Урок окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века" во 2-м классе
Автор учебника Н. Ф. Виноградова
Тема урока | Органы чувств. |
Цель: | 1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене. Задачи: 1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира. 3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 4. Научить исследовать (с использованием опытов) признаки предметов с помощью органов чувств. |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Основные термины, понятия | Исследование, орган, обоняние, осязание, зрение. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
| - знать названия органов. -уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они познаются; -уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера; -уметь слушать, понимать вопрос, формулировать ответ на вопрос, используя слова из вопросов; -уметь соотносить слова с иллюстрацией; -уметь оценивать свою работу. | Личностные: - положительное отношение и интерес к изучению человека; - познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; - способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; - желание вести здоровый образ жизни. Регулятивные: - освоение способов исследования и установления взаимосвязи между предметами. Познавательные: - ориентирование в понятиях и терминах: гигиена, гимнастика. - соблюдать правила гигиены. Коммуникативные: - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; - высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным. |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | Оборудование |
технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы решения проблемы. | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Наглядный и раздаточный материал. | 1. Для проведения опытов: платок, металлический колокольчик, вата, лук, чеснок, апельсин, кусочек хлеба, ветка ели, деревянный кубик, чашка, карандаш, яблоко. Мультимедийный проектор, презентация «Органы чувств», диск со звуками природы, диск с музыкой, плакат с изображением человека без лица. |
Содержание урока | Время | Задачи этапа | Развитие личностных качеств и психических процессов |
| | Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
1.Мотивация Слайд № 1 - Тихо- тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. Наши ушки на макушке (массаж ушей) Глазки зоркие глядят (поглаживание век) В путь за новыми открытиями Приглашают всех ребят! Слайд № 2 Сегодня прекрасный солнечный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, давайте повернемся друг к другу, улыбнемся соседу и подарим ему кусочек своего тепла. | 1мин | Мотивационный компонент урока. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Выполнение массажа ушей; поглаживания век; | cамостоятельность, память | активность, коммуникативность |
2. Постановка целей урока. Постановка учебной задачи. - Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать. - Ребята, а что такое здоровье? (ответы детей) Слайд № 3 - Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Это не так. Каждый с юных лет должен заботиться о себе, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения. – Я скажу вам по секрету, почему у меня хорошее настроение. Не болеет ни один мой помощник. Кто может угадать, о каких помощниках я говорю? (ответы детей) Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. Слайд № 4 - Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. ( Вывешивается плакат с человеком без лица) - Что же в нем странного? (У этого человечка нет лица, у него нет ушей, нет глаз, рта.)
| 2 мин | Ведётся целенаправленная работа к восприятию нового материала. | | |
3. Постановка проблемного вопроса. Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Почему вы так думаете? (ответы детей) Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. | 2 мин | Создание проблемной ситуации. Дети учатся самостоятельно делать выводы. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. | Самостоятельность, точность речи, внимание, компетентности познавательной деятельности, проблемные ситуации – их создание и разрешение, интеллектуальная деятельность.) | анализ активность, системность, точность речи, аргументированность, коммуникатив- ность. |
5.Способы решения проблемной ситуации. - Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (ответы детей) Исследователь - человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. - Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? - Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). - Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь? | 1 мин | Дети самостоятельно находят способы решения проблемы. | память внимание точность речи, компетентности деятельности – игра, учение, труд, моделирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности. | Ответствен- ность любознатель- ность |
6.Работа над темой урока У человека есть очень важный орган. Отгадайте, что это? День закончился, затих. Ты легла, закрыла их И легонечко зевнула, И тихонечко заснула. (Глаза) Слайд № 5 Опыт 1 . (Один ученик вызывается к доске) Задание:- Закрой глаза и попробуй пройти к своему столу. - Почему у тебя не получилось пройти, не задев другие столы? - С закрытыми глазами вы обязательно ударитесь или уроните что-нибудь. Плохо без глаз. Что такое глаза? Для чего они нужны? - Скажите, какого цвета яблоко у меня в руке? - Какое яблоко больше? - Что же мы можем делать благодаря зрению? - Глаза - это орган зрения. С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем: движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно, говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные? Мы выяснили, что глаза необходимы человеку. Давайте и нашему человечку дорисуем глазки. – Зрение необходимо беречь. – Какие правила охраны зрения вы знаете? Слайд № 6 – Что дети делают неправильно? – Какие правила можно составить? Телевизор смотреть не ближе 2-3 метров Не наклоняться низко при письме Не читать лежа. Не тереть глаза грязными руками. | 25 мин | Дети учатся самостоятельно делать выводы. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. Развитие аккуратности сотрудничества Качественная самооценка деятельности учащихся; учитель поддерживает ситуацию успеха. | Память, внимание | Любознатель-ность. |
