- формировать умение различать слова мужского и женского рода; научить правильно писать слова с шипящим на конце; различать роль Ь в словах; формировать орфографические навыки; учить рассуждать.
- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, речь учащихся; логическое мышление.
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; усердие и самостоятельность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности | Настрой на работу Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать! - Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. - Что вам пригодится для успешной работы? - Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Я верю в вас, у вас всё получится. | Подготовка к работе. Ситуация успеха. | Личностные : самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Выявляет уровень знаний. -Обратите внимание на слайд: Ноч.ю, тен., в.юга, вороб.и, двер., мол. - Какая буква пропущена? - Какую роль может играть Ь? | Списывают с объяснением орфограмм. Ответы детей: Ь – как показатель мягкости; Ь – разделительный. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | Упр. 186 стр. 93 (1 часть) - Как называется конечный согласный звук в этих словах? - Во всех ли словах написана буква Ь? - Как вы думаете, почему в одних словах есть Ь, а в других нет? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока? - Чему мы должны научиться на уроке? | - Согласный шипящий. - Нет, не во всех. Дети ответить на поставленный вопрос не смогли. Возникла проблема. - Правописание Ь на конце слова после шипящих имен существительных. - Научиться писать имена существительные с мягким знаком на конце слова после шипящего. | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | - Чтобы решить эту проблему, запишем слова в две группы. - Прочитайте слова первой группы, второй группы. - По какому признаку распределили эти слова? Сделайте вывод: - На что указывает Ь?
- Ребята, мы познакомились с третьей ролью Ь. - Перечислите все. | Записывают слова в две группы. -Мышь, речь, рожь, ночь, помощь. - Луч, багаж, плащ, ковш, малыш. - По родам. -Ь – указывает на форму женского рода имени существительного. - Ь – мягкость предшествующего согласного звука; - Ь – разделительный мягкий знак; - Ь – указывает на форму женского рода имен существительных после шипящих на конце слова. | Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы, подведение под правило; установление причинно - следственных связей Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи |
Физминутка | Раз - руки вверх махнули, И притом вздохнули. Два - три нагнулись, пол достали, А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем, При наклонах выдох дружный, Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики | Дети повторяют и выполняют упражнения. | |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | Работа в тетради стр. 41 упр. 82 (а) - Мы знаем три роли Ь, распределите слова в три группы. Укажите линиями. | Проверка с объяснением: 1 группа: коньки, лошадь, альбом, 2 группа: вьюга, воробьи, варенье, 3 группа: дочь, молодежь. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Посмотрите на слайд. (Слайд) Чтобы не допускать ошибок при списывании данных слов, вспомним новое правило. Мелоч., печ., нож., тиш., глуш., дич., этаж., гореч.. Проверка (Слайд) Мелочь, печь, нож, тишь, глушь, дичь, этаж, горечь. - Поднимите зеленый жетон, кто выполнил работу без ошибок? - Поднимите красный жетон, кто допустил ошибки? - В классе у ребят есть ошибки, значит, нам предстоит над этим еще работать. | Дети работают в парах. -Буква Ь пишется после шипящего в конце имён существительных женского рода, в конце имён существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется. Проверяют работу. Дети поднимают жетоны разного цвета. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией, контроль, оценка, коррекция Познавательные: Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. |
7.Включение в систему знаний и повторений. | - Какие нам известны орфограммы с буквами шипящих звуков? - А сейчас выполним упражнение 188 стр. 94. | - Сочетания: -жи, -ши - ча, - ща - чу, - щу чк, чн - Правописание Ь после шипящих. Дети записывают слова в группы и каждую группу называют. | Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
8. Рефлексия деятельности. | - Продолжите предложения: «Я узнал….» «Я научился….» «Я могу…..» | Ответы детей. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе. |
Итог урока. | - Давайте оценим работу всего класса и самого себя. Оценивает учитель, отметки за урок. | Ответы детей. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и товарищей на уроке. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
Домашнее задание. | Тетрадь стр. 41 упр. 82 (б). Выпиши имена существительные по их грамматическим признакам. Допиши свои примеры. Вы сегодня – молодцы! Отвечали как бойцы! Всем спасибо за урок! А теперь звенит звонок! | | |
Н.В. Нечаева. «Русский язык» 2 класс (Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г)
С.Г. Яковлева под редакцией Н.В. Нечаевой. Рабочая тетрадь по русскому языку (Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г)