· продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно -
· прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом
живой/неживой природы.
развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на
основе обработки использованной информации.
формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые
учить правильному построению алгоритма действий, принимать (ставить) учебно - познавательную задачу
· учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова,
· Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова.
Основные понятия | Почва – это верхний плодородный слой земли. Гумус – перегной, смесь органических веществ. Чернозём – богатая перегноем почва . Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами. Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы. Презентация, словари, интерактивная доска – ИД. |
Организация пространства | Учебный кабинет |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие. Что вы уже знаете о формах земной поверхности? Чем они различаются? Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему? Предложения + стих. Вопросы: Почему одно и то же слово написано по-разному? | Равнина, холм, гора, овраг. Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию. | Ответы на вопросы учителя. | Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. «земля» - слой почвы. Коммуникативные: проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Регулятивные: принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; |
II. Актуализация знаний. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | - Какой раздел мы изучаем? -Какие еще вещества мы изучали? - Что о них узнали? - Можно ли предположить, что почва это тоже вещество? Вывод: значит … - А для чего нам это нужно? Цель и задачи. - Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?» | Путешествие в мир веществ. Воздух, вода. Свойства и состав. Да, вещество, потому что … … мы можем узнать состав почвы. Знать ,какая почва пригодна для выращивания растений, плодов. 1 гр. - работа с толковым словарем –2гр. – с учебником, 3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно. | Найти объяснение слова «Почва». Почва – это верхний плодородный слой земли. | Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. «земля» - слой почвы. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Регулятивные: ставим цель и задачи. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: Формулирование темы урока. | -Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды). -А как они появляются в почве (родятся). Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие . Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову. Вот это и есть главное, основное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… | Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие». | Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей. Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай. | Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка. Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы . Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, умение аргументировать свое предложение. |
IV. Открытие учащимися новых знаний. Цель: Узнать, как образуется почва. | - Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека? - А как же образуется почва? ЭОР : Уроки Кирилла и Мефодия, http://megabook.ru/ тема №3, урок 10 | Работа в группах: Моделируем образование почвы: горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные. | Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания. Закрепление на основе картинок слайда: Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их. Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы. | Познавательные: Почему не всякая почва является местом обитания? Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Регулятивные: ставим цель и задачи . Личностные: умение работать в группе. |
V. Практическая работа. Цель: Дать возможность узнать о составе почвы | - А как узнать о составе почвы? Работа в группах – опыты Воздух, песок и глина. Продолжить узнавать состав почвы: ЭОР: Уроки КиМ, http://megabook.ru/ тема №3, урок 4. · Снимем стекло, продолжим нагревать почву. · Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем. Вывод. | Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов. Что увидели на стекле? Вывод: в почве есть вода (Щ). Что почувствовали? Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ). Что произошло? Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей (Щ). | 1гр: · Налей полстакана воды. · Опусти туда комочек почвы. · Понаблюдай, что происходит. · Сделай вывод. 2гр: · Налей полстакана воды. · Опусти туда комочек почвы. · Размешай ложечкой. · Что произошло? · Дай постоять раствору. · Что осело на дне стакана? · Сделай вывод. 3гр: · Рассмотри стаканы с почвой. · Попробуй визуально определить, какая там почва. · Сделай вывод: в каком стакане будет лучше расти цветок, почему? | Познавательные: ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы. Определение состава почвы. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод. Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение,потребность в общении со взрослыми и сверстниками; |
VІ. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса. | И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы. ЭОР: Уроки КиМ http://megabook.ru/ моделируем схему состава почвы, тема №3, урок 8 (ИД) – СТР.2 Давайте составим вопросы и заполним кроссворд – по 2 вопроса каждой группе, чтобы получить ключевое слово «плодородие». А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна? Значит, какие слова из стихотворения являются главными к теме сегодняшнего урока? | Выберите картинки, которые помогут составить схему образования почвы. Работа по составлению вопросов по ответам кроссворда. | почва, вода, чернозем, воздух, глина, песок. Вывод: земля – чтобы жить! | Познавательные: представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Работа со схемами. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод. Регулятивные: умение делать выводы. Личностные: умение работать в группе, находить общее решение. |
VII. Д/з. Цель: Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке. | Спасибо за работу. | | | Регулятивные: оценивать результаты решения поставленных задач, делать выводы. Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, умение представить вывод. |
Заместитель руководителя ОО Зуева И.М. /___________________/
Основные этапы урока. Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приемы и педагогическая деятельность | Умения, формируемые у учащихся |
ВЫЗОВ 1.Актуализировать имеющиеся знания. 2. Побудить интерес к получению новой информации. 3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома. 4. Организовать обмен мнениями. | Слайд 1. На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну». Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу. | Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное. | Класс разделен на три команды: 1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»; 2 команда: «Делать добро спеши»; 3 команда: «Добро творить – себя веселить». Работа с афоризмами. | Обогащение словарного запаса. |
I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого. Слайд 2. 1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами. | Чтение слов: КО-МАН-ДИ-РОВ-КА КОМАНДИРОВКА ПРО-МЕЛЬК-НУЛ ПРОМЕЛЬКНУЛ ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ РАЗБЕЖАВШИЕСЯ | Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним). | Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение. |
Слайд 3. 2. Читайте правильно. | Чтение слов: ГРУСТНО, СКУЧНО |
Слайд 3. 3. Читайте правильно. | Чтение слов: ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ |
Слайд 4. 4. Читайте внимательно. | Чтение слов: СТАТЬ – СПАТЬ ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ СПРОСИЛ – СБРОСИЛ КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ |
Слайд 5. II. Растолкуйте слова. | Чтение слов и их толкование: КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника. ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат. ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа). ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств. | Коллективная работа. | Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи. |
Слайд 6. III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая. | Выслушиваются предположения 2-3 учащихся. | Работа в командах с ключевыми словами. | Развитие речи учащихся. |
Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова. | Выслушиваются различные точки зрения. На протяжении всей работы над рассказом ведется сопоставление с предположительным текстом. | Прием − антиципация (прогнозирование по ключевым словам). | Умение выделять главное, составлять связный рассказ на основе ключевых понятий. |
ОСМЫСЛЕНИЕ 1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов. 2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!)
