Технологическая карта урока русского языка «Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами», 11 класс
Технологическая карта урока русского языка «Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами», 11 класс
Технологическая карта по русскому языку для 11 класса составлена по теме: «Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами».Тип урока: Систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: Сформировать устойчивый навык постановки запятой в простом предложении, осложненном однородными членами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка «Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами», 11 класс»
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
(Лапченко Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37, г. Ангарск)
Тема: «Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами»
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: Сформировать устойчивый навык постановки запятой в простом предложении, осложненном однородными членами
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия (УУД)
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие учителя.
Беседа с учащимися:
1. Вам предлагается задание, с которым вы легко справлялись в 9-м классе. Перед вами 4 предложения, охарактеризуйте их?
Из ближнего ельника отчётливо слышатся переливы певчего дрозда.
Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами.
Ранние лучи ярко освещали розовые, жёлтые, золотые тыквы;
2.Чем может быть осложнено простое предложение?
3. Посмотрите на данное предложение, о каком виде осложнения мы будем говорить? Сформулируйте тему и цель урока
Приветствуют учителя.
Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.
Ответы учеников.
Определяют вид осложнения и формулируют тему, цель урока
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;
Регулятивные: целеполагание;
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Чем соединяются однородные члены в предложении? Ознакомьтесь с научной статьёй (приложение №1). Какую информацию извлекли?
Строят логичное доказательное высказывание
Работа в группах.
Обсуждают, приходят к общему мнению
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.
3.Выстраивание проекта и его реализация
Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.
Релаксация.
Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.
Индивидуальная практическая работа «Экспертиза»
Самостоятельная работа (с взаимопроверкой)
Рефлексия на данном этапе.
Преобразуйте данную информацию в таблицу, схему (работа в группах). Представьте и оцените свою работу в группах
Какой из предложенных вариантов вам кажется наиболее удачным? Почему?
Заполните выбранный вариант примерами.
Ребята, давайте немного отдохнем. Гимнастика для глаз.
Вам предложена работа ученика. Все ли предложения написаны верно? Найдите пунктуационные ошибки, запишите предложения, исправив ошибки.
1. Дождь, или снег не остановят нас в пути.
2. Снег и ветер, солнце и дождь были во время нашего путешествия.
3. Иные хозяева вырастили уже вишни или сирень, или жасмин
4. Стол, кресла, стулья, все было самого тяжелого и беспокойного свойства. (Н.Гоголь)
5. Ничегоне заметно было оживляющего картину : ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей...(Н.Гоголь)
Проверьте себя: ошибки содержатся в предложениях 1,3,4. Чего не знает данный ученик?
Обратимся к заданиям ЕГЭ. Найдите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1.Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.
2. Я или зарыдаю() или закричу() или в обморок упаду.
3. Ни страны() ни погоста не хочу выбирать! (И. Бродский).
4.Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
5. Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Обратимся к заданиям ЕГЭ. Найдите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. Все уже знали ()что родилась девочка() и что ее назвали Машей.
2. Уже рассвело() и в воздухе заметно потеплело.
3.От влаги облупилась краска на стенах() и разбухли рамы
4. Айболит по лесам()по болотам идет.
5. Да здравствует мыло душисто() и полотенце пушистое() и зубной порошок! (К. Чуковский).
Оцените свою работу по следующим критериям: «5» - 0 ошибок; «4» - 1; «3»-2;
«2» - 3-4.
Насколько вы довольны результатом своей работы?
Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора.
Самостоятельная работа.
Защита проектов.
Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.
Коррекционная работа.
Учащиеся анализируют деятельность другого учащегося, делают вывод.
Взаимопроверка. Разбор допущенных ошибок.
Самоконтроль. Самооценка.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы),
устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)
Задает вопросы:
Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
Достигли ли цели, которую поставили перед собой в начале урока?
Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.
Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Ответы на вопросы учителя.
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.
Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.
Домашнее задание
Дает дифференцированное домашнее задание.
1.Составить тест на тему: «Запятая в простом предложении»
2. Найти в произведениях художественной литературы примеры простых предложений с однородными членами предложения. Записать предложения, объяснить знаки препинания.
Приложение № 1
Научная статья:
«Однородные члены соединяются бессоюзной связью (интонацией) или союзами (одиночными, повторяющимися, двойными)»
А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.
О, О, О
Б) Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы (или, либо) – запятая между однородными членами не ставится.
О и О; О или О
Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.
В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится.
и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
1) Если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи, то есть между однородными членами (перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятая не ставится!).
2) Запятая ставится между всеми однородными членами также в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной частью.
3) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только перед парными группами.
Парные союзы могут соединяться повторяющимся союзом и.
4) При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют): и братья и сёстры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи, и ножи и вилки и др. Наиболее часто такие единства образуют антонимические пары: и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе и др.
5) Запятая не ставится внутри цельных словосочетаний фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами и или ни:
и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и эдак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни жив ни мёртв, ни да ни нет, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить и др.
6) Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится.
Дома и на работе он искал и не находил покоя (первый союз и связывает обстоятельства места: дома и на работе; второй союз и связывает однородные сказуемые: искал и не находил).
Г) Противительные союзы (а, но, зато, да=но, однако=но) – запятая между однородными членами ставится.
О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О
Обратите внимание!
1) После последнего однородного члена, связанного противительным союзом, запятая не ставится.
Не род, а ум поставлю в воеводы (Пушкин).
2) Союз однако следует отличать от вводного слова однако: союз однако можно заменить на синонимичный союз но. Если однако является союзом, то запятая ставится только перед ним.
Ср.: Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. – Задача была нетрудной, но трудоёмкой.
Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон. Он, однако, остался спокоен.
Д) Двойные и парные союзы (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а) – запятая между однородными членами ставится.
Не только О, но и О; как О, так и О; хотя и О, но и О
Обратите внимание!
1) Однородные члены с двойными и парными союзами разделяются только одной запятой, которая ставится перед второй частью союза. Ни перед первым однородным членом, ни после последнего однородного члена запятая не ставится. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной союз: запятая ставится между однородными членами, как при бессоюзной связи.
Ср.: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. – Зарево распространилось над центром города, далеко вокруг; Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. – Я имею поручение от судьи, от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим; Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. – Для Алевтины Васильевны привычна, тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
2) Части некоторых двойных и парных союзов имеют омонимы – подчинительные союзы, используемые в придаточных предложениях: если, хотя, как, что, чтобы. Придаточные предложения (с этими и другими союзами), если они находятся внутри главного предложения, выделяются запятыми с двух сторон.
Ср.: Тогда я, чтобы немного успокоиться, взялся за книгу; Тогда я, хотя мысли мои были в лаборатории, взялся за книгу.
Поэтому при расстановке знаков препинания обязательно обратите внимание на то, чéм являются данные формы (подчинительным союзом или частью двойного и парного союза) и что они связывают (однородные члены или главное предложение с придаточным).