2. | Проверка домашнего задания | 1)Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы) Назовите живые организмы разных «профессий» и неживую природу. 2) Игра «Найди в столбиках лишнее слово» (2 слайд) 3)Какие роли выполняют в экосистеме организмы?(3 слайд) 4) Где живут производители, потребители, разрушители? | -построение высказываний, понятных собеседнику Производители - производят органические вещества. Потребители получают вещества,поедая растения или животных, а возвращая углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. Растения производители и разрушители живут в почве, потребители на почве. | Познавательные, коммуникативные |
3. | Постановка учебной задачи. Планирование | Чудесная кладовая (видеоролик) Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови. Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется? (4слайд) Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? - Да, речь пойдёт о почве, которую люди часто называют землёй-кормилицей. Какова роль почвы в экосистеме? - Что бы вы хотели узнать о почве? (5слад) 1.Что такое почва? 2.Из чего состоит почва? 3.Почему землю называют кормилицей? 4.Как охранять почвы? | Почва. Что такое почва. Вступают в диалог с учителем. Высказывания детей | Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
4. | Открытие новых знаний | Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. А знаете ли вы, что главное свойство почвы – это плодородие. - А что имеют в виду, когда говорят, что почва плодородна? Да, это такой слой почвы, который содержит вещества необходимые для роста и развития растений. - А что это за вещества? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить её составпочвы. А для этого мы проведем опыты и понаблюдаем. Рассмотрите почву и скажите, какого она цвета? В ёмкость с водой опустим горсточку почвы, тщательно размешаем и дадим отстояться. Что вы увидели на поверхности воды? На поверхности увидим остатки растений, животных. - Какого цвета почва? 1опыт В стакан с водой опустите кусочек почвы и понаблюдайте, что будет происходить. Как это объяснить? Что содержится в почве? 2опыт(проводитучитель) Из ёмкости с отстоявщейся смесью наберу пипеткой несколько капель и помещу на предметное стекло, буду подогревать и что мы наблюдаем на стекле? Они могут растворяться в воде? 3опыт(проводитучитель) На металлическую крышечку положу немного почвы, буду нагревать, а над почвой помещу предметное стекло. Чем объяснить, что стекло стало влажным, а потом на нём появились капельки воды? 4опыт(проводитучитель) А если мы дальше будем нагревать почву, то увидим дым и почувствуем неприятный запах. Как в ы думаете почему? Что сгорает в почве? Это составная часть почвы – перегной. А если мы и дальше будем нагревать почву, то она станет серого цвета. Почему? Что придаёт почве тёмный цвет? (6 слайд) А теперь давайте рассмотрим ёмкость с отстоявшейся смесью. Какие слои мы здесь видим? Нижний слой – песок, затем глина, а вверху тёмный слой –перегной. Значит, что ещё входит в состав почвы? (7 слайд) Рассмотрим наши результаты. Так из чего же состоит почва? (8 слайд) А живая природа есть в почве? (9 слайд) Подведём итоги. Так что же получают растения из почвы? - во-первых, воздух (кислород), так как корни растений дышат воздухом, который находится в почве; -во-вторых, воду, Растения вместе с водой поглощают питательные вещества, которые находятся в почве. А откуда берутся питательные вещества? Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. (10 слайд) Кроме того, животные которые живут в ней, рыхлят почву, тем самым помогают лучше проникать воде и воздуху в почву. А значит в почве есть всё необходимое для роста и развития растений. (11 слайд) Когда говорят, что земля – кормилица, что имеют в виду? Только ли для растений земля является кормилицей? Растения берут из почвы воду и питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. А хищники питаются растительноядными животными . Следовательно, все вместе зависят от плодородия почв. (12– 13 слайд) А человек? Человек выращивает на земле зерновые, бобовые, овощные, плодово-ягодные, декоративные и другие растения. А плодородная почва обеспечивает людей одеждой. (лён, хлопок) Домашних животных кормят растениями. А они дают нам молоко, шерсть, яйца, мёд, мясо и другие продукты. Так можно ли назвать почву – важнейшей частью экосистемы? И мы это доказали. | Наблюдают и делают выводы. Остатки растений, животных. Тёмного цвета. Дети заполняют схему Выделяются пузырьки. В почве есть воздух. Белое пятнышко. Это значит, что в почве есть минеральные соли. Да. Что в почве есть вода. Остатки растений и животных. Сгорает перегной. Тёмный цвет почве придаёт перегной. Слои разного цвета. Песок и глина. Дети перечисляют составные почвы: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок, глина. Да. Это корни растений, жуки, бактерии, черви. Дети перечисляют. Остатки погибших растений и животных перерабатываются бактериями и мелкими животными, живущими в почве. А значит, чем больше перегноя, тем темнее почва и плодороднее. Почву. Высказывания ребят. Высказывания ребят. Да. | Познавательные |