| Слайд 7. Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать? | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. | Коллективная работа, индивидуальная работа (самооценка, самоанализ). | Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи. |
Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора. | Н.М. Артюхова «Трудный вечер». | Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией. | Умение ориентироваться в книге. |
С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее? | «Трусиха». | Коллективная работа. | Развитие мыслительной деятельности. |
Какова особенность рассказов этой писательницы? | Доброта, чуткость, внимательность. | Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств. |
Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения? | Ответы учащихся. | Прием-чтение с остановками. | Умение искать информацию, систематизировать её в идее логической схемы. |
Вопрос. − Почему мама тянула Алёшу? Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова. Приготовьтесь к инсценированию. | Ответы учащихся. | Тонкие и толстые вопросы. Ромашка Блума. Подготовка к инсценированию. | Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других. |
Каких персонажей вам предстоит разыграть? | Папу, маму, сына. | Инсценирование фрагмента. |
Выясним, как оправдались наши предположения. Вопросы. − Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным? − Отчего папины глаза смотрели грустно? − Понял ли Алёша, что такое «командировка»? − А как вы думаете сколько лет Алеше? − Почему? − А почему длинная командировка − это беда? | Ответы учащихся. | Работа в командах. | Получение новой информации, эмоциональное развитие. |
− Как связана эта пословица с нашим выводом? | Вся семья вместе, так и душа на месте. | Коллективная работа. | Умение анализировать, делать выводы. |
− А что же понял Алёша по-вашему? − Какой наказ дал отец сыну? − А понял ли этот наказ сын? − Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные? − Зачем писательница использует однокоренные глаголы? − Как оправдались наши предположения? − А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61. Вопросы: − Как поменялось настроение Алеши? − Что хотелось сказать ему маме? − Почему мама не ответила, когда сын её окликнул? − А почему она заснула? − Отчего Алеше стало страшно? − Почему он вдруг раздумал плакать? | Ответы учащихся. | Работа в командах. | Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное. |
− Какие черты характера он проявил? Докажите. − Верно, ли поступает мальчик? − Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов? − Отчего мама улыбалась во сне? | Ответы учащихся. | Коллективная работа. | Умения высказывать предположения, аргументировать свой ответ. |
РЕФЛЕКСИЯ 1. Организовать осмысление полученной информации. 2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме. 3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля. 4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме. | Слайд 8. Какова главная мысль рассказа? 2008 год Президент РФ объявил годом семьи, как вы думаете почему? Вопросы для команд. 1 команде. Чему научил вас этот рассказ? 2 команде. Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша? 3 команде. Почему рассказ назван «Трудный вечер»? | Ответы учащихся. | Творческие вопросы. Работа в командах. | Умение выделять главное. |
Слайд10. Составьте синквейны на тему:
1 команде «Сын»;
2 команде «Отец»;
3 команде «Мама»; всем командам «Семья». | 1 команда. «Сын» Чуткий, догадливый. Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул. Красив тот, кто красиво поступает. Умник. 2 команда. «Папа» Умный, добрый. Уезжает, заботится, грустит. Своя семья – самые верные друзья. Друг. 3 команда. «Мама» Усталая, заботливая. Тянула, согрела, заснула. При солнышке тепло, при матери добро. Солнышко. Все. «Семья» Крепкая, дружная. Помогают, заботятся, любят. В семье лад – не нужен и клад. Счастье. | Синквейн. | Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Закрепить полученные знания по произведению Н.М. Артюховой «Трудный вечер». 2. Предоставить возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого. | Слайд11. I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?» Используйте: 1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер». 2. Собственный жизненный опыт. 3. Справочную, энциклопедическую литературу. Или II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60. | | Дифференцированные задания по выбору учащихся. Эссе (сочинение-размышление). Ответы на вопросы. Работа с дополнительной литературой. | Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное. |
Заместитель руководителя ОО Зуева И.М. /___________________/
Приложение 6.
Лист содержательной оценки достижений учащихся __1________ класса МОУ Сосновской основной общеобразовательной школы