2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Воспроизведение знаний и способов действий | Ф | - Давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке ? - Какую форму имеет Земля ? - Как люди доказали, что Земля имеет шарообразную форму? - Как движется Земля? - Что такое глобус? - Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? - Каким цветом изображены леса? Горы? | Отвечают на вопросы учителя: | Познавательные: структурирование знаний. |
4. «Открытие» детьми нового знания | Формирование новых знаний. | Ф Г | -А сейчас, я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока. ( учитель читает сказку о первой семье) Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик. –Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья. - У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка) - Назовите их одним словом. (Семья.) _ Итак, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? На какой вопрос нам предстоит ответить? Прочитайте этот вопрос на стр. 56. (Как живёт семья?) . Совместное целеполагание. ( Вступительное слово учителя.) - Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня не просто зрители. Все вы мои помощники. Вместе мы будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья? - Прежде, чем начать искать ответ на этот вопрос мне хотелось бы выяснить как вы понимаете значение слова «семья»? Что такое – «семья» ? (Дети высказывают своё мнение) Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. (Слайд №2-№3) Работа с учебником стр. 56 – 57 (работа в группах по иллюстрациям учебника) - Работать сегодня на уроке мы будем в группах. (Учащиеся класса делятся на две группы). - Вспомните правила работы в группах. (Дети называют правила работы в группах). - Выберите капитанов в своих группах. - Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши. Задания группам: 1 группа – подготовить рассказ по первому рисунку о семье Даши, 2 группа – подготовить рассказ по второму рисунку о семье Алёши. (Даётся время для подготовки рассказов. Выслушиваются выступления представителей групп .) - Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга? (Ответы детей.) 3. Чтение стихотворения В. Степанова «Наша дружная семья» учителем. - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова «Наша дружная семья» Маму очень я люблю. Папу тоже я люблю. Мама мне печёт коврижки, Папа мне читает книжки. Папа, мамочка и я – Наша дружная семья. Я и бабушку люблю, Я и дедушку люблю, Я всегда им помогаю, Пол мету и пыль стираю. Мама, папа, дед и я, Да и бабушка моя – Наша дружная семья. И сестрёнку я люблю, И братишку я люблю. С братом плаваем, ныряем, А с сестрой в снежки играем. Мама, папа, дед и я, Баба, брат, сестра моя – Наша дружная семья. 4. Рассказы учащихся о членах семьи (по желанию) по рисункам. (На доске оформлена выставка рисунков учащихся «Моя семья».) - Ребята, а вашу семью можно назвать дружной? Почему ? Я думаю каждый из вас гордится своей семьёй и с удовольствием расскажет нам о ней. ( Учащиеся рассказывают о своей семье по рисунку.) | Слушают сказку. Отвечают на вопросы Делятся на группы. Выполняют задания. Читают стихотворение Рассказывают о членах семьи Отвечают на вопросы. | Познавательные: построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; |
6.Закрепление пройденного материала | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | П Ф | 1. Игра «Собери пословицу» (Работа в парах.) - Очень много пословиц есть о семье. Пословица – это народная мудрость. Они как жемчужины, украшают и оживляют речь. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу.» (Пословицы разделены на две части по цвету, учащиеся собирают пословицу, рассказывают, как понимают её смысл.) Пословицы о семье: 1. Согласную семью и горе не берёт. 2. Вся семья вместе, и душа на месте. 3. Не будет добра, коли в семье вражда. 4. Семья в куче – не страшна и туча. 5. Семья сильна, когда над ней крыша одна. 2. Обсуждение историй в группах. (На столе лежат конверты с историями, которые произошли с ребятами в разных семьях.) - Ваши близкие очень любят вас, заботятся о вас, делают всё возможное, чтобы вам в семье было хорошо. - Но все ли дети хорошо относятся к своим родным? Предлагаю группам обсудить поведение ребят в следующих ситуациях. ( По одному представителю из группы подходят к столу, и выбирают любой конверт. Учитель зачитывает сначала одну историю (для 1 группы), затем вторую историю (для 2 группы). Даётся время для обсуждения ситуаций. Дети высказывают своё мнение. По мере ответов вывешиваются таблички с правилами «дружной семьи».) - Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что таких нет среди вас. А сейчас запомним правила поведения в семье. (Учащиеся зачитывают правила «дружной семьи») 3. Семейный фотоальбом «Моя семья – моё богатство». - Семья сильна не только любовью, уважением, традициями, но и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. И сейчас мы с вами перелистаем страницы нашего семейного альбома. (Звучит песня Э. Пьехи «Семейный альбом», идут слайды с фотографиями семей учащихся.) 4. Чтение учащимися стихов о членах семьи. - Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как ни в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что на земле есть место, где тебя ждут и любят. (Учащиеся читают стихи о членах семьи.) | Делятся на пары. Выполняют задания. | Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; |