1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. – А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.) Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! 4 слайд Е. Тарлапан – Из каких элементов состоит буква М? – На что похожа буква М? – Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М. – А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать? Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы». 2. Чтение слогов. Работа по учебнику. Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». – Какую букву нашёл ёжик? Прибежал веселый А, почитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ. Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме. ма – мо – мя – мы – ми му – мё – мю – мэ – ме 5 слайд 3. Составление слов. – Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно. 4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». 1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши». – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м. – Впишите букву м в пустые квадратики. – Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.) – Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) – Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].) – Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.) – Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.) 2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». – Перед вами две строчки слов. – Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.) – Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) – Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.) – Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.) Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно. Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.) 5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова. – Прочтите название стихотворения. («Кто кого?») – Кто автор? (В. Орлов.) – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами. О-би-дел – обидел. У-да-рил – ударил. Дру-жи-ли – дружили. Не по-де-ли-ли – не поделили. Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми. – О ком это стихотворение? – Кто задает вопросы мальчикам? – Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод? – Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? – Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.) – Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья». С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой, Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Дело в том, что он и я – Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе... отстаём! Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? – Что-то, Вова, позабыл! – И я забыл... Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: – Я как стукну! – Я как тресну! – Он как даст! – А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеется: – Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя! – Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.) 6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. – Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.) – Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.) – Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.) 7. Работа в парах. – Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.) – Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»). – Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.) – Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.) – Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.) – Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) – Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.) 8. Дифференцированная работа по учебнику. а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя): – Прочитайте начала предложений и закончите их. – Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.) – В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук. б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа): – Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос. |