2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (5 мин) - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения. | Я расскажу вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока. «Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. - Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком . Как же менялось настроение мальчика? Почему Миша вначале был доволен, что он стал невидимкой? Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо? | Выслушиваются ответы детей. Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. | ф/р. | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. |
3. Выявление места и причины затруднения. (4 мин.) - организует выполнение учащимися учебного действия (построение проекта выхода из затруднения); - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья) Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.) А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья) (слайд 1) - Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?(слайд 2) - Кто знает, почему именно 7? - Из кого состоит семья? | Выслушиваются ответы детей. Дети высказывают свои мысли. Рассуждают. 7 и Я Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7. | ф/р. | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (5 мин.) - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения. 5.Реализация планируемых Действий. Продолжение работы по теме урока. (7 мин) 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин)
| Игра «Объяснялки» (слова на листочках , дети по очереди вытаскивают и объясняют) Родители – мама и папа. Бабушка и дедушка – мамины и папины родители. Дети – сыновья и дочери. На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье. А сейчас пообщаемся с учебником ,откройте его на стр.42. Прочитать тему: « Наша дружная семья», что мы сегодня на уроке будем делать? -Ребята вы получили задание выяснить ,что такое «семья».Поделитесь своими сведениями. Вывод: Семья - это группа живущих вместе близких родственников.(слайд3) Культура общения. А сейчас постарайтесь ответить на вопрос : «Что такое дружная семья ?» К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассмотрите картинку на странице 42, что вы видите? Мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку , разыграв ситуацию…(предоставляется слово каждой группе.) (слайд4, 5,6,7,8,9,) Вывод: - Что нужно для хорошей дружной семьи? Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время .-Каждый из вас писал сочинение о своей семье. Рассказы детей про их семьи. - Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой. Традиция –то ,что передаётся от старших к младшим,особенности каждой семьи. -Какие традиции вы хотели бы сохранить? Обсудите в группе какие ошибки совершает эта семья.(слайд 10) Каждая группа обьяснит смысл одной пословицы .(слайд 11) - В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово? Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста. Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Среднее поколение – родители. Младшее поколение – дети. Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке?стр.42 Почему вы так решили? Сколько поколений живут в вашей семье? Что мы делаем вместе? (слайд 12) Вокруг нас много родных, с ними мы связаны неразрывными нитями. Отметьте сходство в словах «родные», «родственники», «родня». (Слова записаны на карточках.) Все они от слова «род». А «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях. Посмотрите в учебнике на ст.46 как изобразили свою родословную Сережа и Надя. - Сколько поколений на нём показано? -Сколько поколений живут вместе в вашей семье? - Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей) А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано , а люди им пользуются.(имя) А зачем имя человеку? Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными. - А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки) - Как различают таких людей? ( По фамилиям.) Итак, имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия – ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья) Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад) Страница 47 прочитайте первый абзац. Работа по карточкам.Объяснялки. Обобщение. -Что же такое семья ? - Какую семью мы называем дружной, счастливой? -Какие правила культурного общения вы запомнили ? | Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели.По одному человеку от группы объясняют значение слова. Бабуши и дедушки, брат или сестра. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Работа с учебником. Узнать, что обозначает слово «семья». Из толкового словаря, из сети Интернет… По одному ученику от каждой группы читают значение слова из словаря Ожегова. Семья-объединение людей, сплочённых общими интересами. Семья-группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей. Семья-группа живущих вместе близких родственников. Ученики делают выбор. Высказывают свои мысли. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Каждая группа пытается озвучить картинки. Дети высказывают своё мнение. Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой» Записывают на листочках каждый по одному слову.(уважают, понимают, любят, заботятся, отдыхают… Выступают с мини сочинениями.( По одному человеку от группы.) Дети высказывают своё мнение. Оценивают. Рассказывают о традициях своей семьи. Дети высказывают своё мнение. Оценивают. Проходит работа в группах. Дети высказывают свои мысли. Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время… Ищут общее лексическое значение в словах. Перед детьми стоит проблема указать поколения в семье и родственные связи. Высказывания детей. Рассуждают. Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого. Дети отвечают на вопросы . Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Доказывают правильность своего выбора. Дети в группах определяют кто кому приходится . Доказывают рассуждают Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Доказывают правильность своего выбора. | Гр./р Гр/р Инд/р. ф/р. Гр/р. Инд./р ф/р. Гр/р. ф/р Гр/р. | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. |