8.Физминутка – А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки. Физкультминутка проводится для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. - А сейчас мы познакомимся с другим органом чувств. Отгадайте загадку. Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле ... Слайд № 7 Учитель вызывает другого ученика к доске, завязывает ему глаза. Звенит колокольчик. -Что это? Как узнал? Какой орган помог это определить? Какое чувство «включилось»? Опыт. - Заткните уши ватой. Что произошло? (сразу исчезли все звуки). - Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши) - С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания. - Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь. - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели? - Давайте поиграем в игру “Угадай, кто это?” Я буду включать разные звуки, а вы попробуйте угадать, кто или что воссоздает такой звук. (Корова, комар, машина, шмель, барабан и др.) - Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Что нужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши? Слайд №8 - Не ковыряться в ушах острыми предметами, а специальной ушной палочкой. - Избегать сильных звуков и шумов, а также постоянно использовать наушники. - Чистить уши каждый день. - Если почувствовали боль в ушах, то нужно обратиться к врачу. - Давайте дорисуем нашему человеку уши, ведь это тоже важный орган. | 1 мин | Охрана здоровья детей, снимается утомляемость. Дети переходят на аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию, а значит формируется самосто- ятельность мыслительной деятельности. | компетентности здоровьесбережения - гигиена зрения | |
9. Физкультминутка - Чтобы наши ушки отдохнули, мы послушаем спокойную музыку. А теперь давайте познакомимся с другим органом чувств. На лице он выдаётся, Не в свои дела суётся, Но сопеть и нюхать тоже С удовольствием он может. (Нос) Слайд № 9 - Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос? - Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос. Опыт. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели). - Какой орган помог вам это определить. (Нос.) Нос - орган обоняния. Он помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи. - Скажите, необходимо ли беречь нос? - А как это можно сделать? Слайд № 10 Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина. Физминутка. Человек должен уметь правильно дышать. - Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову, выдох - через рот и голову опускаем. Делаем два раза. Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс. - А вот и следующий орган чувств. Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык) Слайд № 11 Опыт. - Ребята, что у меня в руке? ( Лимон) - А теперь представьте, что вы его едите. Что вы чувствуете? (ответы детей) - Какой орган помог это определить, что вы съели? (Язык.) - Язык – это орган вкуса. - Язычок находится в ротовой полости. Он помогает определить сладкую, горькую, соленую, кислую пищу. Слайд № 12 - Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ротик был здоров? Слайд №13 - Какие правила можно составить? Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды Мойте руки перед едой. | 1 мин 1мин. | Закрепить полученные знания. Охрана здоровья детей. | Организован-ность, память, внимание, компетентности здоровьесбережения- гигиена слуха компетентности здоровьесбережения- гигиена обоняния | Системность, аналитичность, культура эмоций, активность, коммуникатив-ность. |
10. 7. Физкультминутка Упражнения для язычка. - Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной. Чистим зубки язычком. Футбол. Цоканье. Надувание щечек. - А где находится язычок? (ответы детей). Давайте дорисуем нашему человеку рот. Ну, а теперь познакомимся с еще одним органом чувств. Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это…(кожа) Слайд № 14 Опыт. Игра "Волшебный мешочек". - Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко). - Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.) - Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой). - Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод) Кожа – орган осязания. Правила ухода за кожей: Слайд № 15 Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку. - Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку) Физкультминутка. У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, А вот если надоест, То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Давайте раскрасим лицо нашему человечку и покажем, где у него кожа. | 1 мин 1 мин. | Закрепление полученных навыков Охрана здоровья детей, снимается утомляемость. | компетентности здоровьесбережения- гигиена органов осязания | |
12. Обобщение изученного материала - Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира? Слайд № 16 - Помните, в начале урока я вам сказала, что у меня хорошее настроение. Теперь вы поняли почему? Я надеюсь, что у вас у всех тоже хорошее настроение, что все ваши помощники здоровы. (Всем детям раздаю маленькие солнышки) Учитель: – Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза) Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши). Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом). Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык). Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей) Игра «Полезно – вредно». - Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть. 1. Читать лежа (вредно). 2. Делать гимнастику для глаз (полезно). 3. Смотреть близко телевизор (вредно). 4. Читать при хорошем освещении (полезно). 5. Ковырять в ушах (вредно). 6. Защищать уши от сильного шума (полезно). 7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно). 8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно). -Что вы исследовали на сегодняшнем уроке? - Какие органы чувств вы знаете? К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. Слайд №17 | 3 мин | закрепление | | Рефлексив-ность, ответствен-ность, любознатель-ность. |
13. Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке? - Что понравилось больше всего? - Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался. Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда, Но добиться результата невозможно без труда. Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой, Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам. И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам! Свежим воздухом дышите по возможности всегда. На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья! Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, и легко вам будет жить. Слайд № 18 14. Оценивание. - Вам понравилось, как вы работали на уроке? - Какую оценку вы поставили себе, сегодня за работу? - Сегодня мне понравилось, как вы работали… | 2 мин | проверить умение учащихся оценивать работу свою и класса, делать выводы Добиться чувства удовлетворённости результатами урока. Вызвать у детей чувство радости, чувство равноценности. | Самостоятель-ность | рефлексивность аргументированность ясность речи активность культура эмоций |
Домашнее задание: оформить памятку «Как сберечь органы чувств». | | | | |