1. Организационно - мотивационный этап. | Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. | Долгожданный дан звонок- начинается урок. Добрый день, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Проверка готовности. | уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
2.Актуализация знаний. | Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений. | - Ребята, отгадайте загадку: Слайд 2 Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Знают все: и мал, и стар, Что она большущий шар. -А, что вы представляете , когда говорите слово земля? -Сколько значений имеет слово земля? Слайд 3 -Это и название планеты, на которой мы живём. -это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству. -это и земля в понимании страна, государство. Слайд 4 -Земля – чтобы рыть. Ботинки сказали: -Земля – чтоб ходить. А люди сказали: -Земля – чтобы жить.
Земля – какое ёмкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Земля – родная мать. Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.
- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке? - Какое научное название? -Какова тема нашего урока? Слайд 5 Главное слово на уроке - ПОЧВА
|
Земля
Планета Земля, Часть суши, Страна, государство
Почва. (Ответы детей) | -умение слушать и понимать речь других. -умение ориентироваться в своей системе знаний. -умение строить речевое высказывание в устной форме. - принимать и сохранять учебную задачу. |
3.Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | - Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? -Какова основная проблема урока? |
1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве? | -умение определять цель деятельности. -умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. - умение выявлять сущность, особенность объекта. - самоопределение к деятельности. |
4.Поиск решения проблемы | Решение учебной задачи и обсуждение её решения. | -Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Поиск в словаре (подготовил ученик)Слайд 6 -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64 Слайд 7 -Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности. Физминутка Слайд 8 | Почва – это …. | Регулятивные: -умение точно выражать свои мысли. -умение слушать и понимать других. -умение извлекать информацию из текста. -умение определять и высказывать правила. |
5.Первичное закрепление | Проговаривание нового знания, оформление в виде опорной таблицы | Слайд 9 Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ. Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный) (плотный или рыхлый) слой земли. - Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64 Слайд 10 2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ Цель опыта Ход проведения Вывод -Докажем, что в почве есть воздух Опыт 1 Берём стакан с водой Бросаем комочек сухой почвы Что наблюдаем? –Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2 Слайд 11 Докажем, что в почве есть вода Возьмём бумажную салфетку Положим на неё немного почвы Сильно сожмём Стряхнём почву Что осталось на салфетке? -Для чего нужна вода в почве? Слайд 12 Опыт 3 (выполняет учитель) Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Что наблюдаем? Продолжаем нагревать почву. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Слайд 13 Опыт 4 (выполняет учитель) Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).
Опыт 5 Слайд 14 Размешаем почву с водой стеклянной палочкой Профильтруем раствор Что видим на фильтре? Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло Подержим стекло над огнём Вода быстро испарится Что осталось на стекле? Это минеральные соли. | Рассматривают почву. Делают вывод : почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли.
Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы. Делают вывод: в почве есть воздух заполняют таблицу в тетр. на печатной основе с. 37 Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.
Делают вывод: в почве есть вода. Делают рисунок. Стенки пробирки запотели. Вывод: это испаряется вода.
Появился запах. Вывод: в почве есть перегной.
Вывод: в почве есть песок и глина.
На стекле остались небольшие белые пятна. Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде. |
-сохранение учебной задачи, -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. -умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра. - использовать схемы -Учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу -умение правильно оценивать действия. -договариваться и приходит к общему решению, -умение слушать товарища. - строить рассуждения. - умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку. -умение контролировать свои действия, оценивать результат работы. |
| | Слайд 15 -Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с. 38 №4
Слайд 16 Объяснить смысл пословицы:
Глубже пахать – больше хлеба жевать.
Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Добрая земля больше поднимет. Слайд 17 -Какую тему изучали? - Какую проблему рассматривали? -Можем ли мы ответить на основные вопросы урока: -Что такое почва? -Что входит в состав почвы? -Что нового узнали? -Что понравилось на уроке?
| |
-умение слушать собеседника. -строить речевое высказывание в устной форме. -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. -умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Дети смайликами «высказывают» своё отношение к уроку. |