2. Стадия вызова | Учитель настраивает учащихся на продуктивную работу. Бросает им вызов, активизирует мыслительную деятельность учеников. Продолжите фразу. Обращает внимание на доску Запись на доске Иван Бунин, великий русский писатель, писал «Человека делают счастливым 3 вещи: любовь, интересная работа и….??? (возможность путешествовать) Чем осложнено? Докажите, что данные члены предложения являются однородными. Любите ли вы путешествовать? С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? с целью изучения, закрепления) Вновь посетим страну Синтаксиса и Пунктуации. Вспомним, Что изучает Синтаксис? Что изучает Пунктуация? | Отвечают на вопросы учителя. Ищут подходящее продолжение высказыванию И.Бунина. Вспоминают определения ОЧП. Выдвигают гипотезы о возможной причастности высказывания великого писателя 20века к теме сегодняшнего урока. Вспоминают определения синтаксиса и пунктуации. | Личностные УУД адекватно взаимодействуют с учителем в рамках учебного диалога. Метапредметные УУД Познавательные УУД раскрывают значение понятия «однородные члены предложения» и используют его в активном словаре; определяют необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и обосновывают своё мнение. Предметные УУД дают определение синтаксису и пунктуации. |
3. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока. | 1. – Что объединяет все эти схемы? 1. [ ═ , а ═ ]. 2.[ ═ , но ═ ]. 3.[ ― и ― = ]. (Однородные члены.) – Послушайте шуточное стихотворение и назовите ключевое слово, которое связано с предыдущим заданием: Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нём чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточья, Чёрточки, точки, кавычки и прочее… (В. Хотомская) Запись второго ключевого слова – знаки препинания. – На основе ключевых слов сформулируйте тему урока. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Чему вы должны научиться на уроке? Находить однородные члены предложения, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Всегда ли ОЧП разделяются запятой? | Решают учебную задачу, предложенную учителем, и выполняют учебное задание в соответствии с целью. Формулируют тему и цель урока, отстаивают свою точку зрения. Отвечают на проблемные вопросы. | Личностные УУД проявляют интерес к изучению темы; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Метапредметные УУД Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание Регулятивные самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Предметные УУД рассказывают правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами; определяют однородные члены в предложении и объясняют постановку знаков препинания; читают схемы предложения; определяют однородные члены в каждом предложении текста и ставят, где необходимо, знаки препинания. |
4. Актуализация и углубление изученного. | Учитель предлагает поработать с текстом упр.194, вспомнить: какие произведения этого поэта знакомы, назвать их. Учитель просит выдвинуть гипотезу: как данный текст (с грамматической точки зрения) связан с темой сегодняшнего урока. Работа с текстом 1. Упр.194 стр.89 Кто перед нами? (В книге иллюстрация портрета М. Лермонтова) Что вы знаете о М. Лермонтове? Почему я вам предложила именно сегодня прочитать этот текст? Выписываем ГО из 2 предложения Поэт рисовал, лепил, оказывался победителем, играл, стрелял и фехтовал. Чем осложнено предложение? Схема. С какой интонацией мы читаем предложения с ОЧП. 2. Упр.203соотнести со схемами 3.Упр. 204 – Устно. Прочитать. Выяснить значение каждой пословицы, рассказать о случае, когда уместно употребить одну из пословиц. Выделить ОЧП 6предложений К схемам подписать номера предложений Подводит учащихся к формулировке вывода по данному этапу урока. | Выполняют действия, заданные учителем. Отвечают на вопросы, читают текст, вспоминают известные им произведения М. Лермонтова. Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Выписывают ГО, находят и графически выделяют ОЧП, попутно вспоминают определение ГО, ОЧП. Читают пословицы в упр.203, объясняют их значение. Соотносят виртуальные схемы к пословицам со схемами, записанными на доске. Рассказывают правило о постановке знаков препинания при ОЧП. | Личностные УУД проявляют интерес к изучению темы; осуществляют сотрудничество со сверстниками. Метапредметные УУД Познавательные УУД развитие умений читательской деятельности. Регулятивные самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД слушают и понимают речь других; умеют развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. Предметные УУД рассказывают правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами; находят ОЧП и ГО в каждом предложении текста и объясняют постановку знаков препинания. |
5. Развитие учебно языковых, пунктуационных и речевых умений. | Учитель проводит выборочный диктант. Читает текст и просит на слух определить предложения с ОЧП. Предложение записывается по памяти. Постановка знаков препинания проверяется после выполнения упражнения. Ключи – схемы, написаны учеником на доске. Самопроверка. Выпь – ночная птица. Ночью она ходит по болоту, ловит рыбу, лягушат, водяных жуков. А днём стоит на одной ноге в камышах и ждёт ночи. Днём на выпь налетают ястребы, болотные луни. Выпь не любит летать, а затаивается среди камышей. Весной выпь по ночам поёт свою песню. Опустит клюв в воду и выдувает воздух, букает так громко, что в соседней деревне слышно. За это выпь называют водяным быком. | Учащиеся слушают предложенный текст, выбирают из текста предложения с ОЧП, записывают их. Расставляют знаки препинания, проверяют их расстановку по схемам. | Метапредметные УУД Познавательные УУД выбирают из текста нужные предложения; преобразовывают информацию из одной формы в другую (схемы в предложения, предложения в схемы). владеют навыками выборочного аудирования. Регулятивные УУД выполняют самопроверку и вносят корректировку. Предметные УУД определяют однородные члены в каждом предложении текста, записывают его и ставят, где необходимо, знаки препинания. |
6. Итог урока. Рефлексия | Учитель предлагает учащимся оценить эффективность своей работы на уроке. Проводит рефлексию. Задаёт вопросы. – Вспомните, какие цели ставили в начале урока. – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? | Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы | Метапредметные УУД Регулятивные УУД соотносят цели и результаты своей деятельности; вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы. Коммуникативные УУД выражают свои мысли. |