|   1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.  – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».  – Он гласный или согласный?  – Какой это согласный: твердый или мягкий?  – Какую фишку возьмем для обозначения звука?  Аналогично проводится работа с другими звуками.  – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».  – Он гласный или согласный?  – Какой это согласный: твердый или мягкий?  – Какую фишку возьмем для обозначения звука?  Аналогично проводится работа с другими звуками.  – А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)   Вот качели – буква М!   Здесь качаться можно всем!  4 слайд      Е. Тарлапан  – Из каких элементов состоит буква М?  – На что похожа буква М?  – Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.  – А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?      Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».      2. Чтение слогов. Работа по учебнику.  Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,   А за ним ежатки, малые ребятки.   «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».  – Какую букву нашёл ёжик?  Прибежал веселый А, почитали дети – ма.  Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.  Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.  Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.  Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.  Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.  Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.  Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.  Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.  Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.   ма – мо – мя – мы – ми   му – мё – мю – мэ – ме  5 слайд         3. Составление слов.  – Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.      4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».  1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».  – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.  – Впишите букву м в пустые квадратики.  – Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)  – Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)  – Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].)  – Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)  – Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)  2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».    – Перед вами две строчки слов.  – Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)  – Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)  – Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)  – Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.)  Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.  Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)      5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.  – Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)  – Кто автор? (В. Орлов.)  – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.   О-би-дел – обидел.   У-да-рил – ударил.   Дру-жи-ли – дружили.   Не по-де-ли-ли – не поделили.  Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.  – О ком это стихотворение?  – Кто задает вопросы мальчикам?  – Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?  – Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?  – Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)  – Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».   С виду мы не очень схожи:     Петька толстый, я худой,     Не похожи мы, а всё же     Нас не разольёшь водой!     Дело в том, что он и я –     Закадычные друзья!     Всё мы делаем вдвоём.     Даже вместе... отстаём!     Дружба дружбою, однако     И у нас случилась драка.     Был, конечно, важный повод.     Очень важный повод был!     Помнишь, Петя?     – Что-то, Вова, позабыл!     – И я забыл...     Ну, неважно! Дрались честно,     Как положено друзьям:     – Я как стукну!     – Я как тресну!     – Он как даст!     – А я как дам!..     Скоро в ход пошли портфели.     Книжки в воздух полетели.     Словом, скромничать не буду –     Драка вышла хоть куда!     Только смотрим – что за чудо?     С нас ручьём бежит вода!     Это Вовкина сестра     Облила нас из ведра!   С нас вода ручьями льётся,     А она ещё смеется:     – Вы действительно друзья!     Вас водой разлить нельзя!  – Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)      6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.  – Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)  – Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)  – Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)      7. Работа в парах.  – Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)  – Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).  – Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)  – Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)  – Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)  – Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)  – Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)      8. Дифференцированная работа по учебнику.  а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):  – Прочитайте начала предложений и закончите их.  – Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)  – В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.  б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):  – Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.   |