Грибакова С.Н.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с.Сулак
Краснопартизанского района
Саратовской области»
Умножение вида 50 ∙ 2, 200 ∙ 5.
Цель: Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока “Умножение вида 50∙2, 200∙5”. .
Краткая аннотация Дать возможность детям самим построить алгоритм выхода из проблемной ситуации.
Путём анализа выделить из нескольких числовых рядов лишние числа. Затем увеличить их в 2 и 3 раза. Выделить примеры, которые вызвали затруднение и предложить свой способ решения(опираясь на свои знания). Проанализировать картинку в учебнике (Школа 21век. Рудницкая) и сравнить свой способ решения и способ решения, предложенный героями учебника Сделать вывод.
Планируемые результаты
Личностные
сформировать познавательные потребности, стремление к глубокому усвоению знаний.
научится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
получит возможность оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни, преодолевать трудности, воспитывать желание учиться.
Метапредметные
Регулятивные УУД.
- определять и формулировать тему, цель урока;
- составлять алгоритм решения проблемы совместно с учителем;
- распределять работу в группе;
- оценивать достигнутые результаты;
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать,, классифицировать,, группировать;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение, приводя аргументы;
- учитывать мнения всех участников процесса и стремиться к принятию общего решения в сотрудничестве с учителем, в паре;
- понимать важность своих действий для решения учебных задач.
Предметные
Научится применять алгоритм умножения круглых многозначных чисел на однозначное.
Получит возможность применять знания таблицы и переместительного свойства умножения.
Научится решать задачи, применяя новое знание.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник математики4 кл. Рудницкая В.Н, Юдачева Т.В., рабочая тетрадь№2. К УМК Начальная школа 21век.
Дидактические материалы: разрезные карточки
Авторский комментарий
Презентация создана на основе шаблона
Слайд 1. Не демонстрируется.
Слайд 2. По щелчку начинается демонстрация.
Слайд 3. По щелчку
Слайд 4. Слайд работает по щелчку. Вся анимация автоматически работает.
Слайд 5. Анимация работает по щелчку по ходу урока
Слайд 6. Включается по щелчку
Слайд7. Включается по щелчку
Слайд 8. Включается по щелчку
Слайд 9. Слайд работает по щелчку, анимация настроена автоматически
Слайд 10. Слайд работает по щелчку, анимация настроена автоматически
Слайд 11 Картинки на слайде настроены автоматически, а начало показа по щелчку
Слайд 12. Текст на слайде настроен меняться по щелчку, для удобства учителя.
Слайд 13. Текст на слайде настроен меняться по щелчку.
Ход урока
Мотивирование(самоопределение) к деятельности
Слайд 2. На слайде текст стихотворения
Учитель.
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать.
Учитель. Как вы понимаете, что за умения пригодятся в жизни?
Ученики. Умение учиться
Учитель. Выделите главное слово в последней строке и объясните свой выбор.
Ученики. Сам, потому что только если хочешь много
знать, сможешь добиться многого.
Учитель. Что для этого нужно?
Ученики. Желание учиться, умение планировать свою работу
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Слайд 3 изображение на экране таинственного знака.
Учитель. Какие цифры увидели?
Ученики. 1, 6, 0
Учитель.. Используя эти цифры, назовите самое большое число.
Ученики. 610
Учитель. Самое маленькое число
Ученики. 106
Учитель. Найдите и запишите сумму этих чисел.
Ученики. 610 + 106 = 716
Учитель. Найдите и запишите разность этих чисел.
Ученики. 610 – 106 = 504
Учитель. Молодцы!
Учитель. Перед Вами лежат карточки с заданиями. Справа от задания запишите ответ.
1. Найдите частное 64 и 8. | |
2. 7 увеличьте в 5 раз.. | |
3. Найдите произведение 2 и 6. | |
4. Если к неизвестному числу прибавить 8, то получим 85. Найдите неизвестное число. | |
5. Первый множитель 9, второй – 5. Найдите произведение. | |
6. 12 увеличьте на столько же. | |
7. На сколько 100 больше 37? | |
8. 5 умножить на 10. | |
Учитель. Проверьте работу по образцу и оцените свои знания.
Слайд 4 Карта самооценивания
Комментарий для учителя. После проверки и самооценки учитель переключает на следующий слайд.
Слайд 5 Изображение логических рядов
Учитель. Назовите лишнее число в каждом ряду и поясните свой выбор
4, 6, 15, 8, 2
Ученики.15 . Двузначное
100, 900, 20, 500, 800;
Ученики. 20 . Двузначное
23, 45, 200, 58, 84;
Ученики. 200. Трёхзначное
Слайд5 . Проверяем первую часть задания по щелчку.
Учитель. Увеличьте их в 2 раза. Результат запишите в тетрадь.
Учитель. Увеличьте их в 3 раза. Результат запишите в тетрадь.
Постановка учебной проблемы
Учитель.. Решение каких примеров вызвало затруднение?
Ученики. 20 ∙ 2, 200 ∙2, 20∙ 3, 200 ∙3
Учитель. Как вы думаете выполнить умножение?
Комментарий для учителя. ученики предлагают свои способы, их необходимо проверить и выбрать самый удобный.
( 2∙10) ∙2= 2∙ 2 ∙10= 4∙10=40
(2∙100)∙2=2∙2∙100= 4∙100=400
Учитель. Проверим на слайде 5 (по щелчку открываем вторую часть слайда)
Учитель. Как вы думаете над чем же мы сегодня будем работать?
Ученики. Умножение вида 50 · 9, 200 · 4
Слайд 6 тема урока выводится на доску
4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта
Слайд 7. Изображение картинки
Комментарий для учителя. (Учебник математики 3 класс Рудницкая Н.В., Юдачева Т.В. УМК Начальная школа 21век) Дети отвечают, анализируя картинку, предполагают как произвести вычисления. Пробуют и делают вывод, какой способ получился более удобный!
Учитель. Сколько пачек чая купил Волк?
Ученики. 9
Учитель Сколько граммов чая в каждой пачке?
Ученики. 50
Учитель Как узнать, сколько граммов чая во всех пачках?
Ученики. 50 • 9
Учитель Посмотрим, как Заяц решил это выражение.
Учитель Как Заяц перешел к записи
(5 • 10) • 9?
Ученики. Представил 50 , как произведение двух чисел 5∙10
Учитель. Так как в выражении (5 • 10) • 9 содержится только умножение, что можно сделать со скобками?
Ученики. Опустить. Получим 5 • 10 • 9
Учитель Как можно выполнить действия?
Ученики. В любом порядке.
Учитель. Какой результат вы получили?
Ученики. 450
Физминутка
- Речь с движениями. (сидя)
- Подниму ладони выше и сложу над головой.
- Что же вышло?
– Домик вышел. Это крыша надо мной.
- Опущу ладони ниже и сложу я их дугой.
– Что же вышло?
– Гуси вышли. Вот один, а вот другой.
- Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (носочки)
– Мостик вышел. Погуляем под луной.
- Встаньте из – за парт.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Ребята, используя способ объяснения Зайца, умножим примеры №48 в рабочей тетради на странице пятнадцатой.
80 • 3 = 240 | 6 • 20 = 120 200 • 2=400 |
50 • 5 = 250 | 3 • 40 = 120 100 • 8=800 |
40 • 9 = 360 | 9 • 90 = 810 3 • 300=900 |
70 • 7 = 490 | 40 • 10 = 400 2 • 400=800 |
Учитель. Что заметили?
Ученики. Отбросили 0. Умножили числа и к полученному результату приписали 0 справа.
Учитель. Прочитайте, правильно ли ваше предположение.
Слайд8 (на слайде выведено правило)
Чтобы умножить число, оканчивающееся нулем, на какое-нибудь число, можно закрыть этот нуль, выполнить умножение, а затем к результату приписать справа нуль.
70 • 8 = 7 • 8 = 560
Учитель. Работаем в учебнике на странице тридцать девятой № 11 . Прочитайте задачу и подумайте как удобнее записать краткое условие.
