Мотивацион -но-целевой этап. 10 минут. Цель: активизация учащихся | • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблемной ситуации сомнения | Индивиду-альная Парная | 1. Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. 2. Предлагает детям выделить главные члены предложения. 2. Предлагает вспомнить информацию о предложении. | 1. Рассказ истории о деревенском юноше Михаиле. 2. Чтение стихотворения М.Исаковского «Осторожно ветер из калитки вышел…» 3.Понравилось ли стихотворение? Чем? Каким вы представили себе образ ветра? Кого он напоминает? 4. Попробуйте взглянуть на эти слова глазами языковеда и ответить на вопросы слайда: - Что необычного в этом стихотворении? (это одно предложение) - Найдите и выпишите грамматическую основу. Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 3). - Что можете об этом сказать? (В предложении 7 сказуемых и 1 подлежащее.) - Какова роль сказуемого? (поясняет подлежащее). 5. Вспомните, что вы знаете о предложении. Вывод: в предложениях может быть несколько сказуемых. | 1.Вспоминают порядок работы с картой личного контроля. 2. Читают стихотворение. 3. Выделяют главные члены предложения. 4. Отвечают на вопросы. 5. Работают в парах. 6. Находят и выписывают грамматическую основу. 7. Сравнивают с образцом. 8. Сообщают о роли сказуемого в предложении. 9. Вспоминают информацию о предложении. 10. Заполняют карты личного контроля. | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и графической форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентиро-вочный этап. Цель: - упражняться, в умении редактировать предложения; - обогащать словарный запас, развивать речь.
| • организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования | Беседа Мини- исследование | Групповая, фронталь- ная Индивидуаль ная | 1.Организует работу в парах по обсуждению информации о предложении. 2.Создаёт условия для самостоятельной работы по определению проблемы. 3. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | 1. План по информации о предложении записывается на доске. 2. Для чего нужна информация о предложении? 3. Задания на карточках: - прочтите - что заметили? (слова повторяются) - что можно сделать? - на правой стороне запишите отредактированные предложения. Стайка птиц помчалась за леса. Стайка птиц помчалась за горы. Стайка птиц помчалась на край земли. | | - сравним предложения. | Воспроизводят информацию о предложении. 2. Выявляю необходимость знаний о предложении. 3. Выполняют задание по редактированию предложений. 4. Сравнивают предложения. 5. Читаю вопросы из презентации. 6. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. 7. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. 8. Формулируют проблему. 9. Заполняют карту личного контроля. | Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Поисково-исследова-тельский этап. Цель: | • организовать поиск решения проблемы | Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов) | Индиви-дуальная Фронталь ная Индиви-дуальная | 1. Организует работу с учебником. 2. Выдает таблицы-помощники для инсертного чтения. 3. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном. 4. Демонстрирует схему. 5. Задает вопросы обобщающего характера. 6. Предлагает записать отредактированный текст. | 1. Изучение текста в учебнике методом инсертного чтения - объяснения того, что сейчас увидели. Учебник №466, стр.48 («К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко) 2. Что для вас новое? Что непонятно? 3. Получились ли у вас предложения с однородными членами? Докажите. 4. По каким признакам вы узнаете однородные члены? (отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову (поясняют его). 5. Какие члены предл.могут быть однородными? 6. Записать отредактированные предложения, решить орф.задачи, расставить знаки (памятка в учебнике на стр.124) Вывод: Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову (поясняют его) | 1. Читают текст в учебнике методом инсертного чтения. 2. Работют с информацией. 3. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей. 4. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. 5. Делают выводы. 6. Называют признаки однородных членов. 7. Рассказывают о свойствах однородных членов по схеме. 8. Определяют, что однородными членами могут быть все члены предложения. 9. Записывают отредактированные предложения. 10. Решают орфографические задачи. 11. Расставляют запятые, пользуясь памяткой. 12. Заполняют карту личного контроля. | Познавательные УУД: - искать и выделять необход. информацию; - структурировать знания; - строить логическую цепь рассуждений, доказывать; - формулировать выводы |
Практический этап. Цель: -закреплять знания об однородных членах предложения; -развивать орфографическую зоркость, творческое воображение; -развивать умение находить однородные члены в предложении; -создать условия для успешного закрепления изученного материала. | • обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения | Выполнение разноуров невых заданий. | Индивидуаль ная | 1.Организует практическую самостоятельную работу по нахождению однородных членов в предложении. 2.Предлагает задания нескольких уровней. 3. Обеспечивает контроль за выполнением задания. | Упражнение в составлении предложений с однородными членами. Карточка для учащихся: Выберите то задание, с которым можете справиться самостоятельно: 1-й уровень: Спиши предложение и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения. В библиотеке ты можешь найти материал для доклада реферата проекта. 2-й уровень: составь предложения В читальном зале ты можешь | не рви не загибай не пачкай станицы | В книге | | | почитать новые журналы газеты | 3-й уровень: Составь и запиши предложение с однородными членами (о любимых книгах). | 1.Выбирают уровень. 2.Читают задания. 3.Выполняют практические задания выбранного уровня. 4. Осуществляют взаимный контроль. 5. Оценивают правильность выполнения заданий. 6. Участвуют обсуждении проблемных вопросов. 7. Заполняют карту личного контроля. | Познавательные УУД: Предметные УД: - применять знания об однородных членах в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Рефлексивно-оценочный этап. Цель: -подвести итог проделанной работе на уроке; -выявить уровень понимания материала урока | • осмысление процесса и результата деятельности | Создание кластера | Парная, фронталь ная | 1. Предлагает составить кластер. 2.Организует процедуру взаимопроверки. 3. Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке. 4. Формулирует и комментирует домашнее задание. | Объединитесь в группы и составьте кластер. В центре запишите тему, а вокруг расположите информацию, которую получили на уроке. – На какие знания вы опирались? - Какие умения формировали на уроке? Экспресс – контроль. Тест «Однородные члены предложения» 1. Какие члены предложения называются однородными? А)Отвечающие на вопросы кто? что? Б)Относящиеся к подлежащему. П)Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову 2. Как связаны между собой однородные члены предложения? Е)Связаны знаками препинания. Я)Связаны интонацией перечисления 3. Какие члены предложения могут быть однородными? У)Только подлежащие Ф)Только сказуемые и второстепенные члены Т)Все члены предложения. 4. Выбери предложение, в котором нет однородных членов. Ц) Все серые, синие, карие глазки смешались, как в поле цветы. Ь) Рабочий разложил инструменты. Ж) Сучья ломались, скрипели, трещали. - Кто смог прочитать слово? (если тест выполнен верно, то читается слово ПЯТЬ). Домашнее задание Подготовить устное сообщение по кластеру; подобрать примеры Письменно: учебник, стр. 49. (Найти в предложениях однородные члены, опираясь на два их признака). – Что было самым трудным на уроке? – Что помогло справиться с трудностями? – Что было самым важным на уроке? | 1. Обсуждают в парах. 2. Составляют кластер, демонстрируют его. 3. Слушают друг друга. 4. Отвечают на вопросы теста. 5. Высказывают свои суждения о полноте собранной информации. 6. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме. 7. Осуществляют процедуры само- и взаимооценки. 8. Заполняют карту личного контроля. 9. Записывают домашнее задание в дневник. - самооценка степени достижения запланированного результата; - определение программы последующих коррекционных действий (по устранению недочетов) и познавательных действий (по «наращиванию» знаний) | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий |