.

Регулятивные: взаимоконтроль и коррекция

Личностные:

понимать причины успеха\неуспеха своей учебной деятельности.

5 мин.

6.

Физминутка.

Цель: реализация двигательной активности.

- Пришло время отдохнуть.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\текущая работа\Супер физкультминутка.exe

Выполняют упражнения.


2 мин.

7.

Первичная проверка понимания изученного.

Цель: усвоение нового знания.

- Проверьте себя. Выполните небольшой тест.

Слайды 4 - 7.



Слайд 8.




- У кого не было ошибок? 1 ошибка, 2?

- Молодцы!


Выполняют тест, проводят самопроверку.


1

б

2

а

3

б

4

в

5

а, б, д











































Показывают сигнальные карточки.

Познавательные:

применение знаний в новой ситуации

Регулятивные: самоконтроль

5 мин.

8.

Первичное закрепление.

Цель: обеспечение закрепления в памяти учащихся новых знаний.

Выполнение разноуровневых заданий.

- На столе у вас лежат карточки. Прочитайте задания. Выполните в тетради.

Уровень 1.

Измените слова по образцу, вставляя, где нужно мягкий знак.


калачи – калач (м.р.)

ночи –

печи –

грачи –

камыши –

вещи –

скрипачи -


Уровень 2.


Уровень 3.

Запишите текст, чтобы имена существительные стояли в единственном числе.


На берегу реки я и мои товарищи поставили шалаши. Ночи были звёздные. Утром лучи солнца осветили поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши, щуки, лещи.








- Оцените результаты своей работы с помощью контрольных карточек. Исправьте ошибки.

Самостоятельная работа учащихся.

На доске памятка:




Предлагается выполнение карточек на выбор. Уровень сложности выбирают учащиеся.

Проверка по картам самоконтроля.


Уровень 1.

калачи – калач (м.р.)

ночи – ночь (ж.р.)

печи – печь (ж.р.)

грачи – грач (м.р.)

камыши – камыш (м.р.)

вещи – вещь (ж.р.)

скрипачи – скрипач (м.р.)


Уровень 2.

Вещи – вещь (ж.р.), ландыши – ландыш (м.р.), силачи – силач (м.р.), мячи – мяч (м.р.), плащи – плащ (м.р.), печи – печь (ж.р.), ножи – нож (м.р.), ключи – ключ (м.р.), лещи – лещ (м.р.), ерши – ёрш (м.р.), камыши – камыш (м.р.), чижи – чиж (м.р.), сычи – сыч (м.р.), грачи - грач (м.р.), стрижи – стриж (м.р.), гаражи – гараж (м.р.), малыши – малыш (м.р.).


Уровень 3.

На берегу реки я и мой товарищ поставили шалаш. Ночь была звёздная. Утром луч солнца осветил поляну. Мы закинули удочки. Попался ёрш, щука, лещ.

(в случае досрочного выполнения задания выполняют работу с использованием ЭОР)


Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.


Регулятивные: контроль и коррекция выполняемого задания, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.





















13 мин.
































9.

Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Дома вы будете выполнять упр.56 на странице 33. Прочитайте задание. Что вы будете делать?


- Задания на выбор:

1. Разгадать кроссворды.

2. Подобрать загадки со словами- отгадками на новую орфограмму.



- Надо списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.






Личностные: принятие дополнительного задания.

2 мин.

10.

Рефлексия.

Цель: подвести итоги работы на уроке, дать качественную оценку работы класса, отдельных учащихся

- На какой вопрос мы искали ответ на уроке?




- Как бы вы ответили на этот вопрос?

Слайд 9.


- Добились ли мы поставленной цели?

- Хочу отметить вашу работу в парах.

- Вы тщательно проводили самопроверку и были внимательны к своим одноклассникам.

- На «лесенке успеха» отметьте уровень, который вы сегодня достигли.

- Пора открыть новый лист календаря акции «Этот день в истории».

30 января 1790 года в Англии впервые в мире испробовали на море спасательную шлюпку.

30 января празднуют День Деда Мороза и Снегурки.

30 января 1900 года родился русский композитор Исаак Дунаевский. На этой перемене будут звучать песни, музыку к которым он написал. (звучит песня из к\ф "Дети капитана Гранта" – «Веселый ветер») 

- Почему на конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

- На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

- Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода

- Да, мы познакомились с новой орфограммой.











Работают с «лесенкой успеха»







Коммуникативные: адекватно оценивать свои знания, формулировать свое мнение.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов действий.

Личностные: понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.


Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

3мин.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бежкинева Инга Валерьевна

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Мягкий знак  на конце существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "196141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427999282"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-konkurs-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416423052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства