1. САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) -Какое сегодня число и месяц? Комментированная запись числа. -Что записываем после даты? – Напишите «Классная работа». 1. Словарная работа. - Ребята, мы делится на две команды по вариантам. Первый вариант запишет только склоняемые имена существительные, второй вариант - несклоняемые имена существительные. - Что значит «склоняемые» и «несклоняемые» имена существительные? По окончании записи учитель открывает на доске два столбика слов и предлагает проверить свою работу. -Кто доволен своей работой? Поднимите руки. - Кто допустил ошибки? Попробуйте их объяснить. кабинет пальто облако метро памятник радио копыто шоссе газета пианино
2. Повторение изученного о ь.
- А теперь, ребята, поработайте в парах. Объединитесь с соседом по парте и проанализируйте слова, которые появятся на следующем слайде. – Прочитайте столбики слов. Определите какова роль мягкого знака в этих словах? профиль ателье беречь пальмовый серьёзный стеречь брать судья испечь - И так, сколько «ролей» мягкого знака вы насчитали? Показателем чего является мягкий знак в этих словах? |
Дети отвечают на вопросы учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя и делают записи в тетрадях.
- Склоняемые имена существительные – это существительные, которые изменяются по падежам и числам. - Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам и числам.
- Три роли: мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола – выполняет грамматическую функцию. | Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ 3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | 1. – А теперь откройте учебник на странице 4, прочитайте название 8-го параграфа. – Назовите ключевые слова из названия параграфа. – Какие вы знаете шипящие звуки в русском языке? Назовите их. - Напишите на доске в столбик буквы, обозначающие эти шипящие звуки. - В словах какой части речи на письме мы встретим эти буквы? - Можно ли название параграфа представить в виде такой схемы? О чём говорит схема?
2. Проблемная ситуация. - Продолжаем работу в группах по учебнику на стр.4. Выступления от групп. – Что вы обнаружили общего в данных словах?
– В чём различие?
– Какой же возникает вопрос?
– Сравните свою формулировку с авторской в учебнике на стр.137.
– Давайте составим план урока. - Что вы предлагаете?
- Дети, что вы сейчас делали?
| - ь, шипящие, в конце имён существительных.
- [ч’], [щ’], [ш], [ж] - В именах существительных. - Мы узнаем о правописании мягкого знака в конце им. Существительных после шипящих. - Мы обнаружили, что все слова – имена существительные, в каждом есть шипящий в конце слова. - В одних словах есть ь, в других нет. -Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется? 1. Найти признак по которому имена существительные с шипящими на конце различаются. 2. Вывести правило правописания Ь после букв, шипящих в конце им. сущ. 3. Сравнить свой вывод с авторским. - Формулировали тему урока. Составляли план. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты . Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | Работа по учебнику. Используется подводящий диалог. - Выполним все вместе упр. 173. - Прочитайте имена существительные. - На какие две группы их можно разделить? - Спишите слова в два столбика. - Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?
- Сделайте вывод: от чего зависит написание ь после букв шипящих в конце имён существительных?
2. Работа над текстом правила. 1) - А теперь прочитайте правило в учебнике и сравните его с вашей версией. Что можете сказать?
– Можно ли написание после букв шипящих в конце имён существительных считать орфограммой? Докажите.
– Как обнаружить в слове место этой орфограммы?
– Что является главным в выборе написания ь?
Ученики представляют схему правила, отвечают на вопросы в учебнике на с. 5–6. При ответе на 3-й вопрос на доске появляется совместно выработанный алгоритм: – Проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах меч, горечь, помочь, мель, ночью, рожь.
– Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм. | - Первая – им. сущ. мужского рода, вторая – ж. р. - У сущ. мужского рода после шипящих Ь не пишется, а у сущ. женского рода – пишется. Дети формулируют правило правописания Ь после букв, шипящих в конце им. сущ. - Наше предположение совпадает с правилом учебника. - Да. Если не применять правило можно допустить ошибки.
- Шипящий звук [ч'], [щ'], [ж] или [ш]. -Род имени существительного. Дети «проходят» по алгоритму. -На первом, «Это сущ.?» | Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ) | 1. Работа в учебнике 1. Упр. 174 – развивается умение отличать орфограмму ь после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с ь. У доски работают три ученика. Проверка коллективная. Запись: сельдь раздолье дичь (ж.р.) польза стулья чушь (ж.р.) топь соловьи полночь (ж.р.) ширь дрожь (ж.р.) 2. Упр. 175 В словах есть ещё орфограмма – «Проверяемая буква согласного в конце слова». Чтобы не допустить ошибку в правописании таких слов, надо подбирать проверочные слова. Буква ж является орфограммой, когда говорим о правописании её в конце слова, и одним из условий выбора написания, когда говорим о том, надо или не надо писать ь. Кроме того, наличие буквы шипящего – признак (показатель) того, что за ним следует орфограмма. Самостоятельная работа. На доске текст. Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни графически их написание. Весна. В лесу тиш… Вот сверкнул луч… солнца. Под горкой бьёт ключ… На проталине ходит чёрный грач…. | | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |