Ф.И.О. учителя | Хазеева Эльмира Протолионовна |
Класс | Дата | № урока по КТП |
5 | | |
Тема: Уравнения | |
Тип урока: «Открытие» нового знания | |
Цель урока: | Формирование способности учащихся к новому способу действия, введения понятия уравнения, корень уравнения ,формирование умения решать уравнения; продолжить работу по обучению учащихся алгебраическому способу решения задач |
Задачи урока: | Образовательные | Повторить и применить понятия: уравнение, решить уравнение, корень уравнения; сформировать у учащихся новые умения и навыки решения уравнений и решения задач с помощью уравнения; формировать умение применять алгоритм решения уравнений при выполнении различных заданий |
Развивающие | Формирование навыков коллективной работы, развивать логическое мышление, память учащихся, навыки самостоятельной работы; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь |
Воспитательные | Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству |
Новые термины и понятия: | - определение уравнения; - корень уравнения; - решение уравнения - правила решения уравнения; |
Планируемый результат: | УУД | Личностные: определение уравнения; - новые понятия, связанные с уравнением; - корень уравнения; (записывается в течение урока) - решение уравнения; (записывается в течение урока) - правила решения уравнения; - применение в математике; - применение в жизни |
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров |
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней |
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Подготовка к изучению алгебры | Фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации | Учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация, |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности.(орг. момент) | Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
II Сообщение темы , цели и задач урока. (Слайд 2) (Слайд 3) (Слайд 4) | 1.Назовите компоненты сложения и вычитания в следующих выражениях: (52 + а) + b (37 – x) + (c – 19) 111 – (a + b) (77 + c) – (d – 55) 2. Вставьте пропущенное число □ + 10 = 90 40 + □ = 100 □ – 7 = 12 □ – 10 = 10 83 - □ = 83 1000 - □ = 750 3. Решите несколько примеров, используя свойства сложения и вычитания. Заполните таблицу и вы узнаете тему урока 4. Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока. - повторение (компоненты сложения и вычитания, свойства сложения и вычитания); - определение уравнения; - новые понятия, связанные с уравнением; - корень уравнения; (записывается в течение урока) - решение уравнения; (записывается в течение урока) - правила решения уравнения; - применение в математике; - применение в жизни | Устная работа Устная работа. Письменная работа в карточках Учащиеся самостоятельно определяют тему урока и озвучивают | Коммуникативные: Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: Составление плана действий. Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем |
III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. (Слайд 5) | Разгадаем кроссворд, который поможет нам в изучении темы «Уравнение» Орган растения, служащий для укрепления в почве, поглощения воды, минеральных веществ. (корень) Результат сложения (сумма) Компонент вычитания (вычитаемое) Арифметическое действие (сложение) Сосед вычитаемого (уменьшаемое) Для чего используют натуральные числа? (счет) Уменьшаемое без вычитаемого (разность) Действие, обратное №4 (вычитание) Компонент сложения (слагаемое) Назовите «лишнее» слово в кроссворде. Назовите ключевое слово в кроссворде. - Как вы думаете, какая связь между этим словом и темой сегодняшнего урока? Запомните это! Это поможет вам сформулировать определение уравнения. | Фронтальная беседа - Корень. -Равенство. - Это однокоренные слова. | Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия, Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: вступают в диалог выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
IV Усвоение новых знаний. (Слайд 6) (Слайд 7) (Слайд 8) (Слайд 9) (Слайд 10) (Слайд 11) | Внимание на экран! Что изображено (Слайд 6) Что можно сказать про чаши весов? Вспомните ключевое слово кроссворда. Представим, что мы покупаем арбуз. (Слайд 7) Что произошло с чашами весов? Как узнать вес арбуза? Ставим гирю 8 кг. (Слайд 8) Что произошло? - Что нужно сделать в этом случае? Что произошло? Слайд 9) Как узнать массу арбуза? Решим задачу с помощью уравнения. Что неизвестно? (масса арбуза) Обозначим ее за х. Какое уравнение можно составить? Сколько весит арбуз? х + 2 = 8 – называется уравнением. Вспомните ключевое слово кроссворда и дайте определение уравнения. - Уравнение – это равенство, содержащее букву. При определенном значении буквы уравнение становится верным равенством. Полное определение уравнения – уравнение это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Кстати, обратите внимание как пишется слово уравнение. Однокоренные слова - равный, равенство, равно… Рассмотрим форму записи уравнения: х+2 = 8; Уравнение – это законченное математическое предложение. (Слайд 10) х+2 = 5; - уравнение Каким математическим действием является выражение, записанное в левой части уравнения (х+2)? Какой компонент суммы неизвестен? - Как найти первое слагаемое? - Как это записать? Мы закончили решать уравнение, поэтому в конце поставим точку. Число 6 имеет свое название. Вспомните «лишнее» слово в кроссворде. - Корень. Число 6– корень уравнения. Дайте определение корня уравнения. - Что означает «решить уравнение»? - Найти его корни или показать, что их нет. | - Весы. - Они уравновешены. - Одна чаша перевешена. - Надо поставить гирю на вторую чашу весов. - Чаши весов снова перевесились. Арбуз легче, чем 8кг. - Надо поставить еще одну гирю на чашу с арбузом. - Чаши уравновесились. х + 2 = 8 - Суммой. - Первое слагаемое. - Надо из суммы вычесть второе слагаемое. х = 8 – 2; х = 6. - Корень уравнения – это значение буквы, при котором уравнение обращается в верное равенство. Вывод учащихся - Найти его корни или показать, что их нет. | |
Построение проекта выхода из затруднений | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Физ. минутка. | Проговаривают причину затруднения с помощью учителя | Регулятивные : В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрации. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (с помощью учителя) |
Первичное закрепление (выход из затруднения). (Слайд 12) | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием.. Решите следующие уравнения: (Слайд 12) 1 вариант Л | 37 – х = 16; х =_________; Ответ: ___________. | Ч | b – 37 = 28; | О | 69 – y = 54; | О | x – 350 = 210; | Т | 54 + c = 71; | Н | c – 56 = 87; | И | a + 39 = 88; | 2 вариант М | 48 – х= 32; х =_________; ___________. Ответ: ___________. | Л | 78 – x = 52; | Е | c – 47 = 76; | О | 45 + c = 63; | Д | b - 26 = 65; | Ц | x – 210 = 350; | О | b + 28 = 67; | Расположите корни уравнений из в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы (Слайд 13) Составьте уравнение по следующему условию задачи: (Слайд 14) «Отчего, скажи мне, Петя, Было шесть конфет в буфете, А осталась лишь одна? «Оттого, - ответил Петя, - Что её я не заметил!» Вот тебе и на!» Не забудьте указать, что вы обозначаете за х. | Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют равенства Учащиеся записывают решение. Самопроверка.1 вариант 15 | 17 | 21 | 49 | 65 | 143 | 560 | о | т | л | и | ч | н | о | 16 | 18 | 26 | 39 | 91 | 123 | 560 | м | о | л | о | д | е | ц | Составляют равнение по следующему условию задачи: | Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем, уравнений Коммуникативные: Оформлять свои мысли в письменной форме |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой (Слайд 15) | Математический диктант (В.И. Жохов, И.М. Митяева. Математические диктанты. 5 класс): Из какого числа надо вычесть двадцать, чтобы получить пятнадцать? Какое число надо прибавить к восемнадцати, чтобы получить двадцать пять? Какое число надо вычесть из пятидесяти, чтобы получить тридцать? Запишите уравнение и решите его: Разность «икс» и пятнадцати равна сорока. Запишите уравнение и решите его: Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти. Запишите уравнение и решите его: Разность семидесяти и «икс» равеа тридцати пяти. Верно ли высказывание: Уравнение х + 24 = 18 не имеет корней (среди натуральных чисел)? Верно ли высказывание: Корень уравнения у – 16 = 0 – число шестнадцать? | Взаимопроверка. | Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Рефлексия (итог) | Организует самооценку учебной деятельности Подведем итог. Что вы нового узнали на уроке? Чему научились? Для чего в математике применяются уравнения? Нужно ли в жизни умение решать уравнения? Посчитайте количество баллов, полученных за урок и выставите себе оценку. | Рассказывают, что знают.и что узнали. Дают самооценку. | Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действия Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению | п. 10 №№395 (а,в,г), 397(б) (Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика -5, М.2006) дополнительно: придумать задачу, которая решается с помощью уравнения. | | |