Календарь стоит 20 р., а журнал в 3 раза дороже. Купили календарь и 2 журнала. Какова стоимость покупки?
Ученики. Условие запишем таблицей.(Могут быть и другие способы записи, каждый записывает так как ему удобнее и понятнее)
Один из вариантов
| Цена | Количество | Стоимость |
Календарь | 20руб | 1 | ? | ? |
Журнал | ? в 3 раза дороже | 2 | ? |
Второй вариант
20р. ? в 3р. дороже х 2
?
Учитель. Как ответить на главный вопрос задачи? Что для этого нужно знать?
Ученики. Сколько заплатили денег за каждый предмет.
Учитель. Подумайте как можно решить эту задачу?
1 способ: 20 • 3=60(руб.)- стоит 1 календарь
60 • 2= 120(руб.)- стоят 2 календаря
120+20=140(руб.)- стоит вся покупка
Учитель. Как записать решение выражением?
Ученики.(20 • 2 • 3) + 20 = 140(руб.)
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону
Слайд 9
Пояснение для учителя.
Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха
Учитель. Совместно выполните действия и вставьте числа в «окошки»: (карточка одна на парте)
Выполни действия и вставь числа в окошки
16
• 6
+298
- 326
• 4
+57
Учитель. Проверьте свою работу и оцените правильность решения, поставив на карточке соответствующий знак.
Слайд9.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Слайд10
Комментарий учителю. Делим детей на группы. На парте пустая карточка.
Учитель. Посмотрите на Слайд. Решите примеры, записывая только ответы в таблицу, которая лежит у вас на парте в порядке возрастания;(работа в группах). Соотнесите числа с буквами и прочитайте слово, которое у вас получилось.
(В) 20 ∙4 (О) 20 ∙2 (Р) 10 ∙5 (О) 30 ∙2
(Ь) 30 ∙3 (Е) 50 ∙2 (Д) 10 ∙3 (З) 10 ∙2
20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 90 | 100 |
з | д | о | р | о | в | ь | е |
Ученики. Здоровье.
Учитель. Что такое здоровье?
Ученики. Дают свои ответы
Учитель. Скажите, какие факторы влияют на здоровье человека?
Ученики. Питание, занятия спортом, режим дня и другие факторы.
Слайд11
Учитель. В словаре Ожегова сказано, что здоровье это «…правильная нормальная деятельность организма».
Слайд 12
Учитель. Предлагаю Вам сыграть в блиц – турнир. Какая группа желает ответить на три вопроса без подготовки?
«Блиц – турнир» Слайд12
Учитель. В течение суток сердце сокращается 8 часов, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце в течение суток?
Ученик.16 часов.
Учитель. Рисовая каша переваривается в желудке 2 часа. Варёная говядина на 2 часа больше чем каша, а жареная свинина на 6 часов больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину?
Ученик.10 часов
Учитель. Какие из этих продуктов предпочтительнее ребёнку на ужин?
Ученик. Кашу, быстрее переваривается.
Учитель. Уставом средней школы установлены следующие сроки школьных каникул: осенние – 7 дней, зимние – на 5 дней больше, а весенние – на 2 дня короче зимних.
Сколько дней длятся зимние и весенние каникулы?
Ученик. 22
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель. Над какой темой работали на уроке?
Учитель Что вы для себя нового открыли?
Учитель Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил? СЛАЙД13
Учитель Оцените вою работу на уроке.
- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте на полях тетради весёлого человечка.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте серьёзного человечка.
- Кому на уроке было очень трудно, нарисуйте грустного человечка
Учитель Оцените работу класса.
Учитель Какое у вас настроение?
Учитель Изменилось ли оно?
Учитель Отметьте свое настроение в конце урока
«Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Все сумели? Все смогли?
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Спасибо всем за урок».
Домашнее задание
Учитель. Выполните любой один номер из учебника Математики 4класс страница 39 и один номер из рабочей тетради №2 на странице 15.
Литература
В.Н.Рудницкая. Т.В. Юдачёва . Математика. 4класс.М., «Вентана - Граф», 2013
ФГОС НОО