• Тема урока: Наша дружная семья.
• Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков культуры общения и поведения в семье.
• Тип урока: «открытие» нового знания.
обучающая: познакомить с понятием «семья», учить оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми;
развивающая: развивать память, мышление, творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
воспитательная: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, уважительное отношение к семейным традициям.
• Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
• Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
для учителя: технологическая карта урока, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, толковые словари С.И.Ожегова.
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД |
1.Самооп- ределение к деятель- ности. | - Здравствуйте, ребята. Готовы к уроку? -Кто пришёл сегодня с хорошим настроением? У меня тоже хорошее настроение. Давайте поделимся настроением с другими, улыбнёмся друг другу. (слайд: Улыбка) Садитесь. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. | Коммуникативные: навыки сотрудничества учителя с учениками. Личностные: самоорганизовать; положительный эмоциональный настрой. |
2.Актуали-зация знаний | - Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, узнаем много нового. -Постараемся работать одной командой, помогать друг другу, а приобретённые знания пригодятся нам в дальнейшем. -Откройте, учебник на с. 41. Прочитайте тему нового раздела. (слайд: стр. учебника) -Чему будем учиться в этом разделе? - Мы начинаем изучать большой раздел «Общение». - А с кем мы общаемся в жизни? -В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Мы делимся друг с другом своими переживаниями, радостями. Человек не может жить без общения. | Слушают учителя. Открывают учебник, читают название раздела Читают информацию в учебнике о том, чему будут учиться. Рассуждают. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: формулировать и удерживают учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; извлекать информацию из просмотренной презентации; Коммуникативные: организовывать и поддерживать учебное сотрудничество. |
3.Постанов-ка учебной задачи. | -Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке, отгадайте загадки. (слайды с загадками) 1. Она лучше всех на свете, Без нее прожить нельзя. Есть она у Кати, Пети И, конечно, у меня. (мама) 2. Шкаф тяжелый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет? Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем? (папа) 3. На него смотрю всегда И беру с него пример. Он на папу так похож! Но только с сединой – и что ж? (дедушка) 4. У мамы работа, у папы работа, У них для меня остается суббота! А с нею я дома всегда, Она не ругает меня никогда! (бабушка) 5. Маме на радость, папе в награду, Он появился, наследник – отрада. Родной, несмышленый, пуговки–глазки – Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат) 6. Радость в глазах, в глазах удивленье, В семье у нас нынче еще прибавленье! В доме у нас появилась девчонка! Теперь я ей брат, а она мне …(сестрёнка) 7. У мамы сестра Веселей не найдете! Ей очень горжусь Ведь она моя … (тетя) 8. К нам приехал папин брат. Встрече с ним я очень рад! Он твердит, в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…(дядя) - Как одним словом можно назвать этих людей: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка? (слайд: Фото семьи) - Что такое семья? - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? - Сегодня мы узнаем, что такое семья, семейные традиции. Будем учиться правильно вести себя с близкими людьми. - Какую цель можно поставить на урок? | Читают и отгадывают. Семья. Рассуждают. Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: формулировать и удерживают учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; извлекать информацию из просмотренной презентации; Коммуникативные: организовывать и поддерживать учебное сотрудничество. |
4.Построение проекта выхода из затруднений. | Словарная работа. (работа в группах) - На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Прежде чем мы с вами начнём знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем значения слов, о которых пойдёт речь на уроке. Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно найти толкование в словаре. 1 группа - «семья», 2 группа – «родство», 3 группа – «традиции». Работа с учебником. - Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади. Подумайте, о чём беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Придумайте, каким может быть диалог между мамой и сыном, отцом и дочерью. - Как вы понимаете слова «культура общения»? -Для чего она нужна в семье? - Давайте сформулируем признаки дружной семьи. (слайды с примерами дружбы в семье) | Дети смотрят значение слов по словарю. Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами. Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Рассматривают рисунок, высказывают свои суждения. Высказывают свои суждения. - Культура общения – это вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к друг к другу. - Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая. -Семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время – это дружная семья. | Личностные: осознавать свои возможности в учении; адекватно воспринимать причины своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; извлекать информацию из просмотренной презентации; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные: использовать нормы речевого этикета, умение высказывать своё мнение, умение выслушивать ответы одноклассников. |
Физминутка. | Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). (под музыку) | Повторяют слова и движения. | Личностные: формировать ЗОЖ Регулятивные: самоорганизовывать отдых. |
5.Первичное закрепление с проговари-ванием. | - Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним. Практическая работа - Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в вашей семье. - Расскажите, что из предложенных ситуаций происходит и в вашей семье? - Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой. Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? - Прочитайте первые два абзаца. Дайте определение, что такое традиции? -Какие традиции есть в ваших семьях? | Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях. Дети выполняют практическую работу. Высказывают предположения. Обсуждают полученную информацию. Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют. Дети рассказывают о своих семейных традициях. | Личностные: формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям. Регулятивные: определять, формулировать и проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: отвечать на вопросы, рассуждать, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. Коммуникативные: использовать нормы речевого этикета, умение высказывать своё мнение, умение выслушивать ответы одноклассников. |
6.Самостоя-тельная работа с самопро-веркой. | Самостоятельная работа. - Выполните задания № 1,2 в рабочей тетради (с. 21). Подчеркните, какие домашние обязанности выполняете вы. Напишите, что ещё по дому вы делаете. | Самостоятельно выполняют задания. | Личностные осознавать личностную значимость в освоении нового учебного материала |
7.Включение в систему знаний и повторение. | (слайды с примерами семейных традиций) -Назовите семейную традицию. Для чего она нужна? | Высказывают собственное мнение. | Регулятивные: ориентироваться в новом учебном материале. Коммуникативные: формировать мысли; слушать и понимать речь других; учиться слышать, уважать чужую точку зрения, участвовать в обсуждении. |
8.Рефлексия деятельности | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Что понравилось? - Кто доволен своей работой на уроке? -Какое открытие вы сделали для себя сегодня? - Какое настроение? - Я рада. Спасибо за работу. Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу за весь урок. | Личностные: формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
9.Домашнее задание. | стр.42-45, «Семейные традиции», задание № 5 в рабочей тетради. Ответить на вопрос: Какие традиции есть в вашей семье? | Записывают в дневник. | Личностные: проявлять личную заинтересованность для успешного выполнения задания. |